Выступление Психолого -педагогическая работа с детьми группы риска

По результатам исследований, каждое новое поколение российской молодёжи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к труду, отчуждения от общества, государства, политики, экономики, т.д. Негативные процессы в жизни общества незамедлительно привели к проблемам в молодёжной среде. В пер...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2

имени Н.А. Заболоцкого»




ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педсовете


«Психолого - педагогическая работа с детьми «группы риска»



Подготовила выступление:

социальный педагог Семёнова А.А.


Сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства и поведение детей и молодёжи. Дух общества, среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский пресс, мнут и ломают взгляды и принципы людей, формируя их на новый лад, зачастую помимо воли самого человека, тем более -молодого, сводя на нет усилия тех, кто пытается его воспитать -родителей и педагогов. Одна из самых болезненных проблем, переживаемых обществом, - потеря ценностных ориентаций у его членов, падение престижа семьи как социального института, рост числа разводов, алкоголизация и наркоманизация нации.

Нашим детям тоже очень трудно в сегодняшнем обществе. Как защититься от СМИ, от лавины фильмов ужасов и насилия, от порнографических иллюстраций на страницах периодических изданий? Малыши играют в пьяных и наркоманов, киллеры стали героями для наших детей. Если взрослые не могут и не хотят остановить эту лавину, то где взять силы противостоять этому маленькому человеку, вступившему на жизненный путь?

Как помочь нашим детям, которые могут стать или созидателями, или разрушителями будущего? Может ли эффективно существовать и развиваться общество, не определившись для кого и во имя чего? Какие ориентиры и идеалы должны быть духовными образцами? Что делать, если большая часть молодых людей, испытав горесть первых неудач и поражений в столкновении с жизнью, потеряла веру в возможность разумного, успешного решения возникших перед ними проблем? Многие молодые люди уже не рассчитывают на предоставление им условий для нормального развития и полноценной жизни в столь сложный и противоречивый период реформ и перемен, далёких от завершения в обозримом будущем.

По результатам исследований, каждое новое поколение российской молодёжи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к труду, отчуждения от общества, государства, политики, экономики, т.д.

Негативные процессы в жизни общества незамедлительно привели к проблемам в молодёжной среде. В первую очередь, заметен рост оскорблённого национального самосознания, что ведёт к экстремизму. Упал экономический статус, потому что большая часть молодёжи не может устроиться на работу по специальности или по причине низкой зарплаты, что ведёт к деградации генофонда.

Усиление духовного кризиса молодёжи ведёт к главенству идеологии материального накопительства, эгоизма, приспособленчества, асоциального поведения.

Каждый вправе задать вопрос: что же будет с молодым поколением ХХI века?

Наша задача - сформировать высоконравственное социально - адаптированное поколение.

Школа - это важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа - единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети «группы риска» не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных элементов, поэтому каждый, кто работает с подрастающим поколением, должен владеть психолого -педагогическими знаниями с целью предупреждения, выявления и оказания психолого- педагогической помощи детям и подросткам., особенно детям и подросткам «группы риска», проживающим совершенно иной путь развития.

Дети «группы риска» - дети с различными формами психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы.

  • Дезадаптация - это несоответствие социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации - школьного обучения, т.е. нарушение успеваемости, поведения, межличностного взаимодействия.

Риски, которым подвержен каждый ребёнок:

  • Проблемы в семье

  • Социальная незащищенность

  • Неблагоприятное влияние «улицы»

  • Неясность будущего

  • Плохое здоровье

Указом Президента РФ 12 мая 2012 года разработана «Национальная стратегия действий в интересах детей», которую необходимо знать каждому педагогу.

Ребенок не виноват в том, каким его вырастили, в какой семье он воспитывается. Вся ответственность за ребёнка целиком ложится на его родителей и учителей. В школе с ними предстоит работать нам, педагогам. Как найти подход к каждому?

Для этого нужно вести совместную целенаправленную психолого -медико -психологическую работу, направленную на формирование социально ориентированной и адаптированной личности.

Психолого- -педагогическая работа - это адаптированная система обучения и воспитания, её содержание, поиск методов и технологий, организационных форм деятельности, которыми педагоги должны владеть в совершенстве.

