Проект программы внеурочной деятельности Поклонимся великим тем годам! (6 класс)

Проект программы внеурочной деятельности Поклонимся великим тем годам! Посвящен 70 летию Великой Победы. Празднование 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне – важнейшее событие в жизни современной школы, событие, способствующее воспитанию в сознании ученика социально-значимых патриотических ценностей. Война и Победа - не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исп...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности

«Поклонимся великим тем годам!»

Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след -
И в книгах, что на полке…

Николай Старшинов

1. Введение

Аннотация

Сегодня становится понятно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед. С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь можно оборвать в печи крематория, уничтожить голодом блокадных городов.

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

  1. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

  2. Важнейшие из этих ценностей - справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.

2. Обоснование актуальности и необходимости разработки и внедрения предлагаемого проекта.

Актуальность программы. Празднование 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне - важнейшее событие в жизни современной школы, событие, способствующее воспитанию в сознании ученика социально-значимых патриотических ценностей. Война и Победа - не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг. Сегодня, когда такие вопросы гражданского воспитании, как представление о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; усвоение ценности и содержания понятий "служение Отечеству"; этических категорий "свобода и ответственность", мировоззренческих понятияй "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.; развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, - становятся основными в воспитании и социализации учащихся, программа школы, посвящённая празднованию 70-ой годовщине Победы, является наиболее актуальной.

Реализация данной программы позволяет учащимся:

- приобщиться к творческой, поисковой, научно-исследовательской и проектной деятельности по изучению истории своего Отечества;

-повысить интерес к изучению истории народа в годы ВОВ;

- развить коммуникативные способности учащихся.

Данная программа необходима для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, для сохранения исторического наследия для потомков, вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся и их родителей.

В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей.

Программа внеурочной деятельности «Поклонимся великим тем годам» составлена с учетом требований новых образовательных стандартов, в соответствии с планом внеурочной деятельности для обучающихся параллели 6-х классов и Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы".

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (с изменениями и дополнениями).

  2. Методического пособия для классных руководителей 5-11 класс, «Уроки мужества», Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. - Москва, 2008 г.-112 с.

Цель программы: формирование основ патриотизма и воспитание уважения к истории своего народа времен Великой военное время, воспитание гражданской и социальной активности

Задачи:

  • формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;

  • формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;

  • развитие навыков и умений обучающихся работать с дополнительным материалом и историческими документами;

  • вовлечение учащихся, родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы;

  • укрепление общих интересов в семье путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;

  • повышение уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности обучающихся.

  • воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к памяти погибших.

Формы и методы работы

• игровая;

• познавательная;

• просмотр презентаций и видеофильмов;

• проектная деятельность;

• встречи с ветеранами;

• конкурсы;

• посещение библиотек;

Принципы реализации проекта:

  • личностно- ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;

  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности - создании фильма;

  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

7. Ожидаемые результаты проекта:

Личностные

  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, , России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважительное отношение к истории своего народа;

  • воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа. Воспитание патриотизма;

  • совершенствование нравственных качеств учащихся.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • организация группового дела;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

  • стремление к познанию;

На протяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках, участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.

8. Механизм выполнения проекта ( наличие соисполнителей, взаимодействие с ними).

Предполагаемые партнёры в реализации проекта:


  1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Галерея современного искусства "Стерх".

  2. МБУК «Сургутский художественный музей».

  3. Историко-культурный центр «Старый Сургут».

  4. Архивы министерства обороны по поиску фамилий участников ВОВ.

8. Научно - методическое обеспечение проекта.

Для реализации данного проекта необходима дополнительная литература:


  • Печатные издания о ВОВ.

  • Видео фрагменты, материалы Интернет, статьи периодических изданий.

  • Работа в архивах, библиотеках.


  • Работа в компьютерном классе, для обработки материала.

Содержательные линии проекта:

Образовательная - знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание географического положения городов-героев, мест исторических сражений и расположения концлагерей.

Ценностная - предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.

Деятельностная - способствует созданию объединения мини проектов в единый исследовательский проект.

Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта - обучающиеся 6 в класса, классный руководитель, родители

Ожидаемые результаты реализации проекта: участие в социальных, патриотических проектах, посвященных 70-ю Великой Победы, создание презентаций о городах - героях, пионерах-героях. Участие в акции «Бессмертный батальон».

