Воспитательная программа для 5 кадетского класса

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Людиново Калужской области


«Согласовано» «Утверждаю»

заместитель директора по ВР Директор МКОУ «Средняя

МКОУ «Средняя школа №6» школа №6»

г. Людиново г. Людиново

________ / Акимутина В.А./ ________ / Симакова Т.А./

Приказ № ____ «____» ______________ 2013 от «_____» __________2013


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


5 КАДЕТСКОГО КЛАССА

«МЫ - КАДЕТЫ»


на 2013-2014 учебный год




Составитель программы:

Еджошвили Наталья Николаевна


















2013 год











« Истинное значение человека венчается

познанием своей личности».

Л.Н. Толстой

Данная программа разработана по инициативе администрации МКОУ СОШ №6 г. Людиново, поддержанной родительским комитетом 5 «А» (кадетского) класса и Управляющим Советом школы

Концептуальные основы:

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет Личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании - это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Исходя из этого, меняется и методика работы с детьми, которая теперь сориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.

Все вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной программы воспитания в кадетском классе. Необходимость создания школьной программы воспитательной работы с детьми и подростками объясняется еще и рядом особенностей работы большинства школ сегодня: перегрузкой учителей и учащихся учебной работой; отсутствием программ воспитания у классных руководителей; отсутствием четкой координации и слаженности в работе; незнанием того, что делается в соседнем классе; излишней перегрузкой мероприятиями воспитательного характера.

Выбор программы кадетского классе не случаен. Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.

В городе Людиново до сих пор не было достаточного опыта организации деятельности кадетского класса, позволяющей реализовать не только программы основного общего образования, но и дополнительные специализированные программы, и целенаправленную воспитательную работу. С этой целью и была разработана комплексная воспитательная программа.



Цели и задачи воспитательной программы кадетского класса

Цель программы - создание в классе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • развитие классной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры;

  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования в классе; создания блоков дополнительного образования;

  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;

  • использование всех возможных средств, для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям демократического общества;

  • развитие форм ученического самоуправления;

  • дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств;

  • активизация социально - психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся.

  • создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ №6;

  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формирования у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Данная программа может быть рассчитана не на один год, так как жизнь вносит, и будет вносить свои коррективы в содержание деятельности человека (в данном случае на 5 лет: с пятого по девятый класс). Программа представляет собой комплекс подпрограмм и проектов по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач, на формирование и развитие личности ребенка.



Основные концептуальные подходы и направления воспитательной деятельности

В основу формирования модели военно - патриотического воспитания в МКОУ «Средняя школа №6» г. Людиново, а также непосредственно в кадетском классе положена организация государственной системы патриотического воспитания. К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовая патриотическая работа; деятельность средств массовой информации, направленных на освещении проблем патриотического воспитания. Важнейшим качеством гражданина - патриота названа способность, успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Военно- патриотическое воспитание понимается как деятельность, объединяющая граждан, общество и государство вокруг нравственных и общих для всей страны базовых ценностей, гражданских идеалов, смысложизненных ориентиров.

На мой взгляд, формирование всех качеств личности в условиях военно- патриотического воспитания становится наиболее эффективным в условиях кадетского образования.



Компоненты модели военно- патриотического воспитания

в условиях кадетского образования

- Гражданско- патриотический компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

-Военно- патриотических компонент: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций, краеведческого материала;

-Духовно- нравственный компонент: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

- Историко- краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко- культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

-Социально- патриотический компонент: активизация духовно- нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

- Спортивно - патриотический компонент: развитие морально- волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Данная база воспитательных подходов должна, суммируясь, сформировать личность, обладающую:

- позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;

-важнейшими духовно- нравственными, деятельностными качествами, такими как любовь к родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите отечества;

- способностью глубокого понимания каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству;

- сформированностью основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.

Предполагается формирование следующей модели выпускника кадетского класса как образованной и социально - активной личности:


• Личность с высоким уровнем самосознания, деятельность которой направлена на самосовершенствование;
• Личность с развитыми потребностями в знаниях, умениях, способностях, занимающаяся самосознанием;
• Личность свободная, обладающая чувствами собственного достоинства, ответственности, гражданственности, сознающая свои права и права других людей;
• Личность гуманная с развитыми чувствами милосердия, доброты, с коммуникативными особенностями, любви ко всему живому;
• Физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни.

