Устный журнал: Мы непобедимы, если мы едины

ЦЕЛИ: 1. Закрепить знания воспитанниц о событиях Смутного времени начала XVII века, показать величие и трагизм этого исторического периода. 2. Нравственное и патриотическое воспитание детей на примерах героев Народного ополчения 1611-1612 г.г. 3. Учить воспитанниц осуществлять совместную учебно-творческую деятельность. 4. Развитие познавательного интереса. ЗАДАЧИ: - формировать ответственность за судьбу Родины; - дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»


Утверждаю «___» ____________ 2014г.

Старший воспитатель (начальник курса) 11-х классов

_________________ Бужилова О.В.




Устный журнал:



«Мы непобедимы, если мы едины»



Воспитатель :

Мещерякова Ление Анисовна






2014 год




Устный журнал

«Мы непобедимы, если мы едины»


ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА ПОСВЯЩАЕТСЯ

Клянусь честью, что на свете

я не хотел бы переменить отечество

или иметь другую историю,

кроме истории наших предков

А.С. Пушкин

ЦЕЛИ:

1. Закрепить знания воспитанниц о событиях Смутного времени начала XVII века, показать величие и трагизм этого исторического периода.

2. Нравственное и патриотическое воспитание детей на примерах героев Народного ополчения 1611-1612 г.г.

3. Учить воспитанниц осуществлять совместную учебно-творческую деятельность.

4. Развитие познавательного интереса.

ЗАДАЧИ:

- формировать ответственность за судьбу Родины;

- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;

- расширять кругозор учащихся;

- развивать умение делать выводы, обобщать;

- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

ТЕХНОЛОГИИ: ИКТ, технология педагогической поддержки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Компьютер

2. Мультимедиапроектор

3. Экран

4. Компьютерная презентация

5. Запись сюиты Г. Свиридова «Время, вперед!»

6. Репродукция картины К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»

СЦЕНАРИЙ УСТНОГО ЖУРНАЛА:

Страница 1. «Россия, Русь! Храни себя, храни!..»

Страница 2. «Народное ополчение»

Страница 3. Духовный смысл Дня народного единства

Страница 4. «Спасители Отечества»

Страница 5. Викторина

СЦЕНАРИЙ УСТНОГО ЖУРНАЛА

Вступительное слово воспитателя.

4 ноября Россия и россияне отмечают праздник - День народного единства, который связан с освобождением России от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения. Народное ополчение, освободившее Русь от иноземцев было создано по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. Сегодняшняя встреча позволит нам перелистать страницы истории и вспомнить о событиях начала XVII века. Именно в это время с освобождением Москвы было положено начало выхода страны из Смуты.

Проводимый устный журнал, посвященный Дню народного единства, заставит нас задуматься о духовном смысле наступающего праздника. Мы в ходе нашей встречи вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. В завершении вас ждет викторина, которая позволит определить самого внимательного слушателя нашего устного журнала.

Пора начинать…

Страница 1. «Россия, Русь! Храни себя, храни!..»

(Звучит стихотворение Н. Рубцова «Видение на холме»)

1 ведущая

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет, Родина - не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россией -

От сохи до звездного крыла.

А взгляни - все то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

2 ведущая

Взбегу на холм и упаду в траву

И древностью повеет вдруг из дола.

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах,

И вереница птиц твоих Россия,

Затмит на миг

В крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя!..

Россия, Русь - куда я не взгляну…

за все твои страдания и битвы -

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов Видение на холме

Воспитатель

Давайте вспомним то страшное Смутное время, которое царило в России в начале XVII века

Воспитанница представляет сообщение о Смутном времени

Начало Смутного времени пришлось на царствование Бориса Годунова, которого обвиняли в гибели царевича Дмитрия.

1601 год… Русь подкосил страшный голод. Голодные бунты повсеместно вспыхивали на территории Российского государства. Царские войска жестоко подавляли их, вызывая недовольство населения. В народе появляется и быстро распространяется слух, что царевич Дмитрий жив. В это же время в Польше появляется человек, который называет себя «счастливо спасшимся» царевичем Дмитрием. В Москве власти утверждали, что это никто иной как беглый монах Григорий Отрепьев. Тем не менее «лжецаревич», убедив польские власти в своем царском происхождении, приобрел их поддержку похода на Москву.

Август 1604 года… Лжедмитрий с отрядом из 3000 казаков и около 600 польских шляхтичей переходит русско-польскую границу. Двигаясь по русской земле, «сын» Ивана Грозного повсюду встречает поддержку и под ликование народа его войско быстро растет.

13 апреля 1605 года… Скоропостижно ушел из жизни Борис Годунов. Его место на престоле занял сын Федор.

