Классный час Культура русского народа

Классный час "Культура русского народа". Цель:1.     Актуализировать знания учащихся о традициях и обычаях русского народа.2.Способствовать развитию чувства патриотизма и уважения к своей Родине.3.Способствовать развитию умения сопоставлять факты прошлого и настоящего.Задачи:1.Подготовить творческие группы учащихся. 2.Представить презентацию. 3.Провести викторину. Для подготовки данного классного часа необходимо заранее разделить детей класса на творческие группы и раздать задание, которое они ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская разработка классного часа «Культура русского народа»

Цель:

  1. Актуализировать знания учащихся о традициях и обычаях русского народа.

2.Способствовать развитию чувства патриотизма и уважения к своей Родине.

3.Способствовать развитию умения сопоставлять факты прошлого и настоящего.

Задачи:

1.Подготовить творческие группы учащихся.

2.Представить презентацию.

3.Провести викторину.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас классный час особенной темы. Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, чему посвящен 2014 год?

Ответы учащихся

Учитель: Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры. Скажите, ребята, что такое культура?

Ответы учащихся

  1. Основная часть:

Учитель на доске записывает определение понятия «культура»:

«Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достоинств людей». (Толковый словарь рус. языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.)

История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем - Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.

1 творческая группа: Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия.

2 творческая группа: На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Основным отличием национального костюма была многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. На Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда.На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми.А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин.

3 творческая группа: Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда различных народов, населяющих Россию. . Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни - практически не встречается такой приём как жарка. Как правило, пища готовилась в печи, поэтому очень широко используются варка, тушение, томление. Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Историк Н. И. Костомаров описал русскую кухню в «Очерке домашней жизни и нравов великого русского народа в XVI и XVII столетиях». Он отметил, что русская кухня в XVI и XVII веках основывалась на обычаях, а не искусстве, а её кушанья были просты и неразнообразны. Из-за обычая соблюдать посты стол делился на скоромный и постный.

Учитель: А теперь проверим, как ваши команды справятся с вопросами викторины.

1. Какая религия пришла на смену язычеству в Киевской Руси?

2. Под какой музыкальный инструмент в Древней Руси пели песни и рассказывали былины?

3. Как назывались странствующие актеры Древней Руси?

4. Как в России называется третий день Масленицы?

5. Сколько башен у Московского Кремля?

6. Сколько медведей изображено на картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»?

7. Какое настоящее имя у детского писателя Корнея Ивановича Чуковского?

8. Какие города входят в «Золотое кольцо России»?

9. Недалеко от Нижнего Новгорода есть село, в котором расписывают деревянную посуду красной и черной краской по золотому фону. Как называется эта роспись?

Задание по группам: ребята, перед вами лежат листочки, на которых записаны русские народные пословицы и поговорки. Эти листочки разрезаны на 2 части. Вам нужно правильно соединить пословицы и поговорки и хором их озвучить.

На выполнение задания 3 минуты.

Пословицы и поговорки:

1.Отольются волку овечьи слезы

2. Не подмазанное колесо скрипит

3. Намеки да попреки - семейные пороки

4. Человек без друзей что дерево без корней

5. На словах медок, а на сердце ледок

6. В работе - «ох», а ест за трех

7. Честные глаза вбок не глядят

8. Не в свои сани не садись

9. Каков сад, таковы и яблоки

10. Самолюб никому не люб

11. В чужом глазу соломинку видит, а в своем бревна не замечает

12. Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Рефлексия: учащиеся рассказывают о своих семейных традициях и обычаях.


© 2010-2022