Программа реализуется через:

1. Учебную деятельность

2. Внеклассную деятельность

3. Дополнительное образование

Содержание деятельности:

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами: последовательности и поэтапности

Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

  • Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)

  • Моя Родина - Россия. Мой дом - Людиново (расширение представлений о нашей Родине - России, воспитание любви к своей "малой" родине - Людиново).

  • Человек - защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Основные направления деятельности

  1. формирование духовно-нравственных качеств личности кадета;

  2. воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

  3. воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;

  4. формирование социально-активной позиции обучающихся;

  5. оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;

  6. усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Заповеди, на основе которых строится работа в кадетском классе:

ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;

ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

Формы работы:

  • разработка и реализация социально-значимых проектов;

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

  • проведение социальных акций "Ветеран живёт рядом", "Обелиск", «Солдатский платок»;

  • встречи с ветеранами Афганистана ;

  • проведение военно-спортивных игр "Зарница", " "Патриот", "Армейский марафон";

  • проведение внеклассных воспитательных мероприятий на патриотическую тематику: классные часы, праздничные и интеллектуально-познавательные программы, брейн-ринги, вечера, литературные гостиные;

  • участие в традиционном ежегодном фестивале солдатской песни;

  • участие в Вахте Памяти (сентябрь, май);

Условия реализации программы.

1. Материально - технические условия предусматривают:

- наличие классного кабинета

- наличие спортивной площадки, зала.

- наличие аудио-видеотехники;

- наличие автоматов (для разборки и сборки), винтовок (для стрельбы)

- наличие канцелярских принадлежностей;

- кабинета информатики, ОБЖ;

- материальная помощь со стороны родителей.

2. Кадровые условия:

- кадры набираются в соответствии со штатным расписанием.

- в классе есть классный руководитель и офицер- наставник.

3. Педагогические условия:

- соответствие направлений и форм работы целям и задачам, создание условий для развития личности ребенка через участие в жизни класса и школы.

- Отбор педагогических приёмов с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

- Обеспечение единства взаимосвязи управления и самоуправления

Нормативное обеспечение:

- положение о кадетских классах

- положение о проведении праздника «День рождения кадет»

- поощрения и взыскания, применяемые к кадетам

- воспитательная программа школы

- план дополнительного образования в кадетских классах

- программа «Мы - кадеты».

- должностные обязанности классного руководителя.

Прогнозируемые результаты:

Прогнозируемый результат

Критерии оценки

Механизм отслеживания результата

1.Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия

Активное участие в жизни класса, посещение всех мероприятий, микроклимат в коллективе

Ведение дневника классного руководителя

2.Положительное отношение к ЗОЖ

Положительный мотив к ЗОЖ

Анкетирование, наблюдение, беседа

3. Общее психическое и физическое оздоровление учащихся

Реальное улучшение физического здоровья детей, создание оптимистического настроя к жизни

Беседа, анкетирование, наблюдения, медосмотр

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию кадет "Мы - кадеты" у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;

  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;

  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

  • способность к саморазвитию.

Карта диагностических методик

Подразделы

Название методики

Назначение методики

«Давайте познакомимся» или расскажи нам о себе.

1. Живая анкета «давайте познакомимся»

2. Анкета «цветок»

3. Анкета « Я выбираю»

Изучение потребностей и интересов ребенка.

Получение первичной информации о ребенке

Изучение интересов и желаний ребенка.

Изучение нравственных ценностей и направленности личности учащихся

1.Анкета «фантастический выбор»

2. «Волшебное озеро»

3.Анкета «семь желаний»

Изучение нравственных ценностей.

Получение информации о качествах и поступках через его самохарактеристику

Изучение направленности учащегося

Познай себя

1.«Самый - самый», самооценка.

2.Анкета « Кто ты»

3.Рисуночный тест «какой я?»

Изучение самооценки учащегося

Исследование черт характера

Получение информации о характере ребенка.

Эмоциональное самочувствие

1.Мониторинг - карта

Получение условной оценки степени развития коллектива

Изучение детского коллектива

1. «Рисунок - образ», «рисунок - символ».

2.Самоуправление в коллективе (методика М.И.Рожкова)

3. «Мои отношения»

Выявление эмоционального отношения к коллективу

Определение ученического самоуправления

Изучение личности учащегося

Рейтинг личностного роста (методика Д.В.Григорьева)

«Размышляем о жизненном опыте» (методика Н.Е Щурковой)

Определение развития собственной личности

Определить нравственную воспитанность





© 2010-2022