Методические рекомендации педагогу дополнительного образования

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельность

педагога дополнительного образования

Комплектование состава детского объединения

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвя­занных мероприятий - запись, организацию рекламы, организа­ционное собрание и оформление необходимой документации.

Организация предварительной записи

Предварительную запись в детское объединение нужно начи­нать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года. Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, который, возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образо­вания. Поэтому такая деятельность требует специальной организа­ции.

Для предварительной записи необходимо выделить специальное место, расположенное недалеко от входа.

Место предварительной записи должно быть обеспечено:

• информацией о детском объединении (полное название дет­ского объединения, краткая справка о детском объединении - ко­гда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы; опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);

• специально оформленной тетрадью или альбомом для внесе­ния в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес;

• карандашами или ручками.

При предварительной записи сообщаются:

а) информация о любых ограничениях для записи детей в дет­ские объединения (возрастных, медицинских, организационных);

б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом;

в) дата и время проведения Дня открытых дверей детского объ­единения (учреждения) дополнительного образования.

Организация рекламы детского объединения

Реклама детского объединения (учреждения) дополнительного об­разования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.

1. Наглядная реклама:

• информация в печатных средствах массовой информации, ви­деоролик по каналам местного телевидения и др.;

• рекламная афиша (развешивается в образовательных, меди­цинских и культурно-досуговых учреждениях города, на подъездах жилых зданий и т.д.);

• рекламная листовка (распространяется в уч­реждениях образования города, а также через почтовые ящики);

• рекламная выставка работ воспитанников детского объедине­ния (в основном помещении учреждения дополнительного образо­вания детей или передвижной вариант);

• рекламный концерт воспитанников детского объединения (в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района).

Массовая запись в детские объединения

Массовая запись в детские объединения проводится, как прави­ло, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:

- массовую агитацию детей в образовательных учреждениях;

- развешивание афиш;

- организацию и проведение Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.

День открытых дверей представляет собой своеобразный празд­ник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их чис­ло входят:

• массовая запись в детские объединения;

• встреча и консультации с педагогом (педагогами);

• реклама деятельности детского объединения;

• организация выставок работ воспитанников детских объеди­нений;

• проведение мини-концертов воспитанников детских объеди­нений;

• организационное собрание детского объединения;

• дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттрак­ционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).

Организационное собрание и необходимые документы

Следующим шагом в организации деятельности детского объ­единения является проведение организационного собрания детского объединения - первой встречи педагога со своими будущими вос­питанниками.

На этом собрании в доступной для детей и родителей форме не­обходимо познакомить:

с общим содержанием образовательной программы;

• с перспективами на текущий учебный год;

• с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;

• с правилами поведения в учреждении и детском объединении*

• с требованиями к форме одежды;

• сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.

Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и пе­дагога.

На организационном собрании нужно попросить детей или родителей заполнить заявления-анкеты, которые являются в настоя­щее время необходимыми документами при приеме в детское объ­единение.

Следующий важный этап организации деятельности детского объединения - формирование учебных групп и составление расписа­ния занятий .

Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:

- по возрасту;

- по уровню подготовки в данном виде деятельности;

- по уровню развития базовых способностей к данному виду де­ятельности (по итогам предварительной проверки);

- по выбору детьми времени удобного для занятий (если в дет­ском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом).

Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжи­тельность учебных занятий определяется в соответствии:

• с уставом учреждения дополнительного образования;

• санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду де­ ятельности ;

• региональными нормативными документами в сфере допол­ нительного образования детей;

образовательной программой детского объединения.

По итогам этого этапа работы педагог дополнительного обра­зования составляет два документа, которые вместе с образова­тельной программой детского объединения являются основани­ем для открытия детского объединения и определения педагоги­ческой нагрузки педагога - списки учебных групп и расписание занятий.

Первые занятия

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспи­тательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми зна­ниями и умениями;

2) познакомить ребят с образовательной программой, правила­ ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

3) познакомить детей с организацией образования;

4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5) получить необходимую информацию друг о друге;

6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Второй этап занятия - рассказ педагога о детском объедине­нии. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, со­держания его образовательной программы,

• описание содержания и результатов первого года занятий,

• объяснение основных этапов овладения мастерством,

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от­дельных воспитанников,

• рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, ка­кие перспективы могут быть для них открыты в данной области де­ятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полу­ченные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни - в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

• выставка детских творческих работ;

• стенгазета или рукописный журнал;

• альбом-летопись детского объединения;

• фотографии, слайды и видеофильмы;

• знаки отличия кружковцев;

• награды детского объединения и его воспитанников;

• выставка книг и периодической печати;

• информационный стенд.

