Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПАТОИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ



Николай Васильевич Федоткин

КГБОУ КШИ Канский морской корпус,

воспитатель







ВВЕДЕНИЕ

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к изменениям направлений общественного развития , которые вызвали определённое расслоение общества , снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идёт негласная пропаганда насилия , насаждается приоритет материальных ценностей над духовными , отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с чётко выраженной гражданской позицией . В молодёжной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. За последнее десятилетие потеряно целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными и достойными гражданами нашей страны.

Время стремительно бежит вперед. Стала историей Великая Отечественная война. Уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий. 70 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. И забыть ее мы не имеем права. Потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг. В какую бы даль не уходили военные годы, мы должны о них помнить, о них должны помнить внуки и правнуки ветеранов.

В настоящее время все чаще и чаще предпринимаются попытки зарубежными историками переписать историю, принизить роль советского народа, советского государства в Великой отечественной войне.

-2-

Наша задача - всеми доступными средствами сделать всё возможное для того, чтобы правда о подвигах советского народа вселилась в умы и в сердца подрастающего поколения, осталась там навеки.











-3-

ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ

Становление и развитие личности как полноценного субъекта возможно лишь при условии ее активного взаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленном изменении в процессе решения социально значимых и духовно- творческих задач. Для этого стараюсь вовлекать воспитанников в реализацию социально-значимых акций: встречи с ветеранами Великой отечественной войны, вручение юбилейных наград ветеранами Великой отечественной войны, урок мужества.

Встреча с ветеранами позволяет кадетам увидеть реальных фронтовиков. Не из книг и фильмов, а от участников реальных боевых действий узнать историческую правду о Великой отечественной войне. В личных беседах кадеты расширяют свои знания о массовом героизме советского народа в годы войны. Участие в вручении юбилейных наград показывает признание государства перед заслугами ветеранов. На уроке мужества воспитанники встречались с депутатом Законодательного собрания Красноярского края Побелат Д.П. который рассказал о своей службе на Северном Кавказе, о тяжестях и армейских буднях. Заместитель председателя Канского отделения Союза десантников России гвардии подполковник запаса Поляков В.А. описал героизм советских солдат в Афганской войне. Ветераны и труженики Великой Отечественной войны делились воспоминаниями о пережитых событиях. Каждый из присутствующих говорил о главном - о сохранении памяти, земляках-героях, о том, что патриотизм должен проявляться в повседневности через отношение к себе, окружающему миру и людям. На данном мероприятии воспитанники показали свои коммуникативные умения вступать в диалог,

-4-

задавать вопросы, поддерживать беседу, аргументировать свои ответы. В вопросах к ветеранам прослеживался живой интерес к историческим датам, предметные знания, уважение к участникам войны.



"ЗОЛОТАЯ ПОЛКА"

Взвод традиционно приняли участие в кадетском мероприятии "Золотая полка". В этом году оно прошло под девизом "Прочитай книгу о войне". Цель мероприятия: прочитать книги о Великой отечественной войне, выбрать вызвавшую наибольший интерес и представить ее на всеобщем мероприятии. Кадеты моего взвода прочитали много художественных и документальных произведений, просмотрели несколько фильмов о ВОВ. Путем долгих споров остановились на книге Владимира Богомолова "Момент истины" , романе о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны. Произведение вызвало много эмоций у воспитанников как и просмотренная экранизация "В августе сорок четвертого". Данное мероприятие расширило знания кадет о Великой отечественной войне, заставило сопереживать героям, способствовало развитию способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Многочисленные обсуждения прочитанных книг показали умения кадет выделять главное, видеть историческую правду в художественном тексте, выстраивать диалог, отстаивать свою точку зрения.

КЛАССНЫЙ ЧАС

К 70-летию Великой Победы был проведен классный час - диспут «Довольно о Войне?».

При разработке данного мероприятия ставилась цель создать условия

-5-

для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, к истории.

Мероприятие началось с того, что создалась проблемная ситуация: какой знак поставим в конце фразы Довольно о Войне! или Довольно о Войне? Учащиеся вовлеклись в обмен мнениями с учителем, одноклассниками ( формирование личностны УУ - жизненное и личностное самоопределение)

Данная ситуация содействовала формированию коммуникативных умений (формулировка собственного мнения) и регулятивных (воспринимать критику).

