Внеклассное мероприятие для учащихся 5-го класса. Разговор – размышление с элементами тренинга «Цвета толерантности»

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района СК


Внеклассное мероприятие для учащихся 5-го класса.

Разговор - размышление с элементами тренинга

«Цвета толерантности»



Автор: Рубан Л.Д.- учитель русского языка и литературы, классный руководитель в 5а классе.

Телефон: личный- 8(865)-46-23-3-0-6

школьный- 8(865)-46-23-2-52

Электронный адрес: личный- [email protected]

школьный- [email protected]

Адрес: Труновский район, с. Безопасное, улица Строительная,11/1





с. Безопасное 2012 год

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-го класса.

Разговор - размышление с элементами тренинга

«Цвета толерантности»

Оформление зала: мультимедийный экран, на фоне политической карты мира макет цветка с голубым, красным, желтым, зеленым, розовым лепестками, плакат «Цвета толерантности», у дверей на выходе символическое засохшее дерево с лепестками: «Агрессия», «Дискриминация», «Нацизм», «Экстримизм», «Террор»

Вед.: Здравствуйте, наше сегодняшнее мероприятие я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви…
Ведущая читает сказку на фоне музыки CHRIS SPHEERIS & PAUL VOUDOURIS - LAGUNA
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…
Учитель: (обращение к учащимся). Задумайтесь и вы…Кого по- вашему выбрала Любовь? А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь.
Учитель: (окончание сказки). Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель: (обращение к учащимся). Почему Любовь выбрала девушку Доброту?
Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.

Учитель: Из ваших ответов я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность». Таким образом мы подошли к теме нашего сегодняшнего мероприятия, которое мы определи как разговор -размышление с элементами тренинга о толерантности. Слово «толерантность» мы часто слышим в последнее десятилетие. Определение понятия «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Определение слова «толерантность»

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Но существуют так же цвета толерантности, каждый из которых имеет свое объяснение. Войдя в библиотеку, вы, наверное, обратили внимание на цветок, расположенный на карте мира. Конечно, это не просто украшение - это цветок толерантности. Лепестки этого цветка разного цвета, и каждый цвет имеет свое объяснение.

Вопрос: Что, по- вашему, означает каждый цвет»?

Выслушивает ответы учащихся.

На экране СЛАЙД «Красное сердце»

Красный цвет любви и горячего сердца, цвет крови, кровного родства.

СЛАЙД «Зеленый росток»

Зеленый - цвет спокойствия, развития, мудрости. Цвет уважения и дружбы.

СЛАЙД «Желтое солнце»

Желтый - цвет солнца и жизни, цвет радости.

СЛАЙД «Розовый цветок»

Розовый цвет - цвет надежд и нежности, доброты и понимания.

СЛАЙД «Голубое небо»

Голубой - цвет чистого неба, цвет доверия и безоблачных отношений.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам Игру, которая называется «Дополни».
Вы должны придумать окончание предложения «Быть толерантным - это значит …»

Подсказки:

  • быть терпимым к окружающим;

  • уважать людей, их мнения, религию;

  • принимать других такими, какие они есть;

  • понимать многообразие культур нашего мира.

Учитель: (обращение к учащимся). Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека. Являетесь ли вы толерантной личностью, или интолерантной? Есть и такое понятие. Посмотрим таблицу.

Толерантная личность

Интолерантаная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость

Выражение пренебрежения

Любознательность

Раздражительность

Снисходительность

Равнодушие

Доверие

Цинизм

Гуманизм

Немотивированная агрессивность

Учащиеся знакомятся с данными таблицы и самостоятельно делают выводы,
высказывают свою точку зрения.

Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, чтобы в нас было стремление к толерантным отношениям, желание реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.

Как нам стать толерантными? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки. Вы скажете, это сложно? Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку, как ребенок, который учится ходить! Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.


Учитель: (обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время?

  • потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»;

  • потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост различных форм антиобщественного поведения;

  • потому, что продолжает расти подростковая преступность;

  • потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка. (Обратите внимание на символичное засохшее дерево, лепестки которого обозначают все выше перечисленные негативные стороны нашего общества)

  • Толерантность актуальна еще и потому, что мы с вами живем в удивительном месте Северном Кавказе. Вокруг нас живут сотни людей, отличающихся от нас. Здесь пересеклись дороги многих национальностей, религий, разных культур. Недаром Кавказ называют горой языков. В настоящее время в Ставропольском крае в качестве постоянного населения проживают люди белее 100 национальностей.

Наверное, поэтому здесь нередко вспыхивают конфликты, используемые экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. Для экстремистов часто оказывается достаточным, что человек - иной, непохожий, думающий по-другому, смотрящий по-другому, верящий по-другому, любящий иное.

Вы знаете, что и наше родное село Безопасное является многонациональным. Всего, по данным переписи 2010 года, в нем проживает 7011 человек. Из них: Русские - 5668 чел., Армяне - 221, Езиды - 349, Даргинцы - 223, Чеченцы - 137, Цыгане - 134, Лезгины - 102, Табасаранцы - 52, Украинцы - 31, Греки - 22, Карачаевцы - 15, Азейбарджанцы - 10, Аварцы 10 и др.