Наша цель- создание благоприятного образовательного пространства для детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании.

Как достичь этой цели? В первую очередь, всем педагогам нужно осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, знать психологические особенности и особенности семейного воспитания. Особое внимание необходимо уделять детям «группы риска», а для этого надо чётко знать, каких детей мы относим к «группе риска»:

Типология детских проблем, которые могут привести к трудностям в обучении и воспитании:

  • Одаренные дети

  • Слабообучаемые дети (неуспевающие)

  • Больные дети (со слабым здоровьем, с ОВЗ)

  • Дети из проблемных семей (дети -сироты и опекаемые, дети из социально опасных семей, дети из многодетных семей, дети из неполных семей, дети из малообеспеченных семей, дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, дети из семей -беженцев и вынужденных переселенцев, дети -жертвы насилия, дети родителей -инвалидов, дети безработных родителей

  • Педагогически запущенные дети (дети суицидального поведения, неуправляемые дети, дети девиантного поведения (дети с отклонениями в поведении)

В процессе работы нужно учитывать факторы риска, влияющие на детей: медико - биологические, психологические, педагогические, социальные.

Фактор риска- это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определённый момент времени.

У каждого ребёнка из «группы риска» появляются индивидуальные факторы риска:

  • низкая самооценка

  • агрессивность

  • положительные установки по отношению к табакокурению, наркотикам, алкоголю

  • плохая успеваемость

  • нарушения поведения

  • застенчивость

В связи с этим возникают семейные факторы риска:

  • конфликты в семье

  • отсутствие дисциплины

  • безнадзорность

  • физическое и психологическое насилие в семье

  • родители, употребляющие наркотики, алкоголь

Школьные факторы риска:

  • Плохая успеваемость

  • Низкий моральный уровень учителей и учеников

  • Неуважительное отношение к сверстникам и взрослым

Факторы риска в группе сверстников:

  • Давление сверстников

  • Формирование асоциальных групп, конформизм

  • Нежелание учиться

  • Употребление в группе токсических и наркотических веществ

  • Деформация ценностных ориентаций

Факторы риска в обществе:

  • Пропаганда насилия, наркомании, алкоголизма

Всё это в итоге может привести к выработке асоциального поведения у подростка.

Основные причины асоциального поведения детей:

  • Отсутствие поддержки со стороны общества

  • Нищета и экономическая нестабильность, отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье

  • попустительское отношение родителей к воспитанию детей

  • жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе

  • психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств).

  • индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков

Как работать педагогу с такими детьми?

В работе со слабообучаемыми детьми нужно учитывать, что у этих детей не сформирована учебная мотивация, нет позитивного контакта с педагогом, наблюдается задержка психического развития или ребёнок зациклен в какой -либо одной области. На таких детей нужно обращать большое внимание уже в начальной школе, формировать учебно -познавательную мотивацию, совершенствовать методы преподавания.

У детей с ограниченными возможностями здоровья имеется постоянная угроза жизни и здоровью ребёнка, многие из них социально и эмоционально изолированы, физически ограничены. Нужно учитывать их физические возможности и с учётом этого стараться вовлекать ребёнка в жизнь класса, облегчать задания.

Среди детей «группы риска» особо выделяются дети из проблемных и неблагополучных семей. Эти дети чаще всего находятся в трудной жизненной ситуации. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основной причиной попадания ребенка в ТЖС, по наблюдению специалистов социально-психологической службы школы, являются сложные жизненные обстоятельства:

- пьянство одного или обоих из родителей; их асоциальное поведение;

- устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

- заболевания родителей (или родственников);

- убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

- отбывание наказания одним из родителей в местах лишения свободы;

- лечение одного из родителей от алкоголизма;

- жестокое обращение с детьми (побои);

- побег из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

В этих семьях нарушены функции семейного воспитания. Родители уклоняются от своих обязанностей, не заботятся о своих детях, ведут себя аморально.
Всё пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитие ребёнка. Нравственные качества человека, его жизненные установки, стиль поведения - всё это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Всё: и слова, и поступки, и поведение родителей- играет свою роль в воспитании ребёнка. А.С. Макаренко был глубоко уверен, что «родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом- вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребёнком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп». В связи с этим педагогам нужно взаимодействовать с семьёй.