20 июня 1605 года…Страшная дата не только для Москвы, но и для всей Руси. Лжедмитрий I под колокольный звон торжественно въезжает в Москву, чтобы начать свое 11-месячное правление. Низложенного Федора Годунова и его мать ждала тяжелая учесть - они были задушены.

17 мая 1606 года… В результате вспыхнувшего в Москве восстания был убит «истинный царь». Как говорят историки на престол «выкрикнули» нового царя - Василия Шуйского, который не остановил Смуту. Смута продолжалась… На место Лжедмитрия I претендовали все новые и новые самозванцы.

Летом 1607 года объявляется Лжедмитрий II, который сумел собрать разношерстное войско. Под его знаменем шли и казаки, и часть дворян, и польско-литовские отряды. Весной 1608 года самозванец дошел до Москвы, но взять город так и не удалось. Лжедмитрий II осел со своим лагерем в селе Тушино.

Весна 1609 года… Тяжелое положение Шуйского вынуждает его просить помощи у соседей. Так, в результате сложных дипломатических переговоров во внутренние дела России была втянута Швеция, с которой в состоянии войны находился польский король Сигизмунд III. Он в договоре России и Швеции увидел усиление своего противника и также двинул свои войска на русскую территорию.

Начался тяжелейший для России период иностранной интервенции.

17 июня 1610 года… Василий Шуйский низложен. К власти приходит «семибоярщина», которая не только заключает мир с поляками, но и предлогает русский престол королевичу Владиславу. Новая власть впускает и в Москву польские войска. Новгород захвачен шведами, Псков осажден.

3 июня 1611 года… Не выдержав 20-месячной осады пал Смоленск.

Под руководством П. Ляпунова в начале 1611 года в Рязани формируется ополчение, двинувшиеся на помощь Москве, где поляки жестоко подавили восстание жителей. В ополчение вошли дворяне, посадские люди, казаки южных уездов. Однако созданное Ляпуновым ополчение не оказало существенной поддержки восставшим. Начались разногласия руководителей, казаками был убит Ляпунов. Все это привело к распаду ополчения, остатки которого расположились под Москвой.

Страница 2. «Народное ополчение».

Слайд

Озвучивают ведущие

1

Шел 1610 год. Жуткое время… Смутное время!.. Русь расколота…

2

Страна живет без правительства. Северо-запад отдан шведам. Шайки «тушинского вора» Лжедмитрия II хозяйничают в центре России.

3

Москвой завладели поляки. У власти «семибоярщина». Она фактически признает право на русский престол польского королевича Владислава.

4

Святейших патриарх Гермоген находится под арестом. Он отказывается сотрудничать с иноземцами. В разные города Руси приходят его с призывом к освобождению Русской земли от захватчиков.

5

Нижний Новгород услышал зов Святейшего Патриарха. Нижегородский земский староста Кузьма Минин в сентябре 1611 послал клич и начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.

6

На должность венного руководителя ополчения по предложению Кузьмы Минина был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

7

В Нижний Новгород из Казани перенесена икона Богородицы, которая становится главной святыней ополчения.

8

Какой путь ближе - прямой или окольный? Большинство людей ответит: «Конечно, прямой!». Но это не всегда так. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году двинулось к Москве. Они шли через Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому, Ярославль. До конца июля ополченцы обосновались в Ярославле. Со всех концов Руси к ним подходило подкрепление, собирались деньги, подвозили оружие. Лишь в начале августа всенародное ополчение, продвигаясь через Троице-Сергиев монастырь, выступило в столице.

Сюда же спешил и польский воевода - гетман Ходкевич.

9

20 августа ополченцами были взяты Земляной и Белый город. Они подошли к самой столице Руси.

Войско ополченцев не расширилось казаками Трубецкого, они не присоединились к ним.

21 августа гетман Ходкевич подошел к Воробьевым горам.

22 августа им была предпринята попытка прорваться к осажденному в Кремле польскому гарнизону. Атака была отбита.

23 августа поляки перебрасывают свое войско к Донскому монастырю. Через день ими атаковано Замоскворечье.

К ополченцам, несмотря на приказ Трубецкого, в разгар боя присоединяются казаки, что придет еще больше отваги русским воинам. Поляки были отброшены. Больше месяца продолжалась осада Китай-города и Кремля. Начало ноября ознаменовалось новым штурмом. Был взят Китай-город.

10

Столица перешла в руки ополченцев. Польско-литовские захватчики с позором покидают Кремль и сдаются на милость победителей.

11

После победы по московским улицам в течение нескольких дней шли очистительные Крестные ходы. Они проходили с иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской - главными святынями Руси. Русь вновь стала свободной!

Страница 3. Духовный смысл Дня народного единства.