Как же нам научиться жить рядом с другими, непохожими на нас людьми?

И что было бы, если бы все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы учащихся)

Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы учащихся)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

И сейчас я предлагаю вам поиграть

Упражнение «Чем мы похожи?»
Учитель: ( обращение к учащимся). Встаньте пожалуйста. Выполните следующие действия: В колонну справа встанут те, кто:

Кто с утра пил кофе?

А в колонну слева:

* Кто пил чай?

* Кто сегодня одет в брюки

* Кто любит полевые цветы

* Кто хоть раз лежал в больнице?

* Кто любит мороженое?

* Кто любит читать?

* Кто любит смотреть кино?

* Ходит в спортивные секции

* Кто когда-нибудь получал двойку?

* У кого карие глаза?

* У кого светлые?

* Кто боится мышей?

* У кого темные волосы?

* У кого светлые?

* У кого есть сестра?

* У кого брат?

Спасибо. Присаживайтесь. Эту игру можно продолжать долго. А вы заметили, как часто вы оказывались то в одной, то в другой колонне?

Вывод: Даже такая простая игра нам показывает, что какими мы не были разными, существуют различия, которые нас объединяют, т.е. мы одинаково разные.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, разные национальности, девочки, мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся или мы не уверены в себе?..

«Я - такой же как вы,

Я - такой же прохожий.

Я - такой как и все,

Ни на кого не похожий!», писал Р.Быков

Важно быть терпимыми по отношению друг к другу. Да, это не просто, но порой можно задуматься и представить себя на месте другого, когда все разговаривают на чужом для тебя языке, когда ты для них « белая ворона».

В этот момент важно помнить то, что все мы люди и произошли от единого Бога.

Главное правило всех религий - Золотое правило:

« Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - ИИСУС ХРИСТОС.

«Не делай другому того, чего не хочешь себе» - КОНФУЦИЙ.

«Никто из вас не правоверен, покуда не возжелает для ближнего того, что желаете для себя» - МУХАМЕД.

«Не уязвляй других тем, что уязвляет тебя самого» - БУДДА.

«не делай другим того, что ненавистно тебе самому» - РАВВИ ГИЛЛЕР, иудейский учитель веры.

На экране слайд: «Белый и черный ангел»

Учитель: В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?

О том, что добро и зло могут быть в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ему дьявол, а может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали.

Правда, для этого ему необходимо постоянно заниматься самовоспитанием.

Да, это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.

Как говорил Марк Аврелий своим ученикам «Не все же время размышлять о том, каким должен быть человек, пора и стать им»,


Праведниками толерантности, людьми с открытым сознанием, кто нес идеи толерантности можно назвать таких людей как:
Махатма Ганди, Альберт Эйнштейн, Конфуций, , Лев Николаевич Толстой, Андрей Дмитриевич Сахаров Владимир Иванович Вернадский, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Мартин Лютер Кинг и др.

А вы знаете, что такое «Технологии повседневной толерантности»? Как Вы думаете, что скрывается под этим понятием?

(звучат высказывания учащихся)

Я перечислю знакомые, самые обычные для вас слова. Повседневность - это кофе, отпуск, пицца, автомобиль. Иначе говоря, самые обыденные вещи, без которых невозможна сегодняшняя цивилизация. Это, если можно так сказать, - неоспоримая повседневность, точки отсчета, без которых немыслим день, неделя, год. Утром - кофе, в обед - пицца, летом - отпуск, каждый день автомобиль.

Ребята, а какие вы можете привести примеры из своей повседневной жизни?

(звучат ответы детей о компьютере, телевизоре, мобильном телефоне и т.д.)

А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, который формирует повседневную толерантность.

Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.

В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 1968 года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус - еврей.

Твой автомобиль - японский.

Твой кофе - бразильский.

Твои цифры - арабские.

Твои буквы - латинские.

Твоя демократия - греческая.

Твой сосед после всего этого - лишь иностранец?

Идея плаката состоит в том, чтобы дать информацию, например:

  • человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

  • повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

И символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

А сейчас я предлагаю вам следующее

Задание «ОТГАДАЙ, О КОМ РЕЧЬ»

Перед вами - стереотипы представителя определенной национальности. Существуют качества, которые приписывают жителям того или иного государства, народа. Пожалуйста, определите, к какой именно национальности относится человек со следующей характеристикой:

  1. Щедрый, терпеливый, простодушный, неорганизованный, широкая натура, справедливый, открытый (русские)

  2. Вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный,

Невозмутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный (англичане)

  1. Агрессивный, жадный, злопамятный, ленивый, нахальный, нечестный, безнравственный, грубый.