Здоровый, нормально развивающийся ребёнок активен, жизнерадостен, романтически настроен к действительности, эмоционален. Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложности этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи потчуют его нотациями и нравоучениями, где практикуется жестокое обращение или гиперопека со стороны родителей, происходит психологическое или сексуальное насилие.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребёнок и т.д. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребёнка.

Однако в школе приходится иметь дело с детьми, социальное пространство которых оставляет желать лучшего, отчего возникают отклонения в поведении, дети становятся педагогически запущенными. У таких детей низкий уровень культуры, обученности и воспитанности.. В нашем суровом мире всем приходится несладко, но особенно беззащитными перед жизненными реалиями зачастую оказываются подростки: их собственные переживания, связанные с переходным возрастом, буквально «наслаиваются» на проблемы современного общества, что дает просто «взрывной» эффект. В результате поведение подростков становится девиантным.

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования.

Часто девиантное поведение подростков характеризуется целым комплексом «антиобщественных» поступков: подростки совершают суициды, идут на преступления. В «легкой» форме девиантное поведение подростков выражается в нежелании соблюдать требования дисциплины, грубом отношении к окружающим, вспышках ярости и агрессии. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью.

Подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:

- негативную психическую напряженность;

- акцентуированную готовность к риску;

- психическую фригидность;

- выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;

- непредсказуемость поведения;

- высокую агрессивность.

Среди всех видов девиантного поведения проявляется делинквентное поведение. Делинквентность - это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания,

Девиантные подростки могут «показывать себя» только в школе или только дома. Например, бывает так, что с учителями и одноклассникам подросток ведет себя в пределах принятых обществом норм, но стоит ему переступить порог своего дома, как он резко меняет «личину»: ведет себя по-хамски, отрицает авторитет родителей. Здесь может иметь место даже воровство из дома, умышленная порча домашнего имущества и т. д.

Хулиганство, постоянные прогулы школы и вранье, вымогательство, издевательство над более слабыми ровесниками или же над младшими, курение, употребление алкоголя и наркотиков, ранние половые связи - все это также может являться проявлением девиантного поведения подростков. Если подростку вовремя не помочь, «кривая дорожка» может завести его туда, откуда самостоятельно он уже не сможет выбраться

Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека.

Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека.

Аномалии личностного развития (отклонения в поведении) свойственны почти всем подросткам, поэтому контактирующим с ними нужно учитывать возрастные и психологические особенности, характерные для детей этого возраста.

Кризис 13 лет

Это кризис социального развития, относится к числу острых. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности.

Симптомы кризиса. Наблюдается снижение работоспособности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребёнок одарён. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведению следствия, умозаключению). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы, ребёнок охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие психического мира, внимание подростка обращается на других лиц. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие ведут дневники.

Второй симптом кризиса - негативизм. Иногда эту фазу называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребёнок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушению дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству и самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается в 14-16 лет.

Подростковый возраст -13-16 лет

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше. При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы, среди них острый сексуальный интерес. Ведущая деятельность- интимно -личностное общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми.

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Поделены территории, сферы жизненного пространства. Типичная черта подростковой группы - чрезвычайно высокая конформность.

Объективной взрослости у подростка ещё нет. В этом возрасте ребёнок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети ещё пытаются найти взаимопонимание у родителей, но в дальнейшем разочарование неизбежно, так как жизненные ценности различны. На почве этого начинают возникать конфликты.

Появляется новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. Изменяется внешний облик и манера одеваться.

Подростковый образ считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Временами подростки чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и вся, им кажутся иногда, что люди смотрят на них, смеются над ними, некоторым в голову приходят мысли о самоубийстве.

Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Мироощущение таких подростков построено на следующих типичных положениях: "Я невинная жертва, и то, что я делаю, побуждают меня делать другие", " Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу", " Я лучше всех и понимаю все", "Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая" и др. Подобные убеждения могут служить надежным индикатором острого подросткового кризиса и показанием для обращения к психологу. В их контексте вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения,преувеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой,уход от ответственности, провокационное поведение, выработка параноидного взгляда на мир и др.