Педагоги и воспитатели предлагали для обсуждения четыре блока.

1. "Довольно о войне?"

2. "Цена Войны"

3. "Освободители или оккупанты"

4. "Память о войне"

Каждый блок представляли разные педагоги совместно с учащимися. Блоки состояли из проблемного вопроса, который формулируют педагоги после прослушивания отрывка песни о ВОВ, информационной части, которая представляется в виде результатов соц. опроса учащихся, анализа информации предоставленной СМИ и т.д.

Затем педагоги организовывали дискуссию по обозначенной проблеме. Формулировали и задавали вопросы. Так как мероприятие было открытым в дискуссию вступили и присутствующие, высказали свою точку зрения с обоснованиями.

-6-

Данная форма организации мероприятия позволила скорректировать личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности) умения.

На рефлексивном этапе организаторы побуждали учащихся к подведению итогов, организовывали диалог по вопросам рефлексивного характера:

-понравилась или нет такая форма проведения мероприятия

-какие личные качества вы проявили

-какие качества вам помогли, (мешали)

-было ли интересно

-были ли затруднения и в чем и т.д.

Что способствовало формированию коммуникативных (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации) и регулятивных (оценка своей деятельности) умений.

ВАХТА ПАМЯТИ

С большой ответственностью и гордостью кадеты принимают участие в Вахте памяти. Нести почетную караульную службу доверяют лучшим из лучших. Воспитанники соревнуются в сборке и разборке автомата, сдают спортивные нормативы, и конечно важны учебные успехи. Вахта длится в течение 4 часов по 30 минут на центральной площади города у мемориала

-7-

Победы. Только воспитанное чувство гордости за свою страну, ответственность за будущее, дань памяти погибшим движет кадетами.

ПРОЕКТ - ТРАДИЦИЯ

Пять лет назад под моим руководством, воспитанники разработали проект "Ни кто не забыт". В процессе ознакомления с историей возникновения Дня защитника Отечества, историей Великой Отечественной Войны, Афганской Войны, подвигов Советских воинов, личного участия кадет в мероприятиях посвящённым памятным датам, формирую у воспитанников уважение к прошлому России, ветеранам. Добиваюсь осознания связи прошедших событий с сегодняшним днём.

Реализация проекта способствовала обеспечению сохранения позитивной преемственности поколений, духовно - нравственному воспитанию кадет и их готовности служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

В результате осуществления проекта стало традицией взвода к 9 мая приводить в порядок и благоустраивать прилегающую территорию на мемориале « Воинам Великой Отечественной Войны погибшим в госпиталях г. КАНСКА».

На примере данного взвода 8а и 6 классы стали ухаживать за могилами ветеранов .

Работа в проекте позволила

- осознавать воспитанниками важность совершённых подвигов воинов- защитников Родины в Великой Отечественной Войне, подвигов воинов- интернационалистов в Афганской войне 1979-1989 гг., сохранения и развития славных боевых традиций;

-8-

- повышение уважения к символам.

ПАРАД

Волнительная подготовка к параду начинается задолго до его проведения. Репетиции группы барабанщиков, строевые подготовки, корпусные прогоны. Подготовка парадной формы, чистка бляхи. Все осознают возложенную ответственность, помогают друг другу. Воспитанное чувство гордости за свою страну, ответственность за будущее, дань памяти погибшим движет кадетами. Воспитанники осознают оказанную им честь и достойно выступают на параде.







-9-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотическое воспитание подростков - актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания школьников. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней.

Поэтому важно, чтобы воспитанники почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее. Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.

В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю.

Таким образом, память о войне была и будет. Важно ее не подменять, не замалчивать, не утаивать. Ведь уходят уже последние реальные свидетели: и террора и войны, как тяжелого труда и кровавой бойни. Оставленные ими в минувшие годы свидетельства - мемуары, художественные произведения, фильмы являются культурным багажом, главным образом, старших поколений.

-10-

Только в специально организованных образовательных ситуациях, поддерживаемых обществом и государством, это наследие культурной памяти включается в современный контекст.









© 2010-2022