Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе

Организация исследовательской  деятельности учащихся Задача- помочь учителям правильно выбрать тему,  как показать новизну. Специфика научной работы учащихся младших, средних  и старших классов Качества личности докладчика  Наличие аналитических навыков Навык самоорганизации (умение планировать и осуществлять задуманную работу, усидчивость, терпение, аккуратность Владение техникой публичного выступления (умение преодолеть психологический барьер «боязни аудитории», освоение основ культуры речи, риторики, полемики) Шинэль-шинель Обязанности докладчика- памяткаизучить научную и справочную литературу по теме исследования(научить ребенка пользоваться научной литературой, дать библиографический список, можно перефразировать цитаты зафиксировать нужную информацию овладеть научным аппаратом по изучаемой проблеме (овладеть терминологией, при защите иметь листок с терминами)грамотно изложить состояние изучаемого вопроса на современном этапе(данная проблема существует уже 90 лет, но на современном этапе ,,,)выполнить собственную...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской деятельности учащихся

Задача- помочь учителям правильно выбрать тему, как показать новизну. Специфика научной работы учащихся младших, средних и старших классов

Качества личности докладчика

  • Наличие аналитических навыков

  • Навык самоорганизации (умение планировать и осуществлять задуманную работу, усидчивость, терпение, аккуратность)

  • Владение техникой публичного выступления (умение преодолеть психологический барьер «боязни аудитории», освоение основ культуры речи, риторики, полемики) Шинэль-шинель

Обязанности докладчика- памятка

  • изучить научную и справочную литературу по теме исследования(научить ребенка пользоваться научной литературой, дать библиографический список, можно перефразировать цитаты

  • зафиксировать нужную информацию

  • овладеть научным аппаратом по изучаемой проблеме (овладеть терминологией, при защите иметь листок с терминами)

  • грамотно изложить состояние изучаемого вопроса на современном этапе(данная проблема существуе уже 90 лет, но на современном этапе ,,,)

  • выполнить собственную исследовательскую работу (обычно бывает так: у кого то взять и своё имя поставить)

  • сформулировать и обобщить полученные выводы

Функции научного руководителя

  • оказание помощи в выборе и формулировании темы работы, осмыслении ее содержания и разработке структуры

  • дача рекомендаций по списку необходимой научной и справочной литературы и методике ее изучения

  • проведение консультаций по содержанию, стилю и оформлению работы

  • чтение подготовленной к защите работы, указание недостатков и неточностей (не писать за ребёнка)

Критерии научной работы школьника

  1. Соответствие темы представленному материалу

  2. Актуальность

  3. Элемент новизны

  4. Структура

  5. Научный стиль

  6. Оформление

Этапы работы над исследовательским проектом

  1. Выбор темы.

2. Составление плана работы над проектом.

3. Формирование его плана-структуры.

4. Изучение теоретических источников.

5. Анализ фактического материала.

6. Формулировка выводов.

7. Изложение работы.

8. Оформление работы.

Выбор темы (50% успеха в выборе темы)

Характеристика:

  1. Содержит частную проблему(в теме должна быть проблема, проблемная тема.

  2. Название темы укладывается в 1-2 строки (когда же взять тему. нацеливать надо уже в мае, а работу начать в сентябре)

Источники:

  1. Издания по списку ВАК

  2. Информационные письма и программы научных конференций (города-мегаполисы)

  3. Сборники научных статей

  4. Авторефераты диссертаций

Научная работа
учащихся средних классов 6-8 классы

Общая характеристика:

  1. Возрастает процент научности и самостоятельности

  2. оригинальность-интересная тема, видеоряд, раздаточный материал в виде памятки с практич .значением., презент (на 1 слайде указать автора , школу , название работы)

  3. Использование специального оборудования

  4. Объем - до 10 страниц вместе с приложением

Научность

  1. Расширение представлений о научном стиле (использование 3-5 терминов- надо отработать все термины, 2-3 точек зрения ученых - представителей различных научных школ, показать умение цитировать и оформлять библиографические ссылки, ссылки обязательно, тк работа без ссылок - это публицист сообщение )

  2. Реферирование 5-10 научных работ по данной теме - уметь перефразировать

  3. Использование более сложных научных методов (абстрагирование, анализ и синтез, сопоставление, индукция и дедукция, моделирование)

Новизна

  1. Изучение известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт

  2. Изучение известных в науке явлений и процессов более совершенными методами

  3. Сопоставление, сравнительный анализ протекания процессов и явлений.