Следующий этап занятия - выявление уровня первичной подго­товки детей в данном виде деятельности. Для этого можно исполь­зовать:

• тесты или тестовые задания;

• конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попро­сить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основа­нием для:

внесения корректив в образовательную программу;

разработки индивидуальных заданий;

объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения кол­лективной работы.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

• выставочный зал учреждения,

• кабинеты администрации учреждения,

• медицинский кабинет (если есть);

• детские объединения сходного профиля;

• столовая или буфет;

• актовый зал;

• игротека (если есть);

• туалеты для мальчиков и девочек;

• раздевалка.

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ

дополнительного образования детей

Методы обучения, традиционно используе­мые в системе дополнительного образования детей.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном исполь­зуются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практичес­кая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного - наблюдение, устный конт­ роль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний - зачет, экзамен, выпол­нение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику.


Распространенные методики обучения, используемые в сфере до­полнительного образования детей

Методика дифференцированного обучения: при такой организа­ ции учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый ма­териал всем учащимся одинаково, а для практической деятельнос­ти предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной груп­пы): при такой организации учебного процесса для каждого ребен­ка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творчес­кий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебно­го процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста­ вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятель­ность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практи­ческие умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатыва­ют технологию его выполнения, оформляют необходимую доку­ментацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Различные формы учебных занятий детского объединения

дополнительного образования

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более дина­мичным и интересным для учащихся.

Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

а) занятия в учебном кабинете:

- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки де­тей);

б) выездные занятия:

- учебные экскурсии;

- походы;

- экспедиции;

- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);

- полевые практики.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оп­тимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теорети­ческую и практическую подготовку детей.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнитель­ного образования является тематическое учебное занятие, в ходе ко­торого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учеб­ном кабинете):

I этап - организация;

II этап - теоретическая часть;

III этап - практическая часть;

IV этап - окончание занятия.
Организация занятия

Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

• сбор детей;

• подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);

• подготовку рабочих мест воспитанников.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможнос­ти каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. За­ тем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие эле­менты:

• изложение исторических данных по теме занятия;

• устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с други­ми элементами данной деятельности);

• объяснение специальных терминов по теме занятия;

• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выпол­нения);

• правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать со­держание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержа­тельной и интенсивной позволяют:

• использование наглядного и раздаточного материала;

• использование технических средств обучения;

• привлечение к подготовке и изложению теоретического мате­риала самих воспитанников детского объединения (начиная со вто­рого года обучения);

•использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последователь­ но и представляет собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг - подбор специальной литературы, раздаточ­ного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и тех­нически правильных приемов работы.

Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и ин­ струменты, необходимые для выполнения конкретной практичес­кой работы.

При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимо­действовать друг с другом.

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и кон­сультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необхо­димо учитывать:

• возраст детей;

календарный период учебного процесса;

• тему учебного года;

• уровень подготовки детей;

• последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являют­ся следующие правила:

- доведение каждой начатой работы до конца;

- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практи­ческой работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 15-20 мин)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

Завершение занятия включает в себя:

• подведение итогов практической работы;

• закрепление учебного материала;

• объяснение домашнего задания;

• организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и време­ни следующей встречи.

Особенности домашнего задания

в системе дополнительного образования:

• необязательность его наличия и выполнения;

• творческий характер;

• для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со сто­роны педагога и владения сложными техническими приемами.

Представленная структура является примерной, т.е. необяза­тельной.


Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

1) определение темы занятия;

2) продумывание общего хода занятия;

3) продумывание и отбор содержания теоретической части за­нятия;

4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки
детей;

5) подбор методических материалов по теме занятия;

6) выполнение практической работы;

7) составление плана занятия.
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

• приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его на­чала;

• проветривание учебного кабинета;

• подготовка методических материалов к занятию;

• проверка и подготовка материалов и инструментов, необходи­мых для проведения занятия.

