Афанасьева Марина Алексеевна. Учитель начальных классов. Доклад по теме Инклюзивное образование младших школьников

  Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование,но и на место человека в обществе.    Инклюзия - социальная концепция гуманизации общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями здоровья на качественное совместное образование.     В основу инклюз...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инклюзивное образование младших школьников

«Включающее образование это шаг на пути

достижения конечной цели - создания включаю-

щего общества, которое позволит всем детям и

взрослым, независимо от пола, возраста, этниче-

ской принадлежности, способностей, наличия или

отсутствия нарушений развития, участвовать

в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

В таком обществе отличия уважаются и

ценятся, а с дискриминацией и предрассудками

в политике, повседневной жизни и деятельности

учреждений ведется активная борьба».

Митчелл Дэвид

2012 учебный год запустил в действие новый Закон об образовании, который определяет целую веху развития и изменения нашего образования. Многие из вас уже слышали это загадочное слово «инклюзия». Теперь инклюзивное образование законодательно закреплено и становится государственной гарантией на всех ступенях образования.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

Инклюзия - социальная концепция гуманизации общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями здоровья на качественное совместное образование

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В основе инклюзии лежит идея включающего общества. Она означает что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется
на восьми принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Необходимое условие перехода к инклюзивному образованию - готовность школы меняться.

Для развития инклюзивного образования нужны системные изменения, которые не происходят быстро: организация «безбарьерной» среды, преодоление распространенных стереотипов и предрассудков, готовность педагогов, учеников и родителей принять новые принципы образования, развитие новых методик и технологий обучения, техническое оснащение образовательных учреждений и т.д.

В ходе проектных работ была разработана модель образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников с ОВЗ, в условия массового обучения.

Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство.

Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения.

Так же необходимо обеспечение:

  • Индивидуальных образовательных маршрутов

  • Безотметочного оценивания в течение всех 4 лет

  • Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка

  • Взаимопроникновение сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве

Формы инклюзивного образования:

  • Школа будущих первоклассников

  • Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)

  • Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции

  • Школа надомного обучения

  • Семейное обучение, экстернат

Педагогическими средствами включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока можно назвать создание условий для организации процессов рефлексии, планирования, детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в разные виды деятельности при сопровождении дефектологов и психологов. Используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я. Гальперина.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

При выборе технологий и методик обучения этой группы детей нужно учитывать

1) специфические особенности учеников и причины и механизм возникновения этих особенностей;

2) образовательные задачи на каждой ступени обучения;

3) особенности взаимодействия в детском сообществе

Обучение проходит по ИОМ (индивидуальным образовательным маршрутам) с учетом потребностей ребенка.

Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса и создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с различным уровнем психофизического развития.

Самостоятельность мышления родителей определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, партнёрскую позицию родителей по отношению к школе и их ответственность за образовательный результат.

Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной(коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отправной точкой модернизации специального(коррекционного) образования является ориентация на нормально развивающихся детей (как бы они ни развивались). Основоположником Этой идеи является Л.С. Выготский.

Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?

Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой - с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ - проблема образовательной среды. То есть - для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными - именно СРЕДА должна быть изменена

  • Включение - это больше, чем интеграция

  • Дети учатся вместе в обычной школе

  • Специалисты приходят помогать детям

  • Обычные школы изменяются

  • Обращается внимание на возможности и сильные стороны ребенка

  • Дети воспринимают человеческие различия как обычные

  • Ребенок с ограниченными возможностями получает полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью

  • Взгляды и мнения детей с ограниченными возможностями становятся важными для окружающих

«Инклюзия нацелена не на изменение или исправление ребенка, а на приспособление социальной и образовательной среды к возможностям данного ребенка»

(проф. Ульф Янсон)

Главный принцип инклюзивного образования - не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка.

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование.

Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе - дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.

Как "изменять" и "готовить" общество к процессу интеграции

Вопрос о том, можно ли ПОДГОТОВИТЬ ОБЩЕСТВО к процессу интеграции остается открытым. Одни считают, что необходимо с помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. И только когда общество будет готово, можно начинать процесс, так как иначе люди с нарушениями будут сильно травмированы нетолерантностью общества. Другие полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и те, кто дискриминирован, будет обязательно защищен, а тот, кто дискриминирует - понесет ответственность. Доля правды есть и в той, и другой позиции. По многим проведенным исследованиям известно, что самая консервативная часть общества, настроенная в отношении инклюзии скептически - это педагоги общеобразовательных и специальных школ. Их можно понять, ведь это их основная ответственность. Гораздо легче выступать за инклюзию, будучи журналистом и даже родителем. Педагоги специальных школ много размышляют и пишут о «плюсах» и «минусах» инклюзивного образования, опасаясь того, что политики и правозащитники, ориентированные на западный опыт, бездумно начнут ломать созданную систему и навредят всем детям.

Основные задачи ОУ, реализующего модель инклюзивного образования

  • Создание единой образовательной среды для детей, различающихся возможностями;

  • Организация эффективного психолого- педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования

  • Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития;

  • Создание системы развития толерантного самосознания у сверстников;

  • Обеспечение взаимодействия специалистов команды взаимодействия

Но самое важное, чему должны научиться педагоги массовой школы - это работать с разными детьми, и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому.

Основной вопрос практиков «Как?», пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. Иногда нужен педагогический поиск, эксперимент, новаторская смелость.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%, сейчас их только 2,5 %.

Нужно помнить, что инклюзия - далеко не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.


© 2010-2022