Структура

титульный лист

Соотношение теоретической и практической частей 2:3, 1 глава -теория, 2 главы -практика, заключение, список лит-ры в алфавит порядке, приложение, в списке справочной литературы и интернет ресурсов нумерацию продолжить

  1. Во Введении:

Данная работа посвящена изучению….актуальность данного явления на соврем этапе, далее идет объект и предмет исследования

цель-1 надо её обосновать использовать лексику: выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать…), далее данная цель достигается путем решения след задач.

задачи-3-4-их столько сколько рубрикаций

Задачи исследования - выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой (утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута)

(изучить материал, рассмотреть, выявить, сравнить)

предмет-частное то изучается, объект-общее в какой сфере

  1. соотношение темы и научной проблемы; обоснование методов исследования

  2. заключение не менее 1 страницы, выводы- ваше решение, «зерк альное» отражение введения, в чем закл-сь актуальность, в ходе решения данной проблемы мы выявили, что

Методы исследования

  • Общенаучные - эмпирические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); эмпирико-теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование)

Научная работа
учащихся старших классов (9-11 классы)

Общая характеристика:

  1. Соответствие требованиям классической научной работы с Гипотеза - научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

  2. Гипотеза должна удовлетворять требованиям:

содержать предположение, быть проверяемой, быть логически непротиворечивой и соответствовать фактам( «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…»)

  1. Данная исследовательская работа-конечный продукт оформляется в жанре научной статьи

  2. Объем - до 12 страниц с ссылками вместе с приложением

Структура

  1. Соотношение теоретической и практической частей 1:3

  2. Во Введении: обоснование методологии исследования; допустимо изложение истории вопроса

  3. В Заключении: обобщенная оценка проделанной работы, перспективы дальнейшего изучения научной проблемы ( когда ребёнка спрашивают какие перспективы -затрудняется в чём он видит развитие данного вопроса в будущем

Выступление докладчика

Что говорить?

  • при защите надо иметь ученику отдельную, отличную от текста исследования листок с речью с выделенными основными мыслями-это козырь, можно считать что ребёнок вооружен, выписать термины, цитаты фамилии ученых

Как говорить?

  • изложить суть работы с элементами введения,

  • рассказать о собственном исследовании, а не о современном состоянии проблемы

  • демонстрировать осознанность терминов, цитат

  • не нарушать нормы стилистики, грамматики и орфоэпии

  • уметь грамм отвечать на вопросы

Советы

  • Желательно начать вот так:

Добрый день, уважаемые члены жюри и все присутствующие, разрешите мне представить вашему вниманию исследовательскую работу по теме.

  • Очень важно научить ребёнка не злится, а быть с доброжелательной улыбкой, можно психологически выиграть спокойствием и расслабленным состоянием.

  • Если ребенок не может ответить на вопрос, то подучит ребенка выйти из положения так : спасибо вам за вопрос, но сейчас я не могу ответить на него, но я его запишу и отвечу.

  • За неделю говорить скороговорки для четкой речи, для снятия волнения провести речевой тренинг

  • Стиль изложения должен быть следующим :употреблять нейтральные книжные слова

  • Убрать категоричность в утверждениях

  • Не использовать «я», надо «мы». Обобщенность изложения с использованием речевых клише «как нам кажется», «как уже указывалось», «как считает профессор», «заметим, что …», «подчеркнем, что…»

Желаю удачи!


© 2010-2022