Формы активных воспитательных мероприятий:

  1. Проведение классных часов «Дети войны», «Пионеры-герои»

  2. Разработка проектов по теме «Города-герои»

  3. Виртуальное исследование мест основных сражений

  4. Ветераны в наше время

  5. Стихи и рассказы о ВОВ

  6. Творческие проекты

  7. Участие в городском социальном проекте «Бессмертный батальон», посвященный 70-летию Победы.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

теория

практика

22 июня ровно в 4 часа

1

1



Города-герои

Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год

Сталинград (Волгоград) - 1945 год

Севастополь -1945 год

Одесса - 1945 год

Киев -1965 год;

Москва -1965 год;

Брест (крепость-герой) -1965 год;

Керчь - 1973 год;

Новороссийск -1973 год;

Минск -1974 год;

Тула -1976 год;

Мурманск -1985 год;

Смоленск -1985 год.

6

3

3

Микрогруппы, подготовка презентаций по городам-героям

Вечная слава городов героев

1


1

(коллективная работа) Создание единого альбома

Детство, опаленное войной

1

1


презентация героические образы ВОВ

Пионеры - герои ВОВ

Леня Голиков

Марат Казей

Валя Котик

Зина Портнова

Толя Шумов

Володя Казначеев

Володя Дубинин

Костя Кравчук

Аркадий Камашин,

Валера Волков

7

4

3

Микрогруппы, подготовка презентаций о пионерах-героях

Зал боевой славы

1


1

экскурсия

Пионеры-герои в литературе

1


1

чтение стихов, анализ литературных произведений, посвященных пионерам в годы ВОВ

    Нацистские концентрационные лагеря «Бухенвальд»

    1

    1


    презентация

    Одесские катакомбы

    1

    1


    фото, презентация. Виртуальная экскурсия

    Брестская крепость

    1

    1


    фото, презентация (работа в микрогруппах)

    Хатынь

    1

    1


    фото, презентация (работа в микрогруппах)

    Песни военных лет

    1


    1

    конкурс песен военных лет

    Моя семья в годы ВОВ

    1


    1

    индивидуальная исследовательская работа

    Защита презентации «Бессмертный батальон»

    3

    1

    2

    индивидуальная исследовательская работа

    Север в годы войны

    1


    1

    поисковая работа, фото горожан в годы ВОВ

    Великие полководцы ВОВ

    1

    1


    работа в микрогруппах. Презентация

    Награды и медали ВОВ

    1


    1

    работа в микрогруппах. Презентация

    Памятники и обелиски «Подвиг неизвестного солдата»

    1


    1

    Трептов парк в Берлине

    Великая Победа!

    2

    1

    1

    Конкурс рисунков

    Эта память, верьте, люди, всей земле нужна

    1




    Не гаснет памяти свеча

    1



    акция «Георгиевская ленточка»


    Итого:

    35





    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Дата

    Тема занятия

    Количество часов

    по плану

    по факту

    1.

    04.09

    Завтра была война. Выпуск 1945 года.

    1

    2.

    11.09

    Города -герои

    Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год;

    Сталинград (Волгоград) - 1945 год.

    1

    3.

    18.09

    Севастополь -1945 год;

    Одесса - 1945 год.

    1

    4.

    25.09

    Киев -1965 год;Москва -1965 год;

    Брест (крепость-герой) -1965 год.

    1

    5.

    02.10

    Керчь - 1973 год;

    Новороссийск -1973 год.

    1

    6.

    09.10

    Минск -1974 год;

    Тула -1976 год.

    1

    7.

    16.10

    Вечная слава городов героев

    1

    8.

    21.10

    Мурманск -1985 год;Смоленск -1985 год.

    1

    9.

    30.10

    Детство, опаленное войной

    1

    10.

    13.11

    Пионеры - герои ВОВ

    1

    11.

    20.11

    Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик

    1

    12.

    27.11

    Зина Портнова, Толя Шумов, Володя Казначеев

    1

    13.

    04.12

    Володя Дубинин, Костя Кравчук, Аркадий Камашин, Валера Волков

    1

    14

    11.12

    Зал боевой славы

    1

    15.

    18.12

    Пионеры герои в литературе

    1

    16.

    25.12

    Нацистские концентрационные лагеря «Бухенвальд»

    1

    17.

    15.01

    Одесские катакомбы

    1

    18.

    22.01


    Брестская крепость

    1

    19.

    29.01


    Хатынь

    1

    20.

    05.02


    Песни военных лет

    1

    21.