Каковы причины девиантного поведения подростков? Их на самом деле довольно много, но в числе основных можно назвать недостаток воспитания и внимания к подростку. Ранее считалось, что девиантное поведение присуще лишь тем подросткам, которые воспитываются в так называемых неблагополучных семьях. Однако современные реалии таковы, что даже в самых с виду благополучных семьях подростки могут чувствовать себя ущемленными, бесправными. Это приводит к тому, что девиантное поведение начинает проявляться и у таких подростков. Таким образом, отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Можно ли избежать девиантного поведения подростков? Да, это возможно, но, следует заметить сразу, это будет отнюдь не легко. Буквально с рождения ребенка, а лучше даже еще раньше, уже нужно задумываться о том, как заложить в него основы общепринятых норм и человеческих ценностей. Нужно настойчиво, но в то же время не навязываясь, рассказывать и показывать ребенку, как нужно вести себя в обществе и в семье.

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения

несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Она предусматривает живейшее участие в жизни подростков, интерес к его делам. Однако подросток при этом не должен чувствовать себя задушенным родительской опекой: в качестве протеста он может начать совершать асоциальные поступки, и эффект получится прямо противоположным. Сами подростки порой не рады своему поведению: они бы и хотели исправиться, да не знают как. В школе мы можем помочь детям поддержкой и пониманием.

Социологические исследования показывают компенсаторный характер девиантного поведения. В первую очередь это касается употребления наркотиков, которые восполняют нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и

удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ. Употребление наркотиков можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий. Причем, у многих категорий молодежи нет недостатка в свободном времени. Коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим

молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой для здоровья (физического и духовного).

Для многих подростков характерно неумение получать удовлетворение от повседневной работы, достигнутой цели, победы над собой. Не секрет, что употребление наркотиков сопровождается беспорядочными сексуальными контактами юношей и девушек, обедняет их в эмоциональной и интимной сферах.

Родители, употребляя социально приемлемые наркотики - сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как "нормального" общеприятого поведения. Табакокурение и алкоголь являются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическим средствам. Провоцировать наркотическую зависимость может как гиперопека со стороны родителей, лишающая подростка самостоятельности, так и предоставление им полной свободы, бесконтрольность.

Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу. Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только три пути:

  1. устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения,

  2. заставить его.

Первый путь предпочтительнее, но и труднее.

Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого - неизвестно.

  1. Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его просто - реалистическим воспитанием, а можем и профессионально - сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.

Педагогически запущенные дети - это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но значимость семьи не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными детьми - называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др.

Девиантное поведение - это поступки не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Делинквентное поведение - это девиантное поведение, выходящие за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в области противоправных действий. Делинквентность - это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

СХЕМА АНАЛИЗА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Как правило, в случае девиантного поведения имеют место некоторые из нижеперечисленных проблем:

  • · духовные проблемы - отсутствие или утрата смысла жизни, несформированность нравственных ценностей, блокировка самореализации, внутренняя пустота;

  • · деформации в ценностно-мотивационной системе личности - извращенные ценностные ориентации, враждебное отношение к людям, внутренние конфликты;

  • · эмоциональные проблемы - тревога, депрессии, трудности выражения эмоций;

  • · проблемы саморегуляции - нарушение способности ставить цели и добиваться их, неадекватная самооценка, низкие адаптивные возможности, ограниченность позитивных ресурсов личности;

  • · негативный жизненный опыт - отрицательные привычки, опыты насилия (в роли агрессора или жертвы), травматические жизненные ситуации: стресс, фрустрация, кризис, конфликт.

Школа - это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа - единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети группы риска не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных элементов.

Если выстраивать определенную ступеньку работы с детьми, то она будет выглядеть следующим образом:

  • · выявление детей группы риска;

  • · диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;

  • · составление определенной программы профилактики или коррекции;

  • · воплощение программы в жизнь во взаимодействии ;

  • · подведение итогов, коррекция полученных результатов.

Такова схема работы с ребенком или группой в упрощенном варианте.

К разрешению проблем детей возможно привлечение специалистов различного уровня и соответствующих организации.

Стоит отметить, что эффективность работы будет зависеть от ряда обстоятельств: желания самого ребенка, профессионального мастерства педагога, и комплексного подхода в решении проблемы.

Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека.


© 2010-2022