- Преподавателю
- Классному руководителю
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мамонова Е.В. |
Дата | 18.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация исследовательской деятельности учащихся
Задача- помочь учителям правильно выбрать тему, как показать новизну. Специфика научной работы учащихся младших, средних и старших классов
Качества личности докладчика
-
Наличие аналитических навыков
-
Навык самоорганизации (умение планировать и осуществлять задуманную работу, усидчивость, терпение, аккуратность)
-
Владение техникой публичного выступления (умение преодолеть психологический барьер «боязни аудитории», освоение основ культуры речи, риторики, полемики) Шинэль-шинель
Обязанности докладчика- памятка
-
изучить научную и справочную литературу по теме исследования(научить ребенка пользоваться научной литературой, дать библиографический список, можно перефразировать цитаты
-
зафиксировать нужную информацию
-
овладеть научным аппаратом по изучаемой проблеме (овладеть терминологией, при защите иметь листок с терминами)
-
грамотно изложить состояние изучаемого вопроса на современном этапе(данная проблема существуе уже 90 лет, но на современном этапе ,,,)
-
выполнить собственную исследовательскую работу (обычно бывает так: у кого то взять и своё имя поставить)
-
сформулировать и обобщить полученные выводы
Функции научного руководителя
-
оказание помощи в выборе и формулировании темы работы, осмыслении ее содержания и разработке структуры
-
дача рекомендаций по списку необходимой научной и справочной литературы и методике ее изучения
-
проведение консультаций по содержанию, стилю и оформлению работы
-
чтение подготовленной к защите работы, указание недостатков и неточностей (не писать за ребёнка)
Критерии научной работы школьника
-
Соответствие темы представленному материалу
-
Актуальность
-
Элемент новизны
-
Структура
-
Научный стиль
-
Оформление
Этапы работы над исследовательским проектом
-
Выбор темы.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Формирование его плана-структуры.
4. Изучение теоретических источников.
5. Анализ фактического материала.
6. Формулировка выводов.
7. Изложение работы.
8. Оформление работы.
Выбор темы (50% успеха в выборе темы)
Характеристика:
-
Содержит частную проблему(в теме должна быть проблема, проблемная тема.
-
Название темы укладывается в 1-2 строки (когда же взять тему. нацеливать надо уже в мае, а работу начать в сентябре)
Источники:
-
Издания по списку ВАК
-
Информационные письма и программы научных конференций (города-мегаполисы)
-
Сборники научных статей
-
Авторефераты диссертаций
Научная работа
учащихся средних классов 6-8 классы
Общая характеристика:
-
Возрастает процент научности и самостоятельности
-
оригинальность-интересная тема, видеоряд, раздаточный материал в виде памятки с практич .значением., презент (на 1 слайде указать автора , школу , название работы)
-
Использование специального оборудования
-
Объем - до 10 страниц вместе с приложением
Научность
-
Расширение представлений о научном стиле (использование 3-5 терминов- надо отработать все термины, 2-3 точек зрения ученых - представителей различных научных школ, показать умение цитировать и оформлять библиографические ссылки, ссылки обязательно, тк работа без ссылок - это публицист сообщение )
-
Реферирование 5-10 научных работ по данной теме - уметь перефразировать
-
Использование более сложных научных методов (абстрагирование, анализ и синтез, сопоставление, индукция и дедукция, моделирование)
Новизна
-
Изучение известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт
-
Изучение известных в науке явлений и процессов более совершенными методами
-
Сопоставление, сравнительный анализ протекания процессов и явлений.
Структура
титульный лист
Соотношение теоретической и практической частей 2:3, 1 глава -теория, 2 главы -практика, заключение, список лит-ры в алфавит порядке, приложение, в списке справочной литературы и интернет ресурсов нумерацию продолжить
-
Во Введении:
Данная работа посвящена изучению….актуальность данного явления на соврем этапе, далее идет объект и предмет исследования
цель-1 надо её обосновать использовать лексику: выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать…), далее данная цель достигается путем решения след задач.
задачи-3-4-их столько сколько рубрикаций
Задачи исследования - выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой (утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута)
(изучить материал, рассмотреть, выявить, сравнить)
предмет-частное то изучается, объект-общее в какой сфере
-
соотношение темы и научной проблемы; обоснование методов исследования
-
заключение не менее 1 страницы, выводы- ваше решение, «зерк альное» отражение введения, в чем закл-сь актуальность, в ходе решения данной проблемы мы выявили, что
Методы исследования
-
Общенаучные - эмпирические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); эмпирико-теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование)
Научная работа
учащихся старших классов (9-11 классы)
Общая характеристика:
-
Соответствие требованиям классической научной работы с Гипотеза - научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
-
Гипотеза должна удовлетворять требованиям:
содержать предположение, быть проверяемой, быть логически непротиворечивой и соответствовать фактам( «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…»)
-
Данная исследовательская работа-конечный продукт оформляется в жанре научной статьи
-
Объем - до 12 страниц с ссылками вместе с приложением
Структура
-
Соотношение теоретической и практической частей 1:3
-
Во Введении: обоснование методологии исследования; допустимо изложение истории вопроса
-
В Заключении: обобщенная оценка проделанной работы, перспективы дальнейшего изучения научной проблемы ( когда ребёнка спрашивают какие перспективы -затрудняется в чём он видит развитие данного вопроса в будущем
Выступление докладчика
Что говорить?
-
при защите надо иметь ученику отдельную, отличную от текста исследования листок с речью с выделенными основными мыслями-это козырь, можно считать что ребёнок вооружен, выписать термины, цитаты фамилии ученых
Как говорить?
-
изложить суть работы с элементами введения,
-
рассказать о собственном исследовании, а не о современном состоянии проблемы
-
демонстрировать осознанность терминов, цитат
-
не нарушать нормы стилистики, грамматики и орфоэпии
-
уметь грамм отвечать на вопросы
Советы
-
Желательно начать вот так:
Добрый день, уважаемые члены жюри и все присутствующие, разрешите мне представить вашему вниманию исследовательскую работу по теме.
-
Очень важно научить ребёнка не злится, а быть с доброжелательной улыбкой, можно психологически выиграть спокойствием и расслабленным состоянием.
-
Если ребенок не может ответить на вопрос, то подучит ребенка выйти из положения так : спасибо вам за вопрос, но сейчас я не могу ответить на него, но я его запишу и отвечу.
-
За неделю говорить скороговорки для четкой речи, для снятия волнения провести речевой тренинг
-
Стиль изложения должен быть следующим :употреблять нейтральные книжные слова
-
Убрать категоричность в утверждениях
-
Не использовать «я», надо «мы». Обобщенность изложения с использованием речевых клише «как нам кажется», «как уже указывалось», «как считает профессор», «заметим, что …», «подчеркнем, что…»
Желаю удачи!