Воспитанница представляет сообщение о картине художника Сергея Викторовича Малиновскоого «Нижегородский подвиг 1611 года»

Сообщение основано на статье искусствоведа, доцента, члена Союза художников России Л.И. Помыткиной.

Нижегородский художник Сергей Викторович Малиновский за основу картины «Нижегородский подвиг 1611 года» взял идею духовности русского народа, объединенного православной верой.

Единое пространство холста соединяет небесное и земное действа. Они расположены в вертикальной композиции картины в виде двух уровней. Вверху мы видим изображение сидящей Богоматери Казанской и Священномученика патриарха Гермогена, держащего грамоту. На грамоте можно прочитать слова, ставшие лозунгом ополчения: «Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства». У престола Богородицы, призывая на великое дело, предстоит преподобный Сергий Радонежский, который по преданию трижды являлся Минину.

В нижней части картины в символическом претворении представлено само легендарное событие. Каждая деталь имеет обобщающийся смысл. По центру расположен «властвующий престол», как бы концентрируя идею единства всего происходящего. На нем лежат царские регалии: скипетр, держава, шапка Мономаха. Это знаки государственности, как и двуглавый орел на золотой пелене. На таком многозначительном фоне происходит главное действо - вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти виден образ Спаса Нерукотворного, ибо «победный меч» символ не только воинского, но и духовного подвига.

Не традиционна и трактовка внешнего облика героев. Художник, показывая сословное различие через одежду, в целом подчеркивает их похожесть, духовную близость, равенство перед высшим предназначением, единство устремлений. Отталкиваясь от парсун и литографий, автор решает образы Минина и Пожарского в неком обобщении, синтезирующим основную мысль произведения - идею самопожертвования, готовности к спасению Руси и воссозданию ее державности.

Нижегородцы находятся слева от Минина. Они осенены выносным крестом и хоругвями. На одной из них можно увидеть великомученика Георгий Победоносец, который духовной мощью побеждает зло. Там же представлены и иконы с изображением святителей Московских Петра, Алексия и Ионы - духовных поборников русской государственности. Настоятель Спасо-Преображенского собора, сподвижник Минина, Савва Евфимьев крестом благословляет народ. Рядом в молитвенной сосредоточенности стоят посадские люди: вдова, отдавшая состояние на народное дело; старики, проводившие на рать своих сыновей; невеста, молящая Богоматерь сохранить суженого. Духовное очищение и просветление олицетворяет юный отрок в стихаре со свечой в руках.

На первом плане художником обозначены два смысловых контраста. Мы видим драгоценные приношения нижегородцев, которые символизируют идею бескорыстия и жертвенности, и змея себялюбия и раздора, долго не дававший народу возвыситься до общенациональной идеи. Минин сапогом попирает Змея.

Под стягом с изображением Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства, вокруг князя Пожарского, разных сословий и возрастов сплотились отрешенные от суетного ополченцы. Они изображены в молитвенном предстоянии со свечами в руках. Строги и величавы все участники торжественного акта. В едином порыве на защиту Веры и Отечества подняты духовные и воинские орудия.

Можно сказать, что лейтмотив рассматриваемой нами картины - это тема духовного праздника. Ритмично повторяющиеся алые пятна напоминают зрителю о высоком смысле события. Вся колористика картины объединена златоцветом. Его мы наблюдаем и в небесном своде, и в нимбах, и в пелене и в облачениях. В соответствии с традициями древнерусской живописи золото показывает незаходящий «невечерний» свет вечности.

Завершают композицию картины знаменитые слова историка И. Забелина: «Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно дело народное».

3 ведущая

(Звучит стихотворение С. Синицыной «Берегите Россию»)

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, это хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой!

Страница 4. «Спасители Отечества»

На экран проектируется картина художника М.И. Скотти «Минин и Пожарский»

Воспитатель

Продолжая листать наш устный журнал мы переходим на страницу, посвященную спасителям России К. Минину и Д. Пожарскому.

Одна из воспитанниц представляет сообщение о Кузьме Минине

(Сообщение готовиться на основе статьи о К. Минине, представленной в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»)

Одна из воспитанниц представляет сообщение о Д.М. Пожарском

(Сообщение готовиться на основе статьи о Д. Пожарском, представленной в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»)

Одна из воспитанниц представляет сообщение о памятниках народному ополчению

Много ли существует в нашем государстве памятников спасителям Отечества? Давайте поговорим об этом.

На средства князя Д. Пожарского в 1618 году на Красной площади в Москве был построен Казанский собор. Он и стал одним из первых памятников Спасителям Отечества. Во времена советской власти собор был разрушен. В настоящее время он вновь восстановлен, и мы можем любоваться его красотой в Москве на Красной площади.

