Обобщение опыта по воспитательной работе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание системы (опыта) воспитательной работы

учителя начальных классов, Зениной С.П.

( МОАУ СОШ №1 с.Возжаевки филиал №1)

Периоды быстрых социальных изменений становятся экзаменом для всех взрослых, но особенно для учителей, которые постоянно задаются вопросом «Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?».

Опираясь на различные источники информации, я попыталась создать свою программу воспитания у младшего школьника творческо-этических норм.

Цели, которые я поставила перед собой, это, прежде всего:

  • воспитание творческого сплоченного коллектива;

  • воспитание личности, свободной и открытой творчеству.

Задачи воспитания коллектива и учащегося каждого в отдельности, которые я поставила пред собой, это:

  • адаптация к школьной жизни;

  • развитие активности, инициативы, самостоятельности;

  • воспитание нравственных межличностных отношений;

  • воспитание чувства сопереживания проблемам друзей, людей ближнего и дальнего окружения;

  • развитие эстетического вкуса учащихся, потребностей в самовыражении средствами театрального искусства;

  • Привитие любви к искусству.

Программа состоит из следующих блоков:

  • Здравствуйте - это «Я»

  • Языки общения.

  • Эти мудрые сказки.

  • Я люблю тебя, Россия!

  • Театр во мне и я в театре.

В каждом блоке по 12 занятий. Например: «Я+Я =МЫ», «Зеркало», «Правила игры», «Всякий молодец - на свой образец», «Театр на ладошке», «На школьной планете», «Стану оратором», «Школа актерского мастерства», «Чей сегодня день рождения?», «Вмиг по речи те познали…», «Путешествие в мир моды», «Я заметил это в школе (в доме, в магазине, в парке…)» и т.д.

На каждом занятии обязательный курс психологического настроя «У Винни-Пуха в гостях», «Волшебница», «Мамонтенок», «Поляна волшебных цветов» и другие, направленные на снятие страхов, робости, неустойчивого внимания, и других черт характера.

В планировании своей воспитательной деятельности я использовала следующую схему выявления эмоционально-волевой сферы, без которой, считаю, невозможно создать сплоченный коллектив.


Выявление

  • Наблюдение за детьми

  • Посещение их на дому

  • Изучение семей

Диагностика

  • Проектирование методики

  • Диагностические исследования

  • Анкетирование и тестирование

  • Опросники для взрослых и детей

Психологическая поддержка


  • Просветительская и консультативная работа с родителями (людьми их заменяющими)

За основу моделирования своей воспитательной работы я взяла научно-методические разработки модели «Ориентир» (социально-технологическая модель системы школьно-семейного воспитания младших школьников) под редакцией М.П.Осиповой, адаптировав ее для своего классного коллектива.

Что мне, как классному руководителю, импонирует в данной воспитательной системе:

  • Принцип системно- деятельностного подхода к воспитанию, который за счет соответствующих технологий способствует обеспечению личностно-ориентированной направленности воспитательного процесса.

  • Главная функция модели - развитие духовности, как необходимость осознания каждым человеком его роли и места в социальной действительности, личной ответственности за собственную жизнь, стремление, желание и умение быть «человечными».

  • Приоритетом является следующая концепция образования, воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни, стремление к познанию и совершенствованию своего организма.

Система воспитательной работы ведется по восьми направлениям, каждый из которых представлен блоками:

    • Здоровый образ жизни.

  • Познай себя.

  • Пути-дороги в мир здоровья.

  • Опасно - безопасно.

    • Школа человечности.

  • Вежливость и речевой этикет.

  • Красота поступка.

  • Наш внутренний мир.

  • Сюрпризы и подарки.

    • Я гражданин своей страны.

  • Мои права - моя свобода.

  • Приобщаемся к народным традициям.

  • Моя история.

    • Радость познания.

  • Интеллектуальные игры.

  • В мире книг.

  • Учение в жизнь.

    • Труд на радость себе и людям.

  • Нам до всего есть дело.

  • Мы не белоручки.

  • Сделаем любимый город краше.

    • Природа - наш дом.

  • Добро для себя, для людей, для природы.

  • Открываю мир.

  • Помоги своей планете.

    • В гармонии с красотой и искусством.

  • Тайны гармонии и красоты в природе.

  • В стране великих мастеров.

  • Волшебство театра.

    • Я и моя семья.

  • Традиции моей семьи.

  • История моего рода.

  • Мой статус в семье.

В рамках направления «Здоровый образ жизни» с опорой на определенные блоки использую различные формы внеклассной работы: интерактивные игры, практические занятия, аукционы, спортивные праздник и соревнования, подвижные перемены, экскурсии, туристические походы и т.д.

Гуманистическая психологическая атмосфера в ученическом коллективе. Эту работу я веду в направлении «Школа человечности» в блоках «Вежливость и речевой этикет» и «Наш внутренний мир». Главная цель: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Главные идеи:

  • Формирование культуры общения учащихся, осознания учащимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками.

  • Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

  • Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Для достижения этой цели мне очень помогает творческая группа «Кураж». Именно в театральной работе я использую активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся. Возможность демонстрировать достижения учащихся в театральной деятельности помогает воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам своих товарищей. Это помогает так же предоставить родителям информацию об участи ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.

Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. И у нас в классе есть свои традиции, которые мы бережно храним. Именно они положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения нашего классного коллектива.

  • Это традиция - «Наша почта». Все 3 года с нами был почтальон Печкин, который передавал письма учителя к детям и родителям и наоборот, ребят друг к другу. Мы писали письма и директору школы, и другим учителям.