  2. Элегантный, галантный, болтливый, лживый, обаятельный, развратный, скупой, легкомысленный, раскованный (французы)

  3. Аккуратный, педантичный, исполнительный, экономный, сдержанный, упорный, работоспособный (немцы)

  4. Талантливый, добрый, справедливый, трудолюбивый, обаятельный, сильный, уверенный в себе, честный

  5. Гордый, верный традициям, уважающий старших, мстительный, гостеприимный, слегка высокомерный (Жители Кавказа)

КЛЮЧ к заданию «Отгадай, о ком речь»

  1. Русские.

  2. Англичане.

  3. Проекционный вариант (абсолютно отрицательный

  4. стереотип).

  5. Французы.

  6. Немцы.

  7. Проекционный вариант (абсолютно положительный

  8. стереотип)

  9. Жители Северного Кавказа.

Вопросы по теме:

Какие трудности возникли при выполнении задания? Чем они вызваны? Приходилось ли вам в повседневной жизни сталкиваться с подобными стереотипами? Есть ли в них «зерно истины»? Какие из перечисленных качеств вы считаете положительными, какие - отрицательными? Какой этнической группе вы приписали абсолютно положительный стереотип, а какой абсолютно отрицательный? Почему это произошло? Как вы думаете, почему так живучи этнические стереотипы и какую роль они выполняют в жизни? Можно ли руководствоваться ими в общении?

Учитель: А сейчас я предлагаю вам новую игру. Она называется

« Подбери по смыслу»

Я буду читать вам пословицы народов Кавказа, а вы назовете похожую пословицу русского народа.

(чеченская) « Имеющий тысячу друзей - спасся, имеющий тысячу голов скота - погиб»

- « Не имей сто рублей, а имей сто друзей» ( русская)

(осетинская) «Бьешь другого, сам остерегайся»

- «Как аукнется, так и откликнется» (рус)

(осетинская) « Кто ниже сядет, тот выше поднимется»

- « Будь ниже травы и тише воды» ( рус)

(чеченская) «Ласковое слово способно вытащить змею из горы»

- «Ласковый теленок двух маток сосет» (рус)

(адыгейская) «Где нет страха, там нет стыда»

- «В ком есть стыд, в том и совесть» (рус)

(осетинская) «В какое село пришел, тот обычай и соблюдай»

- «В чужой монастырь со своим уставом не суйся» (рус)

Пословицы и поговорки в сжатой форме выражают народную мудрость, они отражают миропонимание и опыт многих поколений.

И мы видим, что смысл большинства пословиц совпадает, выявлено много абсолютно идентичных, это свидетельствует о том, что Основные нормы и ценности всех народов универсальны.

А вот какие четверостишия на тему толерантности сочинили ваши сверстники, ребята разных национальностей, из разных уголков Кавказа, может быть, прослушав, вы тоже сочините четверостишье или слоган на тему толерантности. За лучшее - приз.

Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить - "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.

Толерантность - значит это,

Если дружно все живут.

И теплом сердец согреты

Школа, быт наш и уют.

Толерантность, дружба, труд

К лучшей жизни нас ведут.

Выбирая в жизни путь,

Толерантность не забудь.

Сейчас часто можно услышать, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились. Перестали понимать других людей и жить открыто со всеми в мире.

Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Принимать других такими какими они есть, делать добро другим, даже непохожим на нас с вами - это душевная потребность, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

Будьте терпимы и добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

Мне хотелось бы рассказать вам

Китайскую притчу «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;

  • прощение;

  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Учитель: А сейчас я предлагаю всем присутствующим сегодня на нашей встрече встать в круг. Давайте приложим левую руку к своему сердцу и мысленно положим часть тепла нашего сердца в ладонь. Протянем ее в круг, смыкая., как можно ближе все руки. Мы держим на вытянутых руках тепло наших сердец. Давайте перемешаем эту энергию, создавая одно светило. А теперь каждый может взять в пригоршню часть того, что у нас получилось, и, поместить в свое сердце. Теперь у каждого из нас есть тепло всех. Почувствовали? Протянем обе ладони в круг и сомкнем все руки, и тихо повторим за мной слова:

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А сейчас закройте глаза и, мысленно найдите ответ на вопросы: «Чему я научился сегодня? Что приобрел?»

Только когда ответ будет получен, открывайте глаза

Творческая работа «Дерево толерантности».

Учитель: (обращение к учащимся). В начале мероприятия мы обратили ваше внимание на засохшее от негативных явлений в обществе дерево. Надеемся, что сегодня вы получили много информации о толерантности, зарядились положительной энергией, добротой, стали терпимее друг к другу. Мы предлагаем оживить дерево. Для этого выберите цветную ленточку, которая отражает ваш настрой, ваше мироощущение сегодня, которая совпадает со словом или действием, которое вам показалось самым правильным для понятия толерантность. Выберите и привяжите на « Дерево толерантности»

Это лента поможет любому путнику, даже незнакомому, даже еще не сделавшему нам ничего хорошего, найти дорогу к нам. И мы встретим его по - доброму, признавая за ним право отличаться от нас, быть таким, какой он есть.

Пусть каждый из вас, пусть ваш класс, наша школа, наше многонациональное село Безопасное и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.



© 2010-2022