Конкурсное задание Воспитательное мероприятие

Тема: "Хлеб войны". Цель: выразить своё мнение о роли хлеба в жизни русского человека; показать цену военного хлеба;вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию; развивать умение работать в группах, приобрести навыки написания "белого стиха".Форма проведения: клуб любителей поэзии "Живое слово". Технология: Коллективное создание социально-культурного проекта. Оборудование: Парты (расставлены в форме 2-х больших столов),стулья, стол для канцелярских принадлежностей;плакаты, марке...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Теплостанская основная общеобразовательная школа













Социально-культурный проект «Хлеб войны»

Клуб любителей поэзии «Живое слово»















Автор: Дубова Валентина Александровна,

учитель немецкого языка









пос. Теплостанского с-за

2015г.

Сценарий.


Организационная информация


Тема социально-культурного проекта

«Хлеб войны»


Класс

4- 9

Автор (ФИО, должность)

Дубова Валентина Александровна, учитель немецкого языка

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Теплостанская основная общеобразовательная школа

Республика/край, город/поселение

Нижегородская область, Сеченовский район, пос. Теплостанского с-за

Методическая информация

Тип занятия

комплексное применение знаний и способов деятельности

Цели

выразить своё мнение о роли хлеба в жизни русского человека; показать цену военного хлеба;

вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию;

развивать умение работать в группах, приобрести навыки написания «белого стиха».

Задачи




Форма проведения:

Технология:

- способствовать развитию коммуникативных качеств, умению вести беседу;

- развивать у учеников инициативу и творчество.

-познакомить с рецептом хлеба военных лет;

-дать возможность детям почувствовать себя в роли писателя;

-развивать речь, логическое мышление, навыки коммуникативного общения (работа в группе);

-воспитывать патриотизм, уважение к людям труда;

Клуб любителей поэзии «Живое слово»

Коллективное создание социально-культурного проекта.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия

Навыки составления, структурирования социально-культурного проекта, умения работать в группе, навыки работы с текстом, опорами, умение публично представить результаты своей работы.

Необходимое оборудование и материалы

Парты (расставлены в форме 2-х больших столов),стулья, стол для канцпринадлежностей;

плакаты, маркеры, магниты, клей, бумага(полоски разного цвета) для записей, бейджики.

Ход занятия:


ВИДЕОРОЛИК «Блокадный хлеб».


Мотивация учащихся

На Невском проспекте по проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку, а другой рукой махала платком, снятым с головы.

Ругались водители, шумела толпа, что-то кричал кондуктор. Только женщина никого не слышала, она шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она наклонилась, что-то подняла и прижала к своей груди.

-Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах,

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь - у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Подойдя к нашумевшей толпе, она протянула руки, и все увидели изуродованный хлеб, вернее, остатки того, что от него осталось.

Как он попал на проезжую часть? Трудно сказать. Но кто-то очень сытый, слишком сытый всколыхнул ещё не зажившие раны блокадной памяти .

Ход и содержание

1.Вступление.


Классный рук: .Представьте, что наш класс сегодня - это клуб любителей поэзии «Живое слово». Хочу представить вам членов этого клуба (встают)… Все мы здесь собрались на очередную нашу встречу, чтобы поговорить о самом важном, о самом ценном в жизни каждого человека.

Сегодня нам предстоит написать стихи , которые поместят в нашу местную газету к Юбилею Великой победы. Чтобы написать стихи нам будут нужны тема и ключевые слова, которые вы услышите в ходе нашей беседы.

Я не зря начала нашу встречу с такого тронувшего за душу эпизода. В ней-то вы и найдёте и тему, и ключевое слово. Что же прижимала к своей груди пожилая женщина? Почему? Итак, первое главное ключевое слово, прозвучавшее в эпизоде. Какое оно?

Правильно Хлеб. Что пережила эта женщина? Значит не просто хлеб, а хлеб войны.

Классный рук: - Какой великий праздник отмечает наша страна в мае?

Итак, какие ещё события будут отражаться в наших стихах?

- Война.

Ещё одним ключевым словом будет Война.

Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, мы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью.

И до сих пор болью в каждом сердце отзываются фразы произнесённые голосом Левитана:

Видеоролик

(Священная война)

Слайды с изображением военных действий

Самые тяжелые испытания выпали на долю ленинградцев.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда длиною в 900 дней и ночей.

-Какое испытание было самым страшным для ленинградцев?

- Голод.

- Какова была суточная норма блокадного хлеба?

- 125 г

Слайд (кусочек хлеба)

Он состоял из муки очень низкого качества, мякины, отрубей, жмыха, целлюлозы, обойной пыли. (под звуки метронома внести на разносе 125г хлеба и 250 гр.)

Подержите его в руках.

- Давайте посмотрим, что вы знаете о хлебе.


  1. Какие продукты нужны, чтобы испечь хлеб?

Зачеркнуть в списке лишнее.

(мука, жмых, вода, целлюлоза, дрожжи, труха, соль, лебеда, сахар, мякина, масло )

Вывешивается список продуктов, из которых пекут хлеб в наше время.

- Прочитайте слова, которые были вычеркнуты и мы узнаем, что добавляли в хлеб во время войны.

Целлюлоза - вещество, получаемое из химически обработанной древесины и стеблей некоторых растений и идущее на изготовление бумаги.

Труха - перетертое сено.

Жмых - выжемки, остатки после выжатья из чего-либо.

