Педсовет Профилактика девиантного поведения (5-9 классы)

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
городского округа город Октябрьский РБ




Педагогический совет





«Позитивная деятельность школьного сообщества, как основа профилактики девиантного поведения детей и подростков»







Подготовила заместитель директора по ВР
Тарасова Эльвира Фауисовна




2016 год

Цель

Задачи


Ход педагогического совета

I. Организационный момент. (деление участников на группы с помощью жетонов)

II. Открытие педсовета.

Выступление директора школы В.О.Бескоровайной

(тема, цели и задачи, определение хода педсовета) - 3 мин.

III.Выступление зам. директора по ВР Э.Ф.Тарасовой «Профилактика девиантного поведения детей и подростков»» - 30 мин.

V.Проект решения педагогического совета.

VI. Рефлексия.



(слайд - Задачи):

На педсовете мы попробуем понять, кто такие девиантные дети, обсудим эффективные методы работы с такими детьми и попробуем составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе. Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляющие алкоголь и наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир.

Но для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях. Так говорил в свое время К.Д.Ушинский.

Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, возьмите листы бумаги и за одну минуту напишите, что должны знать педагоги по работе с такими детьми. (слайд)

Давайте сравним ваши ответы с реальными фактами. Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? Он должен знать:

  • Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений

    • Факторы риска, формирующие девиантное поведение

  • Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние

  • Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:

  • Основные направления работы с девиантными детьми

  • Основные направления работы с родителями

  • Основные направления работы с педагогами

  • Формы и методы психолого-педагогического воздействия

  • Модели пропаганды здорового образа жизни

  • Модели профилактики злоупотребления ПАВ

Итак, Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Мы, в первую очередь предлагаем вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение…….? (слайд)

Девиантное поведение - это

Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три формы девиантного поведения: (слайды)

  • Антисоциальное поведение

    • Асоциальное поведение

        • Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.


  1. Антисоциальное поведение -

поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?

(обсуждение в группах (Первый слайд)

Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

Воровство

Мелкое хулиганство

Вандализм;

Порча чужого имущества;

Торговля наркотиками.

2. Асоциальное поведение -
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?

(обсуждение в группах (Второй слайд)

Побеги из дому;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Ложь;

Вымогательство;

Беспорядочные половые связи;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика

3. Аутодеструктивное поведение -
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?

(обсуждение в группах (Третий слайд)

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

Вскрытие вен,

Алкоголизм,

Суицид.

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.

Ситуации.

  1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия - асоциальное поведение) Ваши действия?

  2. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над одноклассником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия ? (насилие - Антисоциальное поведение)

  3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания - аутодеструктивное поведение) Ваши действия?

Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений: (слайд) нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.

Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Предлагаем вашему вниманию видео.

ФИЛЬМ Р. БЫКОВА « Я сюда больше никогда не вернусь»

Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.

Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье - часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение в том числе к суициду. (слайд - факторы риска)

  • Семья

  • Наследственность

  • Проблемы в подростковом возрасте

  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка . (работа в группах) (слайд - семья)

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.


  1. Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.

  2. (слайд - конституционная предрасположенность)

Поражение нервной системы в родах

Проблемы с психическим и физическим здоровьем - разного рода психопатии….

Физические дефекты

Наследственность-Рождение от наркомана или алкоголика


  1. Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

Мозговой штурм. Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …

Действительно, подростковый период - самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:(слайд - Межличностный стресс, связанный с учебой)

Слайд . Взаимоотношения со сверстниками.

  • Конфликтное отвержение со стороны сверстников

  • Вымогательства денег, давление, шантаж;

  • Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения

  • Принуждение совершать поступки против воли

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.(слайд - деструктивное поведение)

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.

  • В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума - ОДН, КДНиЗП, УФСКН, органы здравоохранения социальной защиты. Для того, чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, (слайд - алгоритм) который поможет привести в систему работу с детьми такой категории:

Алгоритм действий:

  1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях - заполнение матрицы) (на столах) есть на диске

  2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты (на столы)

  3. Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя» (на столах)

  4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

  5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса. (Можно использовать примерный план коррекционной работы с ребенком на месяц)

  6. Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

  7. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Вы видите на доске большое сухое безжизненное дерево. Как душа ребенка, которая заблудилась в огромном мире , очерствела от невнимания взрослых, высохла от непонимания сверстников. А у вас на столах яркие , сочные листья этого дерева и в ваших руках помочь дереву и душе распуститься и наполниться жизнью.

Помните: дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

Проект решения педагогического совета.

1. Разработать по данной теме памятку для родителей

  1. Рассмотреть на заседании ШМО классных руководителей дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с девиантным поведением в срок до 1 марта 2016г.

  2. Рассмотреть на заседании ШМО учителей - предметников инновационные формы и методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся в срок до 1 марта 2016 г.

4. Классным руководителям 1-11 классов провести родительское собрание по теме «Профилактика девиантного поведения детей и подростков»

- срок до 11 марта 2016г.

Рефлексия.

    • Самая важная мысль педсовета для Вас?

    • Самая спорная мысль педсовета, по Вашему мнению?

    • Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после педсовета?


© 2010-2022