- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Культура русского народа
Классный час Культура русского народа
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасова Ю.Г. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Авторская разработка классного часа «Культура русского народа»
Цель:
-
Актуализировать знания учащихся о традициях и обычаях русского народа.
2.Способствовать развитию чувства патриотизма и уважения к своей Родине.
3.Способствовать развитию умения сопоставлять факты прошлого и настоящего.
Задачи:
1.Подготовить творческие группы учащихся.
2.Представить презентацию.
3.Провести викторину.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Ход мероприятия:
-
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас классный час особенной темы. Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, чему посвящен 2014 год?
Ответы учащихся
Учитель: Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры. Скажите, ребята, что такое культура?
Ответы учащихся
-
Основная часть:
Учитель на доске записывает определение понятия «культура»:
«Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достоинств людей». (Толковый словарь рус. языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.)
История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем - Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.
1 творческая группа: Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия.
2 творческая группа: На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Основным отличием национального костюма была многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. На Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда.На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми.А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин.
3 творческая группа: Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда различных народов, населяющих Россию. . Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни - практически не встречается такой приём как жарка. Как правило, пища готовилась в печи, поэтому очень широко используются варка, тушение, томление. Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Историк Н. И. Костомаров описал русскую кухню в «Очерке домашней жизни и нравов великого русского народа в XVI и XVII столетиях». Он отметил, что русская кухня в XVI и XVII веках основывалась на обычаях, а не искусстве, а её кушанья были просты и неразнообразны. Из-за обычая соблюдать посты стол делился на скоромный и постный.
Учитель: А теперь проверим, как ваши команды справятся с вопросами викторины.
1. Какая религия пришла на смену язычеству в Киевской Руси?
2. Под какой музыкальный инструмент в Древней Руси пели песни и рассказывали былины?
3. Как назывались странствующие актеры Древней Руси?
4. Как в России называется третий день Масленицы?
5. Сколько башен у Московского Кремля?
6. Сколько медведей изображено на картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»?
7. Какое настоящее имя у детского писателя Корнея Ивановича Чуковского?
8. Какие города входят в «Золотое кольцо России»?
9. Недалеко от Нижнего Новгорода есть село, в котором расписывают деревянную посуду красной и черной краской по золотому фону. Как называется эта роспись?
Задание по группам: ребята, перед вами лежат листочки, на которых записаны русские народные пословицы и поговорки. Эти листочки разрезаны на 2 части. Вам нужно правильно соединить пословицы и поговорки и хором их озвучить.
На выполнение задания 3 минуты.
Пословицы и поговорки:
1.Отольются волку овечьи слезы
2. Не подмазанное колесо скрипит
3. Намеки да попреки - семейные пороки
4. Человек без друзей что дерево без корней
5. На словах медок, а на сердце ледок
6. В работе - «ох», а ест за трех
7. Честные глаза вбок не глядят
8. Не в свои сани не садись
9. Каков сад, таковы и яблоки
10. Самолюб никому не люб
11. В чужом глазу соломинку видит, а в своем бревна не замечает
12. Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.
Рефлексия: учащиеся рассказывают о своих семейных традициях и обычаях.