Рабочая программа кружка В мире книг

Пояснительная записка.     Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л. А., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Место курса в учебном плане Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4 классов. Программа рассчитан... № п/п Тема раздела Кол-во часов Универсальные учебные действия 1 Страницы старины седой. 2  составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;  различать виды и типы книг; писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;  знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат; пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;  писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;  пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;  составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;  ... 2 Крупицы народной мудрости. 3 различать виды и типы книг; писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;  знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат; пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;  писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;   3 Мифы народов мира. 1  писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;  пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;  составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;  задавать вопросы находить ответы в словарях и справочниках; собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);   4 Русские писатели-сказочники. 2 знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат; пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;  писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;  пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;   5 «Книги, книги, книги…» 2 собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);  работать с детскими газетами и журналами. 6 Книги о детях и для детей. 2 знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат; пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;  писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;  пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе 7 Словари, справочники, энциклопедии. 2 задавать вопросы находить ответы в словарях и справочниках; собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);   8 Родные поэты. 1 собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);  работать с детскими газетами и журналами. 9 Писатели о писателях. Очерки и воспоминания. 1 задавать вопросы находить ответы в словарях и справочниках; собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);   10 Мир книг. 1 составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;  различать виды и типы книг; писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;  знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат; пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;  писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;   Календарно-тематическое планирование 4 класс № п/п Раздел Кол-во  часов Тема Кол-во  часов Формы внеурочной деятельности Дата               план факт 1. Страницы старины седой. 2 Книги Древней Руси. 1 текущий     2.     Былинные богатыри. Библейские предания. 1 текущий     3. Крупицы народной мудрости. 3 Героические песни о героях России. Русь в произведениях фольклора. 1 текущий     4.     С. Алексеев «Рассказы о Суворове» 1 текущий     5.     Проект «Русь великая в пословицах и поговорках» 1 защита проекта     6. Мифы народов мира. 1 Мифы народов мира. Мифологические герои. 1 текущий     7. Русские писатели-сказочники. 2 Мир сказок: сказки народные и авторские. 1 текущий. Инсценирование     8.     Сказки русских писателей-классиков. Фольклорные корни литературных произведений. 1 текущий     9. «Книги, книги, книги…» 2 Книга. Элементы книги. Первые библиотеки. 1 создание книжки-раскладушки     10.     Проект «Русские баснописцы» 1 защита проекта     11. Книги о детях и для детей. 2 Дети – герои книг писателей XIX в. Фантастика и приключения. 1 текущий     12.     Авторы произведений о детях. 1 обмен впечатлениями     13. Словари, справочники, энциклопедии. 2 «Хранители слов» - словари. Справочники и энциклопедии. 1 экскурсия     14.     Игра «100 вопросов Почемучек» 1       15. Родные поэты. 1 Поэты о родной природе. Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе». 1 текущий     16. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания. 1 Писатели о писателях. Корреспондент газеты. 1 Текущий. Создание газеты     17. Мир книг. 1 Детские газеты и журналы. Библиотечная мозаика «Тайны книг» 1 текущий                                 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы Материалы для учащихся: Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л. А., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Место курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в месяц.

17 часов в год.

Общая характеристика курса

Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели занятий курса:

  • создание на практике условий для реализации читательских умений;

  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).

Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты.

Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Ценностные ориентиры содержания занятий

Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).

Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные учебные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;

пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

вести диалог о прочитанной книге.






















Содержание программы


4 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

Страницы старины седой.

2

составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

различать виды и типы книг;

писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

задавать вопросы находить ответы в словарях и справочниках;

собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);

работать с детскими газетами и журналами.

2

Крупицы народной мудрости.

3

различать виды и типы книг;

писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

3

Мифы народов мира.

1

писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

задавать вопросы находить ответы в словарях и справочниках;

собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);

4

Русские писатели-сказочники.

2

знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

5

«Книги, книги, книги…»

2

собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);

работать с детскими газетами и журналами.

6

Книги о детях и для детей.

2

знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе

7

Словари, справочники, энциклопедии.

2

задавать вопросы находить ответы в словарях и справочниках;

собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);

8

Родные поэты.

1

собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);

работать с детскими газетами и журналами.

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.

1

задавать вопросы находить ответы в словарях и справочниках;

собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);

10

Мир книг.

1

составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

различать виды и типы книг;

писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Формы

внеурочной деятельности

Дата


план

факт

1.

Страницы старины седой.

2

Книги Древней Руси.

1

текущий

2.

Былинные богатыри. Библейские предания.

1

текущий

3.

Крупицы народной мудрости.

3

Героические песни о героях России. Русь в произведениях фольклора.

1

текущий

4.

С. Алексеев «Рассказы о Суворове»

1

текущий

5.

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»

1

защита проекта

6.

Мифы народов мира.

1

Мифы народов мира. Мифологические герои.

1

текущий

7.

Русские писатели-сказочники.

2

Мир сказок: сказки народные и авторские.

1

текущий. Инсценирование

8.

Сказки русских писателей-классиков. Фольклорные корни литературных произведений.

1

текущий

9.

«Книги, книги, книги…»

2

Книга. Элементы книги. Первые библиотеки.

1

создание книжки-раскладушки

10.

Проект «Русские баснописцы»

1

защита проекта

11.

Книги о детях и для детей.

2

Дети - герои книг писателей XIX в. Фантастика и приключения.

1

текущий

12.

Авторы произведений о детях.

1

обмен впечатлениями

13.

Словари, справочники, энциклопедии.

2

«Хранители слов» - словари. Справочники и энциклопедии.

1

экскурсия

14.

Игра «100 вопросов Почемучек»

1

15.

Родные поэты.

1

Поэты о родной природе. Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе».

1

текущий

16.

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.

1

Писатели о писателях. Корреспондент газеты.

1

Текущий. Создание газеты

17.

Мир книг.

1

Детские газеты и журналы. Библиотечная мозаика «Тайны книг»

1

текущий















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Материалы для учащихся:

Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. - М.: Вентана-Граф

Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

Иллюстрации к литературным произведениям.

Электронно-программное обеспечение:

Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. - М.: Вентана-Граф, 2011


© 2010-2022