    12.02


    Моя семья в годы ВОВ

    1

    22.

    19.02


    Проект «Бессмертный батальон»

    1

    23.

    26.02


    Библиотека в годы ВОВ

    1

    24.

    05.03


    Партизанская война

    1

    25.

    12.03


    Север в годы войны

    1

    26.

    19.03


    Великие полководцы ВОВ

    1

    27.

    02.04


    Награды и медали ВОВ

    1

    28.

    09.04


    Памятники и обелиски «Подвиг неизвестного солдата»

    1

    29.

    16.04


    Техника Победы

    1

    30.

    23.04


    Разведчики.

    1

    31.

    30.04


    Стихи о войне

    1

    32.

    07.05

    Великая Победа!

    1

    33.

    14.05

    Защита проекта «Бессмертный батальон»

    1

    34.

    21.05

    Эта память, верьте, люди, всей земле нужна

    1

    35.

    28.05

    Не гаснет Памяти свеча

    1


    Итого:

    35



    Список литературы

    1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

    2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

    3. Городская детская общественная организация «Юные жуковцы», информационный сборник, Сургут, 2001.

    4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2010.

    5. Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается Родина…», азбука юного гражданина, 2001.

    6. Полухина Л.М. «Югра - взгляд в будущее», Екатеринбург, 2006.

    7. «Почетные граждане города Сургута», сборник статей, Сургут, 2006.

    8. «Наградной лист, и не только», альбом о сургутском клубе «Фронтовые подруги», Ханты-Мансийск, 2010.

    9. Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010

    Литература для учащихся:

    1. Алексеев, М. Н. Мой Сталинград : Мой Сталинград ; Наследники ; Дивизионка ; Биография моего блокнота / М. Н. Алексеев. - М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. - 478 с.

    2. Алексеев, С. П. Исторические повести о русских победах / С. П. Алексеев. - М. : Современник : Просвет, 1995. - 320 с.

    3. Алексеев, С. П. Рассказы о великой московской битве / С. П. Алексеев ; ил. В. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2003. - 120 с. : ил. - (Честь и отвага).
      Алексиевич, С. У войны не женское лицо : [для ст. шк. возр.] / С. Алексиевич. - М. : Пальмира, 2004. - 317 с. : ил.

    4. Ананьев, А. А. Танки идут ромбом ; Версты любви : романы / А. А. Ананьев; худож. В. Голубев. - М. : Голос, 1995. - 557 с.

    5. Анненков, Ю. Л. Флаг миноносца / Ю. Л. Анненков. - М. : Диамант, 1995. - 509 с. - (К 50-летию Великой Победы).

    6. Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. - М. : Вече, 1994. - 507 с. - (Военный роман).

    7. Бакланов, Г. Я. Навеки - девятнадцатилетние : повесть : [для ст. шк. возр.] / Г. Я. Бакланов ; вступ. ст. В. Кондратьева ; ил. Ю. Федина. - М. : Дет. лит., 2003. - 206 с. : ил. - (Школьная б-ка).

    8. Бакланов, Г. Я. Я не был убит на войне : роман, повести, расска-
      зы / Г. Я. Бакланов. - М. : Моск. рабочий, 1995. - 491 с.

    9. Баруздин, С. А. Повторение пройденного : роман / С. А. Баруздин ; худож. Ю. Пучинский. - Минск : Юнацтва, 1990. - 169 с. - (Школьная б-ка).

    10. Бернард, Я. И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; худож. Е. Корватская. - М. : Дет. лит., 1991. - 63 с.

    11. Беспризывники : повести-воспоминания / худож. Е. Тлеулиев. - Алма-Ата : Жальн, 1991. - 381 с. - Содерж. : Запорожец А. В двенадцать мальчишеских лет; Иванов В. Мое военное детство; Олейников А. В неволе; Абилов Н. Где ты, Леня?

    12. Богомолов, В. О. Иван ; Зося : повести / рис. О. Верейского, А. Веркау. - М. : Дет. лит., 2001. - 191 с. : ил. - (Школьная б-ка).

    13. Быков, В. Волчья стая : повести / В. Быков ; пер. с белорус. - М. : Дружба народов, 1995. - 318 с.

    14. Васильев, А. С. Умереть, чтобы жить : невыдуманные истории / А. С. Васильев. - М. : Граница, 1994. - 429 с. - (Стражи побережья. Граница).

    15. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т. Т. 1,2 - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 512 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).