Еще одним памятником является шатровый Михайло-Архангельский собор, возведенный в Нижнем Новгороде в 1632 году. И по сей день в нем покоится прах Кузьмы Минина.

Первый скульптурный памятник Минину и Пожарскому в России появился лишь в начале XIX века. Он был создан на народные средства. А его автором стал скульптор И.П. Мартос. Первоначально памятник планировали разместить в Нижнем Новгороде. Однако по приказу царя Александр I первый скульптурный памятник Минину и Пожарскому был установлен на Красной площади в Москве. Нижний Новгород получил в память о тех великих событиях обелиск - меч. Над его рукоятью также трудился И.П. Мартос. Он разработал для рукояти бронзовые позолоченные барельефы.

Лишь 4 ноября 2005 года на площади Народного Единства знаменитого Нижнего Новгорода восторжествовала историческая справедливость. Был открыт памятник Минину и Пожарскому, который является уменьшенной копией московского подлинника.

Памятником спасителям Отечества можно считать и хранящуюся в Нижегородском художественном музее картину В.Е. Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам».

4 ведущая

(В сопровождении сюиты Г. Свиридова «Время, вперед!» звучит стихотворение В. Крючкова)

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара - туман,

Песок - из мельчайших песчинок

Россия - из россиян.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки - Похожи на крепукие пальцы

Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,

Буряты, якуты, мордва.

Опорой единственной нашей

Всегда остается Москва.

Земля и вода - неразрывны,

Как берег или река,

Неразделимы ливни,

И ветер, и облака.

У радуги - нет половинок.

И если волна - то волна,

И нету полуросинок,

Вот так и Россия - одна.

В. Крючков

Страница 5. Викторина

Воспитатель:

Нам осталось перевернуть последнюю страницу. Но для этого требуется ответить на вопросы викторины.

1. Назовите город, являющийся Родиной К.Минина.

А. Лысково

Б. Суздаль

В. Балахна

Г. Нижний Новгород

Д. Богородск

2. В 1631 году в Нижнем Новгороде соорудили памятник в память ополчения. Что это за памятник?

А. Михайло-Архангельский собор

Б. Обелиск - меч

В. Каменный кремль

Г. Скульптура руководителей ополчения

3. Нижегородское ополчение, в 1612 году добираясь до Москвы, прошло через несколько городов. Скажите, а через какие города оно не проходило?

А. Через Ярославль и Юрьевец

Б. Через Кострому и Балахну

В. Через Суздаль и Владимир

4. Вспомните название иконы - главной святыни Нижегородского ополчения?

А. Икона Тихвинской Божьей матери

Б. Икона Казанской Божьей матери

В. Икона Иверской Божьей матери

Г. Икона Смоленской Божьей матери

5. За «московское очищение» К. Минин получил звание. Определите это звание.

А. Стольник

Б. Великий князь Нижегородский

В. Боярин

Г. Думный боярин

6. В нижнем Новгороде открыты памятники Минину и Пожарскому. Сколько их?

А. Пять

Б. Четыре

В. Три

Г. Два

7. Рукоять обелиска-меча в Нижегородском кремле имеет рельефы Минина и Пожарского. Кто их автор?

А. И.П. Мартос

Б. П.К. Клодт

В. З. Церетели

Г. Ф.И. Шубин

Заключительное слово воспитателя

Начало XVII столетия, мы связываем с важным для России событием. Народы Руси отстояли свободу и независимость нашего Отечества. Большой подмогой им в этом стала их сплоченность и общность идей согласия и сохранения государственности смогли. Любовь к Родине помогла нам выстоять и победить и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны.

Сегодня в нашем обществе не все спокойно. Можно часто услышать споры о целесообразности праздника Дня народного единства. В такой ситуации, мы с вами должны понять и уяснить, что данные споры и раздоры ведут враги нашего Отечества, тех, кто не хочет видеть Россию великим и сильным государством. Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Доброделание - основа нашего бытия и одна из главных идей наступающего праздника. Творите добро, и мы придем к духовному оздоровлению всего общества!

И восстала земля русская,

Весь народ помогал своим воинам,

А когда все люди русские,

Взявшись за руки, объединилися,

Победили они злого ворога.


Список литературы

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006

2. Помыткина Л.И. Нижегородскому ополчению посвящается // Нижегородский альманах: Выпуск II / Отв. редактор В.П. Макарихина. Нижний Новгород, 1997, с. 92

3. Рубцов Н., Тихая моя родина… - М.: Дет. лит., 2005

4. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

5. Энциклопедический словарь юного историка: Отечественная история / сост. В.Б. Перхавко. - М.: Педагогика-Пресс, 1997


© 2010-2022