Внеклассное мероприятие по истории

 Рассказывается об истории одной белорусской деревни, похожей на сотни других, ничем не приметной, но название этой деревни звучит как набат- Хатынь. Хатынь была обычной лесной деревней. Это название стало символом народной скорби, героизма и непокорённости народа фашистским захватчикам. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдёте сегодня этой белорусской деревни..В памяти сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко – фашистскими оккупантами в январе 1966 г. было принято ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хатынь



1.Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война святее нету слова
В тоске и славе этих лет.



2.Мы познакомим вас с историей одной белорусской деревни, похожей на сотни других, ничем не приметной, но название этой деревни звучит как набат:

Люди, внимание! Слушайте граждане!
Медные горны скорбят.
Пусть откликается каждое, каждое
Сердце на этот набат.
Чтобы оно над святыней не плакало,
Слёзы теперь не нужны,
Вы разожгите от вечного факела
Гнев против новой войны.

3.На территории бывшего Советского Союза фашистские захватчики уничтожили более 6 миллионов мирных жителей. Многие деревни и села были полностью уничтожены, жители расстреляны или сожжены заживо. Сегодня мы расскажем лишь об одной уничтоженной деревне, название которой ХАТЫНЬ!

4.Название деревни «Хатынь» произошло от белорусского слова «хата» -- «изба», «дом», «жилище». Хатынь была обычной лесной деревней. Хатынь! Это название стало символом народной скорби, героизма и непокорённости народа фашистским захватчикам.Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдёте сегодня этой белорусской деревни.

5.Все началось утром 22 марта 1943 года, когда партизанский отряд напал на немецкую колонну и убил офицера, олимпийского чемпиона 1936 года. В отместку за это была проведена карательная акция силами 118 батальона охранной полиции. Все население Хатыни, а это примерно 149 жителей - стариков, женщин, детей - выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Под дулами автоматов поднимали с постели стариков, не щадили даже женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только детям - Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу - удалось скрыться от окруживших деревню полицаев. Когда все население деревни было в сарае, каратели заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. Человеческий инстинкт самосохранения гнал людей наружу, и двери сарая под давлением десятков человек не выдержали. Охваченные огнем люди стали выбегать наружу. Тех, кто вырывался из пламени, полицаи хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне погибли не все 149 жителей деревни, из которых было 75 детей. После этого каратели приступили к разграблению деревни, после чего она была полностью уничтожена.

6.Еще над Хатынью едва рассвело

Еще и поесть не успели

Когда налетели враги на село

Густым вороньем налетели

Согнали - в сарае стоят и молчат

Десятки парней и десятки девчат

Мужчины и женщины…дети…

Фашисты в сарай затолкали Хатынь

Свободу родимого края

И дым, заслоняя небесную синь,

Взметнулся над кровлей сарая,

Тяжелый, зловещий, удушливый дым

И выдохнул кто-то: «спасайся, горим»

Страпила трещат,

головешки шипят

Горящая рушится кровля

И гаснут глазенки хатынских ребят

Пожар наливается кровью.

Пожухлые липы рыдают «горим»

«Горим» причитают березы

Доныне в Хатыне тот въедливый дым

У каждого вызовет слезы

7.А жить им хотелось. А жизнь так манила.
Все в небо ушло, черным облаком сплыло.
Остались на годы, в военных туманах
Одни только печи на мертвых полянах.



Нет не возможно найти оправданье:
Было селенье - осталось … названье…
Вражьи солдаты
Ворвались, как звери, -
И птицы,
И хаты,
И люди сгорели.



8.Из книги белорусского поэта Антона Белевича "Хатынь: боль и гнев» :

«Тесно, душно в холодном, просторном овине. Только под коньком вылетают и воркуют в гнёздах голуби. Некого больше гнать, всех хатынцев вместил пустой сараище. Проскрипели, затворились снаружи ворота…

И вдруг жуткий голос:

- Горим!..

Горьким дымом запахло в овине. С крыши посыпались искры… Люди бросились к воротам. Стали колотить ногами, плечами навалились. Затрещали ворота, распахнулись. Свежим ветром дохнуло в овин, свинцовым ливнем хлестнуло…

Как в кузнечном горне. Трещат волосы, дымится одежда…»

9.Из показаний Иосифа Иосифовича Каминского, главного свидетеля и очевидца хатынской трагедии: «Каратели открыли двери и стали расстреливать горевших людей из пулеметов. Из-за сильного воя обреченных выстрелы почти не были слышны. Еще живые люди метались, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий крик и вой еще больше усилился. Под упавшей и горевшей крышей люди так вопили и ворочались, что крыша прямо-таки кружилась».