    16. Воробьёв, К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К. Д. Воробьёв; худож. А. Тамбовкин. - М. : Дет. лит., 2003. - 286 с. : ил. - (Школьная б-ка).


    17. Воронкова, Л. Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди : повести [для мл. возр.] / Л. Ф. Воронкова ; худож. В. Гальдяев. - М. : Дет. лит., 1991. - 223 с.
      Герман, Ю. Дорогой мой человек : роман / Ю. Герман. - М. : РИПОЛ, 1993. - 431 с.

    18. Кассиль, Л. А. Дорогие мои мальчишки : повесть / Л. А. Кассиль. - Дет. лит., 1990. - 141с.

    19. Катаев, В. П. Сын полка : повесть / В. П. Катаев ; худож. И. Гринштейн. - М. : Дет. лит, 2001. - 235 с. : ил. - (Школьная б-ка).

    20. Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести / В. Кондратьев ; худож. Б. Страхов. - М. : Дет. лит, 2001. - 287 с. : ил. - (Школьная б-ка).

    21. Лиханов, А. А. Русские мальчики : роман в повестях / А. А. Лиханов ; худож. С. Остров. - М. : Дом, 1995. - 446 с. : ил.

    22. Митяев, А. В. Шестой - неполный : рассказы / А. В. Митяев ; ил. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2002. - 144 с. : ил. - (Честь и отвага).
      В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

    23. Некрасов, В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. Где ты был,
      Адам? / Г. Белль ; пер. с нем. В. Португалова. - М. : Мол. гвардия, 1991. - 415 с. - (Библиотека юношества).

    24. Пайтык, А. Мальчишки военных лет ; Наши гости : повести / А. Пайтык ; пер. с турк. Т. Лихоталь ; худож. А. Грашин. - М. : Дет. лит., 1991. - 240 с.

    25. Платов, Л. Д. Когти тигра : повести / Л. Д. Платов. - М. : Апостл, 1995. - 431 с. - (Совершенно секретно). - Содерж. : Бухта Потаенная ; Когти тигра ; Предела нет.

    26. Платонов, А. П. Песчаная учительница : рассказы / А. П. Платонов ; худож. В. Ю. Михайлов. - М. : Современник, 1990. - 60 с. - (Отрочество. Серия книг для подростков).

    27. Погодин, Р. П. Где леший живет? : рассказы / Р. П. Погодин ; худож. С. Острова. - Л. : Дет. лит. Ленингр. отд-ние, 1990. - 208 с. : ил.

    28. Погодин, Р. П. Я догоню вас на небесах : повесть, рассказы / Р. П. Погодин ; худож. Л. Коломейцев. - Л. : Сов. писатель, 1990. - 413 с.

    29. Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая [повесть] / А. И. Приставкин. - М. : АСТ : Олимп, 2002. - 269 с. : ил. - (Школьная хрестоматия).

    30. Свиридов, Г. И. Последний раунд ; Вовка - сын командира ; Охотники за алмазами / Г. И. Свиридов. - М. : Печатное дело, 1995. - 525с. : ил. - (Библиотека приключений).

    31. Семяновский, Ф. М. Повесть о фронтовом детстве [для мл. возр.] / Ф. М. Семяновский ; рис. В. Юдина. - М. : Новая школа, 1995. - 142 с. : ил.
      Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : книга про бойца / А. Т. Твардовский . - М. : Вагриус, 2004. - 191 с.

    32. Тихомиров, О. Н. В ту пору суровую в Киеве… [для мл возр.] / О. Н. Тихомиров - Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. - 146 с. - (Красный галстук).

    33. Туричин, И. А. Сердце солдата : повесть. Рассказы [для мл возр.] / И. А. Туричин ; рис. В. Хвостова. - Л. : Дет. лит., 1990. - 204 с. \Час мужества, 1941-1945 : избранные произведения о Великой Отечественной войне / сост. И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 702 с. - (Круг чтения : Школьная программа).

    34. Чернявский, М. Огненная баллада [для мл. возр.] / М. Чернявский ; пер. с белорус И. Мазнина ; худож. В. Голатенко. - М. : Дет. лит., 1990. - 30 с.

    35. Шолохов, М. А. Рассказы / М. А. Шолохов. - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 320 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).
      В книгу включены рассказы М. А. Шолохова, в том числе «Наука ненависти», «Судьба человека», «Нахалёнок» и др.



    © 2010-2022