  • Это традиция отмечать дни рождения учеников и учителей. Мы все, втайне от именинника, готовим для него сюрприз. В основном это наши капустники или мини-постановки из жизни класса; небольшие концерты или показ мод; выставка рисунков (поделок) или музыкальное поздравление на слова, нами же придуманные.

  • Это традиция, когда в конце учебного года вносим имена учеников или родителей в «Книгу рекордов класса» по самым разным номинациям: получил больше всех «5» за год, больше всех вырос за год, больше всех принес баллов для класса в школьном рейтинге и т.д.

  • Это традиция неукоснительно соблюдать нравственные законы, которые мы разработали еще в 1 классе и ежегодно их дополняем. Например: учиться честно; говорить о своих ошибках; быть объективным к себе и другим; учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы; уметь сопереживать; проявлять терпение и терпимость. Эти законы должны соблюдать не только ученики, но и учитель.

Патриотическое воспитание. Эту работу я провожу по трем направлениям воспитательной системы: «Я - гражданин своей страны», «Школа человечности» и «Здоровый образ жизни»

Главные цели:

  • воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примерах старших поколений;

  • развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;

  • становление многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях;

  • освоение культурных, духовных традиций своего народа.

Главные идеи:

  • формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота своей страны.

  • формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, их культуре, языку, традициям и обычаям.

  • воспитание гордости и ответственности за свое Отечество.

  • стремление к миротворчеству, отстаивания своей позиции с позиции разума, а не силы.

  • «сберечь себя для России и Россию для себя»

Прежде всего, работу в этом направлении я начинаю с разъяснения детям и их родителям прав и обязанностей ребенка, прописанных в Конвенции о правах ребенка, стараюсь показать значение этих знаний в реальной жизни.

Развитие самоуправления в классе.

Эта работа ведется в направлении «Я - гражданин своей страны» в блоке «Мои права - моя свобода». В основу организации классного самоуправления положена структура научно-исследовательского института.

Цель классного самоуправления - организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должны стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.

Основные идеи:

  • Развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции.

  • Развитие отношений заботы друг о друге, о классе и школе, о наших малышах, взаимоуважение детей и взрослых.

  • Сплочение классного коллектива как единого жизнеспособного организма.

  • Развитие и проявление при этом индивидуальности и способностей каждого члена этого коллектива.

Совместно мы разработали свои права и обязанности:

Каждый имеет право на:

  • уважение своего человеческого достоинства;

  • свободное выражение своих взглядов и убеждений;

  • свободное проявление своих желаний и поступков, если они не причиняют вреда окружающим;

  • свободное посещение мероприятий;

  • участие в работе актива класса;

  • труд;

  • укрепление здоровья;

  • свободное пользование классной библиотекой, фильмотекой, игротекой.

Каждый обязан:

  • уважать честь и достоинство другого человека;

  • с вниманием и уважением относиться к объяснению учителя, к ответам товарищей, не разговаривать, не отвлекаться самому и не отвлекать других;

  • своевременно (за 15 минут до начала) приходить на занятия в школу;

  • беречь школьное и классное имущество, так же бережно относиться к своим вещам и вещам товарищей;

  • отвечать за чистоту порядок и сохранность своего рабочего места, классного кабинета;

  • ответственно относиться к порученному делу, дежурствам по школе и классу;

  • принимать пищу только в столовой;

  • строго соблюдать правила техники безопасности.

Запрещается:

  • во время перемен громко кричать и бегать;

  • применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;

  • находиться в верхней одежде и головных уборах в помещении школы;

  • употреблять в своей речи грубые слова и выражения.

При распределении полномочий учащихся следует пользоваться следующими принципами: равноправие, выборности, преемственности, демократии, законности, гуманности.

В актив класса входят командир класса, командиры секторов (в классе три сектора), ответственные за учебу сектора (сменяются в каждой четверти). Каждый сектор в течение года несет ответственность за порученное дело:

  • печать и информация;

  • культура и досуг;

  • здоровье и спорт.

Таким образом, в классе выделяется группа лидеров, и, благодаря сменности поручений, каждый участник воспитательного процесса может попробовать проявить свои способности в том или ином качестве. Так называемых «изгоев» в нашем классном коллективе нет.

Моя цель научить детей уметь постоять за себя, правильно реагировать на ту или иную проблему. В своей работе, как воспитатель, я заметила насколько чутко, а порой и агрессивно, дети реагируют на любую несправедливость, и как порой неопытно пытаются защищать свои права. Эти наблюдения натолкнули меня на мысль ввести в работу творческой группы элементы психологического настроя. Каждое занятие творческой группы «Кураж» начинается с психогимнастики (этюды, игры, упражнения), неправленой на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

К концу четвертого класса дети уже свободно владеют словесным языком чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Это ведет к эмоциональному осознанию себя, своих переживаний. Эмоции становятся более дифференцированными.

Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд.

Во-первых, любая театрализованная постановка - это, прежде всего коллективная деятельность, которая требует концентрации сил каждого ее участника. Главное, чтобы каждый понимал, что от его усилий, от его личного вклада зависит общий успех

Во-вторых, разнообразные постановочные задачи (сценические, актерские, оформительские) дают возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.

В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Они возникают спонтанно, а могут быть инициированы руководителем. Как сказал А.И. Герцен: «Театр - это высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Особое внимание в своей работе уделяю формированию системы дополнительного образования. Причем основным принципом этого процесса должна быть инициатива, идущая снизу, от самих учащихся. Внедряя в своей воспитательной работе театральную педагогику, провоцирую, таким образом, у детей потребность в развитии и совершенствовании своих творческих способностей.

Ведь обеспечение самоопределения и самореализации ребенка, оптимальное развитие его личности в соответствии со склонностями и способностями - центральная задача.Обобщение опыта по воспитательной работе

© 2010-2022