Конспект урока на тему ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему ТОЛЕРАНТНОСТЬКлассный час « Планета толерантности»

4А- 4Б классы.

Цель: познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

Задачи:

1)раскрыть учащимся значение слова «толерантность», выявить основные черты толерантности;

2)сформировать правильное представление о толерантном поведении;

3)воспитывать чувство уважения друг к другу, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

4)способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Оборудование:

1)компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Планета Толерантности» ;

2)песня «Дети Солнца», видеоклипы «Брошенный камень» (в исп. С.Копыловой), « Подари улыбку миру!»;

3)конверты с листочками, на которых написаны разные качества человека.

4)плакаты с высказываниями о толерантности;

5)Дерево толерантности.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент. (дети стоят в 2линии напротив друг друга)

«Минутка радости»

Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

2.Распределение на группы.

Дорогие ребята! Сегодняшний классный час мы хотим посвятить очень важной и нужной теме для каждого из нас и для всех людей нашего огромного, но очень хрупкого мира. Тему вы узнаете чуть позже.

Для начала нам нужно разделиться на 4 группы.

Игра «Карточки на спине».

Игра проходит в абсолютной тишине, то есть во время игры все должны молчать. Учитель с помощником наклеивает всем ученикам на спину бумажки четырёх разных цветов. Задание: вы должны разделиться на команды согласно цвету бумажки у вас на спине. Приступайте!

Наклеиваются на спину бумажки каждому ученику, кроме одного (ему наклеивается бумажка четвертого цвета). Учитель следит за тем, как ведут себя ученики. Скорее всего тот ученик, которому наклеили бумажку другого цвета, останется один в центре класса (но возможно кто-то из группы возьмет его в свою команду). После этого деления обсудите, как себя чувствовал этот ученик и весь класс. Затем присоедините ученика к какой - либо группе и приступайте к занятию.

Отлично! У нас получилось 4 замечательные, надеемся дружные и умные команды. По правилам приличия следует поздороваться друг с другом.

1 группа - красные жетончики - вы здороваетесь как японцы ( поклон)

2 группа - голубые жетончики - вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)

3 группа - белые жетончики - вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами)

4 группа - зеленые жетончики - вы здороваетесь как китайцы ( спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться.

Наши классы - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Послушайте китайскую притчу (небольшой поучительный рассказ).

Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал, что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Как вы думаете какие слова были написаны на бумаге? (ответы детей)

Открываем таблички на доске

Любовь прощение терпение

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

3. Беседа Что такое толерантность. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Так вот ребята, есть слово, очень близкое по значению к слову терпение - это слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Но понятие толерантность более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Сегодня мы с вами узнаем побольше об этом понятии. МЫ предлагаем вам побывать на « Планете Толерантность ».

На этой планете живут разные люди, но их объединяет много общих качеств.

Так что же такое толерантность?( Учащиеся по очереди читают со слайда)

tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал эмблему « Толерантности».

Как вы считаете, почему художник выбрал такой способ изображения толерантности? ( Выслушать мнения учащихся)

Что такое толерантность? Обратите внимание на слайд!

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания.

У нас в стране чаще всего «выращивают» деревья толерантности, на листьях которых дети также оставляют свои пожелания и рисунки.

Сейчас мы попробуем создать такое дерево толерантности.


4. КАЧЕСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ. (Работа в группах.)

- Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

В каждом конверте по десять- двенадцать слов.

Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт № 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт № 3 миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт № 4 поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Ребята выбирают пять слов - качеств, подходящих, по их мнению, к человеку, обладающим толерантным отношением, и крепят их на дерево толерантности. Все подводят итог. Все же остальные качества человека мы отнесём к интолерантной личности.

Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как (называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят):

*уважение;

*милосердие;

* миролюбие;

*великодушие;

*сострадание. Клеим листочки на дерево.

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

Ребята говорят о том, что бывает так, что они ссорятся, не выслушивают друг друга до конца, не уступают в играх товарищам.

А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы это можем сделать?

5. Клип «Брошенный камень»

Сейчас, дорогие ребята, мы предлагаем вашему вниманию клип

« Брошенный камень». Песня звучит в исполнении С.Копыловой. Послушайте, пожалуйста, песню, и скажите, о каком важном качестве толерантности здесь идёт речь?

( Просмотр клипа, обсуждение )

Какие чувства пробудил в вас этот клип?

Какова его основная идея? (Быть толерантным - означает быть внимательным к другим).

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

6. Игра «Дорожки толерантности».

Каждая команда выстраивается в определённом порядке на узком листе бумаги. Задача: сделать это очень аккуратно, чтобы не обидеть, не толкнуть своего товарища.

  1. Построиться по росту.

  2. мальчик- девочка.

  3. по алфавиту своих имён.

Вывод: не простое это дело- уметь договариваться мирным путём.

Возвращаемся на свои места.

7.Чтение стихотворения . Приложение 1.

8. Тестирование (практическая работа) Приложение2.

Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах.

Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.

9. Разбор ситуаций. Приложение3.

Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

10. Итог кл. часа.

Мы хотим подарить Вам стихотворение А. Усачева «Удивительный гномик».

У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик.

до пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила..

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века..

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

- Ха-ха! Хо-хо-хо! - стал смеяться народ

- Вот чучело! - каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.

Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная неповторимая независимая и дружелюбная.

Стих. Приложение1.

1.Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3. Понял я, что это - уважение

К мнению не только своему.

4.Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15. Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Тест Приложение2.

1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я

а) не буду с ним общаться

б) толкну, стукну его

в) подружусь с ним

2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я

а) не буду с ним играть

б) толкну, стукну его

в) попрошу объяснить, что он делает

3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я

а) не буду с ним общаться

б) толкну, стукну его

в) постараюсь отвечать лучше

4. В нашем классе появился ребёнок - инвалид, я

а) не буду с ним общаться

б) посмеюсь, какой он неуклюжий

в) подружусь с ним

5. Если одноклассник верит в другого Бога, я

а) не буду с ним общаться

б) посмеюсь над ним

в) попрошу рассказать о его вере

Ответы: а) по 2 балла

б) по 1 баллу

в) по 3 балла

Вывод:

От 5 до 9 баллов - ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.

От 10 до 14 баллов - часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!

15 баллов - ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.

Разбор ситуаций. Приложение3.

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.

10

© 2010-2022