Классный час Искусство жить в семье

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Искусство жить в семье» в 11 классе

Цели урока:

  1. Формировать у учащихся ценности семейного очага.

  2. Развивать качества, необходимые для дружной жизни в браке.

  3. Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей, развитию коммуникативных способностей учащихся успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая её.

  4. Способствовать усвоению учащимися роли семьи в обществе.

  5. Развивать навыки работы с текстами документов, навыки работы в группах.

  6. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за себя и свою семью; воспитывать любовь к своей семье и близким, толерантность в семейных взаимоотношениях.

Методы: словесный, наглядный, практический (работа в группах), частично-поисковый.

Форма проведения: беседа с обыгрыванием ситуаций.

Ход урока

Учитель: - Ребята, речь сегодня пойдет о семье, о любви, о терпимости и взаимопонимании в семейных отношениях. И этот разговор не случаен: вы, наверняка, знаете, 14 февраля праздновался день Св.Валентина? Семейные отношения должны строиться прежде всего на основе взаимной любви.

Она пришла негаданно, незванно,

Разрушив все

И все, построив вновь,

Преображая капли в океаны,

Всепобеждающая первая любовь.

Неясное все стало несомненным,

Стал шторм девятибалльным ветерком,

Любое море стало по колено

И расстояние любое пустяком…

- Любовь - самое прекрасное на свете чувство, это понятие трудно поддается определению. Любовь всесильна и всемогуща. Она может победить болезнь, придает силы, вдохновляет на подвиги, окрыляет в творчестве, вливает в душу нежность, делает человека счастливым, заставляет парить над миром. Любовь бывает разная…

- Как вы думаете, какая бывает любовь? (безответная, взаимная)

- К кому и к чему мы можем испытывать это сильное чувство? (К Родине, к родителям, к детям, к братьям и сестрам, к кумирам, к животным, к природе, к Богу, к мужчине или женщине, к самому себе)

- Первая любовь бывает у всех, у кого-то раньше, у кого-то позже. У кого-то она заканчивается, так и не успев начаться, у кого-то отступает перед грузом житейских проблем. Ясно только одно: что любят не по заказу, не по разрешению, не по расчету или для забавы.

- Любовь двух людей ведет к созданию семьи. Для каждого слово "семья" имеет особое значение.

- Как вы понимаете слово "семья"? Что возникает у вас в воображении, когда вы его произносите? (ответы учащихся)

- А вот, что возникает в воображении наших маленьких братишек и сестренок. У нас в гостях передача "Устами младенца" (просмотр видеофрагмента).

Учитель: Семья - один из главных объектов изучения социологов. Ее изучают много десятилетий, системно, разными методами. Но даже определение семьи до сих пор является предметом социологических дискуссий. В энциклопедическом словаре понятие семья определяется как малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья - маленькая ячейка общества, в котором она живет. Так трактовалось это понятие в эпоху СССР. И в это тоже правильно.Именно в семье рождается не только человек, но и гражданин. Происходит это потому, что семья - своего рода социальный микрокосм: ее структура представляет собой микромодель большого общества. В ней в миниатюре заключается вся гамма человеческих отношений, свойственных большому обществу.

Работа в группах

Выявление проблем современной семьи. Работа в группах.

Проблемы:

  • Жилищные проблемы - отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.

  • Омоложение брачного возраста.

  • Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка - отказ от него.

  • Участившиеся случаи воспитания детей в неполных семьях.

  • Социальные проблемы - низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.

Поиск вариантов выхода из кризиса. Работа в группах.

- А теперь послушайте легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: "Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижаясь друг на друга?" В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (Терпимость).

- В русском языке существует еще одно слово с синонимичным значением - "толерантность". Толерантность означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Наша с вами задача - научиться толерантному поведению в семье и выработать общую установку на принятие другого.

Ролевая игра. Работа в «семейных» парах.

Задание 1. Перед каждым из участников лежат листочки и ручки. Ведущий называет существительное, а участники записывают его и подбирают к нему определение (например: небо - голубое, облачное, бесконечное, лазурное и т.д.). Те учащиеся (т.е. девушка и парень), у которых совпадет наибольшее количество подобранных определений, составляют пару, т.е. семью.

Итак, семьи уже есть. Каждая семья занимает свою парту-квартиру. На второе задание для участников подготовлены конверты, в которых лежат высказывания о семье и семейном воспитании, разрезанные на отдельные слова:

  • "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" Л.Толстой;

  • "Взаимная любовь скрепляется детьми" Менандр;

  • "Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы" Н.Карамзин;

  • "Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость" Ж.Руссо;

  • "Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им" В.Ключевский;

  • "Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени" Я.Райнис;

  • "Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери" В.Сухомлинский.

(Можно подобрать пословицы о семье и воспитании или другие изречения).

Задание 2. Парам предлагается вытянуть конверт, в котором лежат слова. Необходимо сложить слова так, чтобы получилось высказывание о семье или о воспитании, прочитать его присутствующим и, посоветовавшись друг с другом, прокомментировать его.

Задание 3. Все люди умеют мечтать. Мечтать, говорят, не вредно. Наши пары тоже сейчас начнут "мечтать", то есть записывать на листочках, чему они хотели бы научить свою дочь, как хотели бы ее воспитать, какой хотели бы видеть ее взрослой.

(Каждая пара зачитывает свои записи, идет обсуждение).

Дипломатичный отказ. Играют двое: Муж и Жена. Один из них предлагает что-либо, другой должен в необидной форме отклонить это предложение.

Любимое блюдо. Играют трое: Отец, Мать и Дочь. Дочь приготовила любимое блюдо семьи, которое отец по недомыслию раскритиковал. Задача основного играющего (Мать): снять напряжение и оказать поддержку обоим.

Телевизор. Играют четверо: Отец, Мать, Дочь и Сын. Мать хочет смотреть по телевизору сериал, дети - приключенческий фильм, Отец - футбол. Задача Отца: снять возникшее напряжение, оказать всем поддержку и по возможности побудить их смотреть то, что он хочет сам.

- Справились ли ребята с заданием? Какую черту толерантности применили играющие при разрешении ситуации?

Заключительная часть.

Учитель: Терпение, любовь, забота, внимание - важнейшие условия семейного счастья. Мне очень хочется, чтобы вы, наше будущее поколение построили только счастливые семьи, в которых будет царить атмосфера доверия и взаимопонимания. Воспитайте в себе эти качества, и, наверняка, семейный союз, который вам предстоит создать, станет идеальным. Спасибо. Занятие окончено.



© 2010-2022