- Преподавателю
- Классному руководителю
- Педсовет Профилактика девиантного поведения (5-9 классы)
Педсовет Профилактика девиантного поведения (5-9 классы)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тарасова Э.Ф. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
городского округа город Октябрьский РБ
Педагогический совет
«Позитивная деятельность школьного сообщества, как основа профилактики девиантного поведения детей и подростков»
Подготовила заместитель директора по ВР
Тарасова Эльвира Фауисовна
2016 год
Цель
Задачи
Ход педагогического совета
I. Организационный момент. (деление участников на группы с помощью жетонов)
II. Открытие педсовета.
Выступление директора школы В.О.Бескоровайной
(тема, цели и задачи, определение хода педсовета) - 3 мин.
III.Выступление зам. директора по ВР Э.Ф.Тарасовой «Профилактика девиантного поведения детей и подростков»» - 30 мин.
V.Проект решения педагогического совета.
VI. Рефлексия.
(слайд - Задачи):
На педсовете мы попробуем понять, кто такие девиантные дети, обсудим эффективные методы работы с такими детьми и попробуем составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе. Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляющие алкоголь и наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир.
Но для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях. Так говорил в свое время К.Д.Ушинский.
Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, возьмите листы бумаги и за одну минуту напишите, что должны знать педагоги по работе с такими детьми. (слайд)
Давайте сравним ваши ответы с реальными фактами. Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? Он должен знать:
-
Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений
-
Факторы риска, формирующие девиантное поведение
-
-
Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние
-
Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:
-
Основные направления работы с девиантными детьми
-
Основные направления работы с родителями
-
Основные направления работы с педагогами
-
Формы и методы психолого-педагогического воздействия
-
Модели пропаганды здорового образа жизни
-
Модели профилактики злоупотребления ПАВ
Итак, Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Мы, в первую очередь предлагаем вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение…….? (слайд)
Девиантное поведение - это
Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три формы девиантного поведения: (слайды)
-
Антисоциальное поведение
-
Асоциальное поведение
-
-
-
-
-
Аутодеструктивное поведение
-
-
-
Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.
-
Антисоциальное поведение -
поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?
(обсуждение в группах (Первый слайд)
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
2. Асоциальное поведение -
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?
(обсуждение в группах (Второй слайд)
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика
3. Аутодеструктивное поведение -
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
(обсуждение в группах (Третий слайд)
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
Ситуации.
-
После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия - асоциальное поведение) Ваши действия?
-
Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над одноклассником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия ? (насилие - Антисоциальное поведение)
-
Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания - аутодеструктивное поведение) Ваши действия?
Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений: (слайд) нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.
Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Предлагаем вашему вниманию видео.
ФИЛЬМ Р. БЫКОВА « Я сюда больше никогда не вернусь»
Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.
Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье - часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение в том числе к суициду. (слайд - факторы риска)
-
Семья
-
Наследственность
-
Проблемы в подростковом возрасте
-
Отсутствие прочных социальных связей.
Рассмотрим поближе каждый из них.
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка . (работа в группах) (слайд - семья)
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
-
Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.
-
(слайд - конституционная предрасположенность)
Поражение нервной системы в родах
Проблемы с психическим и физическим здоровьем - разного рода психопатии….
Физические дефекты
Наследственность-Рождение от наркомана или алкоголика
-
Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.
Мозговой штурм. Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …
Действительно, подростковый период - самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:(слайд - Межличностный стресс, связанный с учебой)
Слайд . Взаимоотношения со сверстниками.
-
Конфликтное отвержение со стороны сверстников
-
Вымогательства денег, давление, шантаж;
-
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
-
Принуждение совершать поступки против воли
Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.(слайд - деструктивное поведение)
В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.
-
В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума - ОДН, КДНиЗП, УФСКН, органы здравоохранения социальной защиты. Для того, чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, (слайд - алгоритм) который поможет привести в систему работу с детьми такой категории:
Алгоритм действий:
-
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях - заполнение матрицы) (на столах) есть на диске
-
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты (на столы)
-
Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя» (на столах)
-
Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
-
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса. (Можно использовать примерный план коррекционной работы с ребенком на месяц)
-
Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
-
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Вы видите на доске большое сухое безжизненное дерево. Как душа ребенка, которая заблудилась в огромном мире , очерствела от невнимания взрослых, высохла от непонимания сверстников. А у вас на столах яркие , сочные листья этого дерева и в ваших руках помочь дереву и душе распуститься и наполниться жизнью.
Помните: дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.
Проект решения педагогического совета.
1. Разработать по данной теме памятку для родителей
-
Рассмотреть на заседании ШМО классных руководителей дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с девиантным поведением в срок до 1 марта 2016г.
-
Рассмотреть на заседании ШМО учителей - предметников инновационные формы и методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся в срок до 1 марта 2016 г.
4. Классным руководителям 1-11 классов провести родительское собрание по теме «Профилактика девиантного поведения детей и подростков»
- срок до 11 марта 2016г.
Рефлексия.
-
-
Самая важная мысль педсовета для Вас?
-
Самая спорная мысль педсовета, по Вашему мнению?
-
Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после педсовета?
-