10.Но не все хатынцы погибли, как считали каратели. Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей - Мария Федорович и Юлия Климович - чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Три человека Виктор Желобкович, Антон Барановский, Иосиф Каминский - вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы ещё раз обличить лицо фашизма, ещё и ещё сказать войне «Нет».

Виктор Желобкович смог выжить благодаря свой матери, которая прикрыла сына собой. Он находился под трупом матери до тех пор, пока полицаи не покинули деревню. Антон Барановский был ранен в ногу, рана была настолько ужасна, что каратели приняли его за мертвого. Единственным взрослым, пережившим этот ужас, был 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский.

11. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Его трагедия была еще горше, так как у него на руках скончался сын, он был смертельно ранен в живот и получил сильные ожоги. Именно это и легло в основу скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» - Непокоренный человек.

Из показаний Иосифа Иосифовича Каминского «У меня обгорела спина и руки, я лежал в луже крови. Увидел сына Адама, он был перерезан пулями пополам. Еще успел спросить меня: «А жива ли мама?» и тут же скончался. Погибла жена и еще трое детей».

12. Не надломился, горя груз

Нигде не оступившись, вынес

И перед целым миром вырос

Отлитый в бронзе белорус.

Бывало Иосиф Каминский остановится возле бронзовой фигуры, постоит, покачает головой и тихо скажет:

- Люди… дорогие мои… Это я. А это мой сын Адасик - покажет рукой на чёрную бронзу и умолкает, душат его слёзы, спазм сжимает горло. А ему обязательно надо поведать о той жуткой трагедии, с добрыми людьми своим горем поделиться. И он дрожащим голосом ведёт рассказ: «На мне горит одежда, тело горит, сам я весь в крови, а к сыну к Адасику моему, ещё как то подполз. Поднял, а у него живот пулями перерезан. Умирает Адасик. На руках у меня умер сынок. А меня сбили с ног злодеи, затоптали в кровавый снег, стукнули прикладом: «Капут! Готов!»

13.Под звездой, в огне взошедшей

С горем горьким налегках,

Ходит - бродит сумасшедший

С мертвым сыном на руках.

На обугленной дороге

- Как он выжил?

Кто он есть?

И зачем жилец убогий О себе разносит весть?

Не дождется он привета

От сожженного села

Ни души в округе нету

Смерть, и та давно ушла.

Смерть, сама себя не знает

Обезумев на земле…….

И звенит не умолкает

Колокольчик в дымной мгле.

Неужели как спасенье

В час беды явился он?

Но встают из дыма, пепла

И идут на страшный звон

14.Глядя, как истлевали на предвесенней земле последние угли, нацистские головорезы, видимо были уверены, что ничто не взойдет здесь после них - ни колос, ни цветок, ни песня.
Но она не умерла, испепеленная и расстрелянная Хатынь. Взошли её травы. Прилетели весной жаворонки. И поднялись на своих старых усадьбах срубы. 26 её хат - только уже не со звонких сосновых брёвен, а из немого серого бетона. Точно там наполнились водой колодцы. Там, где были всегда, пролегли тропинки. Только вот-так и не зазвучал ни один из 149 оборванных голосов, и не ожила ни одна из обугленных печных труб.

15.Четыре колодца, четыре криницы
Увидишь и сразу захочешь напиться.
Над каждой криницей крыша поката,
Как было при людях, как было когда-то,
И в каждом колодце вода ключевая,
Холодная, чистая, вечно живая.

16.Автор книги «Хатынская повесть» Алесь Адамович, подробно описавший трагедию Хатыни, писал «У КАМЕННОГО СТАРИКА, ТОГО, ЧТО ДЕРЖИТ УБИТОГО МАЛЬЧИКА, ЛАДОНЬ, ПАЛЬЦЫ ПРОСТРЕЛЕНЫ. Я НЕ ЗНАЮ, ВИДЯТ ЛИ ЭТО ЗРЯЧИЕ. Я ВИДЕЛ НЕ РАЗ ПОСЛЕ ВОЙНЫ. ПОЧТИ У ВСЕХ, КОГО РАССТРЕЛИВАЛИ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ И КТО ПРИ ЭТОМ СЛУЧАЙНО ОСТАЛСЯ ЖИВ, РУКА ИЗУРОДОВАНА. ТА, КОТОРОЙ ЗАКРЫВАЛИ, ПРИЖИМАЛИ К ЗЕМЛЕ ГОЛОВУ РЕБЕНКА. ЧЕЛОВЕК УПАЛ РЯДОМ С УБИТЫМИ, УСПЕЛ УПАСТЬ ЖИВОЙ С ЖИВЫМ РЕБЕНКОМ ИХ ЗАТМЕВАЕТ УЖАС, ЗАЛИВАЕТ КРОВЬ МЕРТВЫХ. НЕ ДВИГАТЬСЯ, НЕ ШЕВЕЛИТЬСЯ, ЧТО БЫ НЕПРОИСХОДИЛО!.. НО РЕБЕНОК, ОН ХОЧЕТ ВСТАТЬ, СЕЙЧАС ОН ЗАПЛАЧЕТ ЗАКРИЧИТ! И ЕГО ДЕРЖИТ, ПРИЖИМАЕТ ЗЕМЛЕ РУКА ОТЦА ИЛИ МАТЕРИ, ПРОСИТ, УМОЛЯЕТ МОЛЧАТЬ, НЕ ЗВАТЬ СМЕРТЬ…. А СМЕРТЬ УЖЕ ПОДОШЛА, СМОТРИТ В УПОР, ЦЕЛИТСЯ. СТРЕЛЯЕТ В ГОЛОВУ РЕБЕНКА - И В РУКУ, КОТОРАЯ ЗАЩИЩАЕТ, ПРЯЧЕТ КРУГЛУЮ ГОЛОВКУ, ТЕПЛУЮ КАК ЛЕТНЯЯ ЗЕМЛЯ»…..( звучит метроном

