Воспитание толерантности у младших школьников

Если не развивать в младшем возрасте способность сопереживать, сострадать, сочувствовать,то хамство,грубость, мелкие издевки обращаются огромными потерями и на производстве,и в учебных заведениях, и в семье. Я хочу поделиться опытом работы по воспитанию и развитию толерантности у детей младших классов. Толерантность-это проявление сознательного,осмысленного и ответственного выбора человека,его собственной позиции и активности по построению определенных отношений. Поэтому переживаемые обществом г...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование здорового психолого-педагогического пространства в

образовательном учреждении.

Воспитание толерантности у младших школьников.

Зорина Светлана Николаевна-учитель МБОУ ООШ № 16


Все мы были детьми. А сейчас многие из нас имеют детей и даже уже внуков! И это огромное счастье! Каждый хочет быть счастливым. И каждый хочет видеть счастливыми своих детей, внуков. А учитель хочет видеть счастливыми и своих учеников. Но можем ли мы научить их счастью? Б.М. Неменский, художник и педагог, автор программы по ИЗО, уверяет, что «…если вдуматься глубоко - возможно. Ведь у подлинного счастья всегда 2 стороны. Первая - счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания. Ведь без него общение - фиктивно. Способность сопереживания - это фундамент любого понимания человека человеком». Второй стороной счастья, считает Б.М. Неменский, является творческий труд, где проявляется личность. Результатом может стать шаг вперед в том деле, за которое ты взялся. Шаг вперед для дела, для людей, для человечества. События последних дней утверждают, что исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние - отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. А сочувствие, сопереживание - это ведь и есть важнейший душевный труд. И каждый из нас понимает, что если не развита, не сформирована у человека эта человеческая способность, то здесь открыты ворота для жестокости, садизма и т.д. Хамство, душевные стрессы, мелкие издевки обращаются огромными потерями и на производстве, и в учебных заведениях, и в семье. Всесторонняя духовно богатая жизнь каждого - вот главная цель.

Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены Национальной доктриной образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751).

В современном мире одним из важнейших условий успешного самостоятельного функционирования человека и в семье, и в обществе является толерантность - готовность и способность индивидуума жить и конструктивно действовать в многообразном мире (А.Г.Асмолов, С.К.Бондырева, А.В.Рубцов, Г.У.Солдатова).

Толерантность - это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений. Поэтому переживаемые обществом в целом и семьей, как одним из его институтов, глобальные перемены, превращают воспитание и развитие толерантности в стратегически значимую цель для отечественной науки и образования.

Я классный руководитель в 4 классе. Исходя из целей толерантного воспитания: воспитание человеческого достоинства, стремление человека принимать индивидуальность другого (без попыток его «переделать», «сделать удобным»); отсутствие агрессивности, умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям другого; умение находить общий язык с разными людьми, я составила план по воспитанию толерантности и определила для своего класса эти цели:

  1. Воспитание неконфликтной личности, терпимой к недостаткам других.

  2. Учить общению в коллективе.

Анализ исследований показывает, что на процесс обучения и воспитания, в частности на формирование толерантности влияет ряд объективных и субъективных факторов:

1.Особенности окружающей действительности;

2.Индивидуально-психологические и возрастные характеристики личности;

3. Характер межличностных отношений;

4. Педагогическое общение, представляющее творческий процесс взаимодействия педагога и учащихся (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.К.)

Бесспорно, что успешность обучения и воспитания зависят от уровня состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья будет зависеть от правильной организации учебного и воспитательного процесса.

Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке, на классных часах, учитель способствует развитию здоровой личности, созданию здорового продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата в классе, задает модель правильного поведения и отношений с другими людьми.

Составляющими пространство можно видеть:

  • психологический климат;

  • санитарно-гигиенические требования;

  • эмоциональная активность,

  • двигательная активность;

  • рациональная организация;

  • система оценивания.

Для создания здорового психологического климата в классном коллективе, где объединены дети разных национальностей (татары, цыгане, русские и немцы), я опираюсь на стратегии поддержки: принятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства. Ведь психологическое здоровье учащихся занимает важное место и создает психологическую безопасность и комфортную среду.

При составлении плана старалась учитывать возрастные особенности детей (10 лет, начальная школа). Поэтому большая часть мероприятий это то, что любят дети: прогулки, игры, викторины, заочные путешествия, участие в сценариях.

Детям запомнился классный час « Путешествие по океану Знаний» в начале учебного года.