Подготовка и проведение выездного занятия

Предварительная подготовка занятия включает:

1) определение темы и содержания занятия;

2) определение места проведения занятия;

3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разра­ботки конкретной практической работы детей (заданий) и опреде­ления оптимального пути проезда до места занятия;

4) оформление проекта приказа директора образовательного уч­реждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка детей к выездному занятию:

• рассказ о месте проведения занятия;

• изложение содержания учебных заданий;

• обсуждение формы выполнения заданий;

• обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи
детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

• в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использо­вать полученные знания и умения в освоении мира;

• на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего вы­ездного занятия;

• обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми офор­мить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи дет­ского объединения и т.д.

Подготовка и проведение итогового занятия

Итоговые занятия могут проводиться:

• по окончании учебного года;

• по окончании полугодия или учебной четверти;

- после изучения большой учебной темы или раздела.

Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.

Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения ито­гового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки резуль­татов занятия;

г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повто­рить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение конт­рольных заданий.

В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или вза­имный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.


МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

При проведении открытого занятия, посещения занятий администрацией, проверяющими педагог обязатель­но должен представить комиссии его план.

Общая структура плана занятия.

1. Вступительная часть:

- название детского объединения;

- дата, время и место проведения занятия;

- номер и год обучения учебной группы (учащегося);

- фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

- тема занятия.

2. Концепция занятия, включая цели и задачи.

3. Ход занятия:

- краткое содержание и время теоретической части занятия;

- задание (содержание), этапы выполнения и время практичес­кой части занятия;

- подведение итогов занятия - приемы работы с детьми и время.

4. Средства обучения - наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

5. Прогнозируемые результаты занятия.

Требования к концепции занятия:

• в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обуче­ния, воспитания, развития;

· задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.

Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

Требования к занятию детского объединения и его анализу

Грамотный анализ занятия является условием совершенствова­ния учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых за­висят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

1) организация занятия;

2) дидактическая деятельность педагога;

3) воспитывающая деятельность педагога;

4) профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;

5) характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

Качество организации занятия в совокупности определяют:

• состояние документации детского объединения;

соответствие темы занятия образовательной программе и пла­ну работы детского объединения на учебный год;

• соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;

• учет уровня работоспособности детей;

• выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

• рациональность использования времени на занятии;

• оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебно­го занятия;

• организация ведения документации учащихся.
Качество дидактической деятельности педагога определяют:

• опора на основные принципы дидактики;

• оптимальность используемых методов обучения, их соответ­ствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

• эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

• объективность оценок их деятельности;

• степень технической оснащенности занятия;

• уровень методического обеспечения занятия;

• оптимальность использования технических средств и методи­ческих материалов;

• умелое использование смены видов деятельности;

• обеспечение обратной связи;

• достижение поставленной дидактической цели занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии оп­ределяют:

• воспитывающая направленность содержания занятия, нали­чие в нем идейной составляющей;

• опора на основные принципы воспитания;

• решение задач нравственного воспитания;

• эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

• использование педагогом возможностей занятия в профессио­нальной ориентации и экономическом воспитании детей;

• формирование у детей интеллектуальной культуры, потребно­сти в знаниях, познавательной активности;

• реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

• обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащих­ся;

• степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально-личностную характеристику («портрет*) пе­дагога составляют:

• знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

• его речь;

• педагогическая культура и такт;

• внешний вид педагога на занятии;

• позиция педагога по отношению к учащимся;

• стиль педагогического руководства;

• степень воздействия личности педагога на учащихся.
Характеристику группы (разные грани проявления детей в дея­тельности) составляют:

• степень их активности и работоспособности на занятии;

• заинтересованность темой и содержанием занятия;

• сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

• выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

• коммуникативная активность детей;

• интеллектуальное развитие учащихся;

• сформированность навыков работы с оборудованием и ин­струментами, учебно-методическими пособиями;

• организованность и дисциплинированность учащихся на за­ нятии;

• стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

• внешний вид детей.

По представленной схеме может осуществляться анализ учебно­ го занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им са­моанализа.

Различные формы массовой работы

с детьми в дополнительном образовании

Образовательная деятельность не ограничивается только «текущим» образовательным процессом, так как это вызывает снижение интереса детей к занятию, и как следствие понижается уровень результативности работы педагога.

Педагогу дополнительного образования необходимо постоянно продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с детьми. Это позволит:

- создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

- показать ему результаты его работы;

- создать условия для сплочения коллектива;

- формировать у детей стремление радовать окружающих;

- расширить границы образовательного процесса.

Самыми распространенными формами массовой работы с детьми в дополнительном образовании являются:

• выставки;

• концерты;

• клубные дни;

• состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

© 2010-2022