17. Но Хатынь была не одна. 186 белорусских деревень были сожжены вместе с жителями и уже не воскресли. Горстями пепла и золы легли они в урны единственного в мире кладбища деревень в Хатыне.
11 сентября 1942 г. Деревня Дремлево. Расстрелянных 286 жителей, из них - 124 ребенка.

февраль 1943 г. Деревня Ладеево. Сожженных заживо 42 человека.

Деревня Ала, Светлогорского района. Расстреляно и сожжено 1758 человек, из них 950 детей.

22 января 1944 г. Деревня Байки, Пружанского района. Дети затравлены собаками, остальные сожжены заживо

(музыка «Аве Мария»).

18.Хатынь!
Хатынь!
Хатынь!
Я слышу,
как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой!
Замри!
Застынь!


19.И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной

20.Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, -
Он кровью человеческой полит...

21.Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив

22.Колокола звонят... Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой!
Застынь!
Перед тобой -
Хатынь!
(А. Вертинский).

23.В памяти сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко - фашистскими оккупантами в январе 1966 г. было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь». Первая его очередь была завершена в 1968 году. Открытие второй очереди мемориала состоялось 5 июля 1969 г., в дни празднования 25 - летия освобождения Белоруссии от немецко - фашистских захватчиков.

24.Авторы мемориала смогли глубоко осмыслить трагедию мирных людей. Они вдохнули жизнь, вложили душу в камень и бронзу и эти неподатливые материалы заговорили сурово, гневно и обличающе.

Кладбище сёл.
На Хатынской поляне.
Кто б ни пришёл,
В смятенье оглянет
Пристань страданий
С печальным звоном …
Не выплатив дани,
Уйти не дано нам.

25. В Белоруссии погиб каждый четвертый житель.
Когда три берёзки смеются счастливо,
А четвертая стала священным огнем.
Помним: три белоруса остались живы,
А четвертому славу поём.

26. Мало где в мире бывает такая задумчивая тишина, как в Хатыни, - только шорох шагов по бетонным тропинкам, только глухие удары колокола.
И навсегда останутся в памяти народной слова наказа павших жителей Хатыни:
«Люди добрые, помните: мы любили жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть траур и печаль обернутся в мужество и силу, чтобы смогли увековечить вы мир и покой на Земле. Чтоб нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».

27.Вспомним в очередную годовщину Великой Победы слова писателя Василя Быкова: «… печально и вместе с тем величественно днем и ночью, в ветер и непогоду разносится над Белой Русью звон колоколов Хатыни. Бесконечен поток людей, несущих цветы к мемориалу. Хатынь … Прежде всего это светлая память о тех, кто заслужил наибольшее право жить, но кого нет с нами. Хатынь - это миллионы жертв прошлой войны. Это все и, что не менее важно, это еще и каждый». (минута молчания)

( фонограмма песни «Ты же выжил солдат»)

Учитель: В истории каждого народа, каждого государства есть такие периоды, которые лучше бы никогда не происходили. Порой они складываются из тысяч мелких кусочков, из многих разрозненных эпизодов, поражающих кошмарными деяниями. Логичней было бы предположить, что подобное надо забыть как можно скорее. Но на самом деле это не так. Историю надо помнить, какая она бы ни была, но ни в коем случае не забывать. Именно поэтому и стоит мемориальный комплекс возле деревни Хатынь.

И есть ещё слова на «Стене памяти» - наш ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия, вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Советской Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас всегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!».

28.Память, память …

Ты порой тревожно

Бьешь по нервам,

Бешено скользя

Позабыть такое невозможно,

Потому что Позабыть нельзя

( Звучит песня «Бухенвальдский набат»).



© 2010-2022