Посетили гавань» Отгадай-ка», бухту « Желаний», остров « Музыкальный», мыс « Логический».Я старалась нацелить учащихся на овладение знаниями.

Учащиеся дали клятву, что будут хорошо учиться. Успеваемость по итогам 2четверти: на «5» закончили четверть Гульшат и Милана. На «4» и «5» учились Кристина и Варвара.

Воспитывать доброжелательность, дружеские отношения в классе можно на классном часе «В дружбе - сила». Дети сами составили законы дружбы. А ромашка, на лепестках которой записаны определения дружбы, украшает наш классный уголок.

«25 декабря в нашей школе звучат стихи и песни на немецком языке. Так мы отмечаем Рождество страны изучаемого языка. Стало традицией приглашать гостей и показывать красивую сказку.

Я стараюсь, чтобы каждое мероприятие учило детей правильному отношению друг к другу, к окружающим и приносило радость от общения друг с другом.

(Каждый ребенок мечтает о том, чтобы его личные качества, достоинства и недостатки стали предметом заинтересованности, обсуждения. Началом заинтересованного диалога могут стать тесты. Дети охотно откликаются на предложение лучше узнать себя с помощью тестирования. Исследования уровня толерантности помогает в работе с классом, а учащимся - в самопознании.

После каждого мероприятия провожу рефлексию и саморефлексию.

Следует обратить внимание на эмоциональную активность. Здоровый психологический климат - важный компонент здоровьесберегающего мероприятия.

Здесь большое значение имеют эмоции. Эмоциональная атмосфера в целом и эмоции каждого ученика - вот главное в достижении целей.


План мероприятий по развитию толерантности учащихся 4 класса.

Месяц

Направление

Мероприятия

Число

Сентябрь.

Формирование толерантного отношения к окружающим. и друг к другу в коллективе.

1.Акция «Мирный дом - мирный класс - мирная школа», о доброте и доброжелательности.

2. 26 сентября отмечается Европейский день языков. Кл. час « Что мы знаем о друзьях в Германии». Работа с презентацией.

14.09

26.09

Октябрь.

Формирование толерантного отношения к окружающим и друг к другу в коллективе.

1. Кл. час «Планета друзей».

2.День пожилых людей. Участие в конкурсе рисунков на тему « Бабушка рядышком с дедушкой».

3.10

Ноябрь

Формирование толерантного отношения к себе и окружающим

Кл.час «Стремись творить добро».

а. Понятие о толерантности.

б. Тест.

21. 11

Формирование толерантного отношения к окружающим

1.Мероприятие, посвященные Дню народного единства. Классный час.

2. Мероприятия, посвященные Дню Матери.

а. Открытка маме.

б.Конкурс рисунков « Моя мама» и выставка в классе.

28.11

25. 11

Декабрь

Формирование толерантного отношения к окружающим

Знакомство с обычаями, традициями и особенностями других народов и культур

Рождество (на немецком языке).

а. Просмотр презентаций о стране изучаемого языка.

б. Подготовка концерта (песни, стихи и сценка).

Январь

Взаимосвязь толерантности с выбором профессии.

1.Тренинг «Как быть уверенным в себе»

2.Кл.час « Все профессии нужны - все профессии важны».

Формирование толерантного отношения у детей.

Классный час «В дружбе - сила!»

Февраль

Формирование толерантного отношения к окружающим. Знакомство с традициями других народов

1. Беседа «День Святого Валентина».

2.Мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества

Формирование толерантного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

Кл.час «Беженцы в России».

Март

Знакомство с обычаями, традициями и особенностями других народов и культур. Формирование толерантного отношения к своему народу и представителям других культур

Всероссийская неделя книги, музыки и театра.

Кл. час « У России руки золотые!

Кл.час «Берегите землю, берегите!»

Формирование толерантного отношения к окружающим

Мероприятия, посвященные 8 Марта

Апрель

Формирование толерантного отношения к окружающим

Формирование толерантного отношения к себе и окружающим

1.День государственных символов РФ.

2.Кл.час «Добрые слова».

Май

Формирование толерантного отношения к окружающим

Мероприятия, посвященные Дню Победы

Психологическая игра «Волшебный стул»

Июнь

Формирование толерантного отношения к окружающим.

День защиты детей

Формирование толерантного отношения к своему народу и представителям других культур

Мероприятия, посвященные Дню Российской Федерации .



5

© 2010-2022