Мякина состоит из семенных плёнок, частей колосков, размельчённых листьев, неполновесных зёрен, семян сорных трав.

Добавляли в хлеб лебеду, семена сорной травы, труху, а формы, в которых пекли хлеб, смазывали соляркой или олифой.

Как вы думаете, каким был на вкус такой хлеб?

- Он был горьким.

Действительно, от такого состава хлеб имел горький вкус, но ещё он был горьким потому, что:

В нём в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

- Ёщё одно ключевое слово - горький.

Хлеб выдавали по специальным карточкам. Эти карточки давались на месяц. А потерять карточку - это остаться без хлеба, значит быть голодным.

Слайд (хлебная карточка)

За хлебом выстраивались огромные очереди.

Слайд (очередь за хлебом)

Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.

Слайд (мать делит хлеб)

С мякиной, с трухой, со жмыхом

Он всё же казался желанней всего

И матери тяжко и тайно вздыхали

Когда на частицы делили его.

Почему же не хватало всем хлеба? Как вы думаете?

Слайд (женщины и дети работают в поле)

- Работать было некому. Главной силой в деревнях стали женщины.

Слайд (хлеб для фронта)

Весь хлеб отправляли на фронт.

Слайд (фашисты едят хлеб)

Фашистские захватчики заходили в каждый двор и грабили деревенских жителей, чтобы прокормиться самим.

Слайды: горящее поле, танки на хлебном поле

Фашисты сжигали хлебные поля, устанавливали мины, мяли хлеба танками.

Блокадные дни… Когда между жизнью и смертью зловеще стоял знак равенства. Вот такой он - хлеб войны. (звучит «Реквием» В.-А. Моцарта). Мы будем писать о хлебе войны.

А сейчас все свои чувства и мысли о военном горьком хлебе вы выразите в стихах.

Мы будем писать «Белые стихи». Это такие стихи, где нет рифмы, но они обладают определенным размером, т.е. у них есть определенное количество строк. Наш белый стих будет состоять из 7 строк.

Для начала мы разделимся на 2 группы. (деление)

  1. На листочках написаны признаки 2 понятия : мир и война. Детям раздаются карточки со словами по теме мир (голубь, радость, солнце, свобода, покой, дружба, любовь) и война (бой, танк, солдат, враг, взрыв, тревога, плен)

Определитесь к какому понятию вы подходите согласно взятому слову. (садятся по группам)

3. Работа в группах .

У вас, наверняка возникли, мысли и чувства по непростой теме «Военный хлеб». Вам нужно попытаться высказать их в своих стихах. Поможет в этом нам совместная творческая работа над нашим проектом-белыми стихами.

Для этого разбиваемся на 2 группы.

В каждой группе -корреспондент, редактор, оформитель

1-я группа (НАДПИСЬ НА 1 СТОЛЕ) - МИР

2-я группа (НАДПИСЬ НА 2-М СТОЛЕ) - ВОЙНА

Планирование действий. 1 мин.

Групп две, НО цель у вас ОБЩАЯ - вы создаёте проект-стих на тему «Хлеб войны».

Заголовок газеты вы придумываете сами в соответствии с теми материалами, которые у вас там окажутся.

На столе вы найдёте все необходимые материалы: плакаты, маркеры черного цвета, магниты, клей, бумага (полоски оранжевого цвета).

На работу вам даётся 10 минут

  1. Реализация проекта: в каждой группе выбраны

  • корреспонденты осуществляют подборку информативного материала

  • редакторы распределяют материал в газете

  • оформители занимаются непосредственно оформлением газеты

4.Алгоритм написания проекта

(каждой группе выдается лист с алгоритмом написания стихотворения)

Каждой группе я выдаю алгоритм действий, в соответствии с которыми вы и работаете:

Каждый ученик пишет предложение о военном хлебе.

Сочиняете черновой вариант, зачитываете его. (представитель от группы)

Делаете основной вариант по схеме:

1 предл. - Остается первая строчка

2пр. - Сочиняем заново со словами: я, мой, мы, наш, мои и т.д.

3,4,5 - берем из первого

6 пред. - повторяем первое

7 пр. - повторяем второе предложение.

Стихотворение наклеиваете на ватман, оформляете его и вывешиваете на доску. Представитель от группы защищает проект.

5. Выступление представителей групп. Защита проекта.

  • Помещаем газету на всеобщее обозрение

  • От каждой группы - 1 выступающий (1 мин.) - сообщение о результатах работы в вашей группе (опираясь на алгоритм: ПОЧЕМУ именно эти материалы выбрали? ПОЧЕМУ именно так назвали газету? ПОЧЕМУ так оформили?

  • Спасибо вам за работу!

6. Обсуждение представленных проектов, выявление лучшей.

7. Рефлексия.

Ребята, хочу всем вам сказать сегодня спасибо: За разговор, за понимание, за откровенность. Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча не оставит вас равнодушными, заставит вас по-новому относиться к хлебу.

Ведь ничего дороже нет на свете,

Чем теплый хлеб, лежащей на столе.

Что было интересно? Что не интересно? Чем запомнится это мероприятие? Что ты взял ценного для себя из этого мероприятия?

Спасибо за вашу работу. Мы преподносим вам за вашу работу самый драгоценный подарок. (Ученица в русском народном сарафане преподносит Хлеб мира- каравай)

Пусть Солнце нам светит,

Пусть реки текут

Пусть мамочки наши,

Нам булки пекут.

До свидания.





© 2010-2022