- Преподавателю
- Классному руководителю
- Обобщение опыта по воспитательной работе
Обобщение опыта по воспитательной работе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зенина С.П. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Описание системы (опыта) воспитательной работы
учителя начальных классов, Зениной С.П.
( МОАУ СОШ №1 с.Возжаевки филиал №1)
Периоды быстрых социальных изменений становятся экзаменом для всех взрослых, но особенно для учителей, которые постоянно задаются вопросом «Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?».
Опираясь на различные источники информации, я попыталась создать свою программу воспитания у младшего школьника творческо-этических норм.
Цели, которые я поставила перед собой, это, прежде всего:
-
воспитание творческого сплоченного коллектива;
-
воспитание личности, свободной и открытой творчеству.
Задачи воспитания коллектива и учащегося каждого в отдельности, которые я поставила пред собой, это:
-
адаптация к школьной жизни;
-
развитие активности, инициативы, самостоятельности;
-
воспитание нравственных межличностных отношений;
-
воспитание чувства сопереживания проблемам друзей, людей ближнего и дальнего окружения;
-
развитие эстетического вкуса учащихся, потребностей в самовыражении средствами театрального искусства;
-
Привитие любви к искусству.
Программа состоит из следующих блоков:
-
Здравствуйте - это «Я»
-
Языки общения.
-
Эти мудрые сказки.
-
Я люблю тебя, Россия!
-
Театр во мне и я в театре.
В каждом блоке по 12 занятий. Например: «Я+Я =МЫ», «Зеркало», «Правила игры», «Всякий молодец - на свой образец», «Театр на ладошке», «На школьной планете», «Стану оратором», «Школа актерского мастерства», «Чей сегодня день рождения?», «Вмиг по речи те познали…», «Путешествие в мир моды», «Я заметил это в школе (в доме, в магазине, в парке…)» и т.д.
На каждом занятии обязательный курс психологического настроя «У Винни-Пуха в гостях», «Волшебница», «Мамонтенок», «Поляна волшебных цветов» и другие, направленные на снятие страхов, робости, неустойчивого внимания, и других черт характера.
В планировании своей воспитательной деятельности я использовала следующую схему выявления эмоционально-волевой сферы, без которой, считаю, невозможно создать сплоченный коллектив.
Выявление
-
Наблюдение за детьми
-
Посещение их на дому
-
Изучение семей
Диагностика
-
Проектирование методики
-
Диагностические исследования
-
Анкетирование и тестирование
-
Опросники для взрослых и детей
Психологическая поддержка
-
Просветительская и консультативная работа с родителями (людьми их заменяющими)
За основу моделирования своей воспитательной работы я взяла научно-методические разработки модели «Ориентир» (социально-технологическая модель системы школьно-семейного воспитания младших школьников) под редакцией М.П.Осиповой, адаптировав ее для своего классного коллектива.
Что мне, как классному руководителю, импонирует в данной воспитательной системе:
-
Принцип системно- деятельностного подхода к воспитанию, который за счет соответствующих технологий способствует обеспечению личностно-ориентированной направленности воспитательного процесса.
-
Главная функция модели - развитие духовности, как необходимость осознания каждым человеком его роли и места в социальной действительности, личной ответственности за собственную жизнь, стремление, желание и умение быть «человечными».
-
Приоритетом является следующая концепция образования, воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни, стремление к познанию и совершенствованию своего организма.
Система воспитательной работы ведется по восьми направлениям, каждый из которых представлен блоками:
-
-
Здоровый образ жизни.
-
-
Познай себя.
-
Пути-дороги в мир здоровья.
-
Опасно - безопасно.
-
Школа человечности.
-
-
Вежливость и речевой этикет.
-
Красота поступка.
-
Наш внутренний мир.
-
Сюрпризы и подарки.
-
Я гражданин своей страны.
-
-
Мои права - моя свобода.
-
Приобщаемся к народным традициям.
-
Моя история.
-
Радость познания.
-
-
Интеллектуальные игры.
-
В мире книг.
-
Учение в жизнь.
-
Труд на радость себе и людям.
-
-
Нам до всего есть дело.
-
Мы не белоручки.
-
Сделаем любимый город краше.
-
Природа - наш дом.
-
-
Добро для себя, для людей, для природы.
-
Открываю мир.
-
Помоги своей планете.
-
В гармонии с красотой и искусством.
-
-
Тайны гармонии и красоты в природе.
-
В стране великих мастеров.
-
Волшебство театра.
-
Я и моя семья.
-
-
Традиции моей семьи.
-
История моего рода.
-
Мой статус в семье.
В рамках направления «Здоровый образ жизни» с опорой на определенные блоки использую различные формы внеклассной работы: интерактивные игры, практические занятия, аукционы, спортивные праздник и соревнования, подвижные перемены, экскурсии, туристические походы и т.д.
Гуманистическая психологическая атмосфера в ученическом коллективе. Эту работу я веду в направлении «Школа человечности» в блоках «Вежливость и речевой этикет» и «Наш внутренний мир». Главная цель: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Главные идеи:
-
Формирование культуры общения учащихся, осознания учащимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками.
-
Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
-
Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Для достижения этой цели мне очень помогает творческая группа «Кураж». Именно в театральной работе я использую активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся. Возможность демонстрировать достижения учащихся в театральной деятельности помогает воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам своих товарищей. Это помогает так же предоставить родителям информацию об участи ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.
Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. И у нас в классе есть свои традиции, которые мы бережно храним. Именно они положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения нашего классного коллектива.
-
Это традиция - «Наша почта». Все 3 года с нами был почтальон Печкин, который передавал письма учителя к детям и родителям и наоборот, ребят друг к другу. Мы писали письма и директору школы, и другим учителям.
-
Это традиция отмечать дни рождения учеников и учителей. Мы все, втайне от именинника, готовим для него сюрприз. В основном это наши капустники или мини-постановки из жизни класса; небольшие концерты или показ мод; выставка рисунков (поделок) или музыкальное поздравление на слова, нами же придуманные.
-
Это традиция, когда в конце учебного года вносим имена учеников или родителей в «Книгу рекордов класса» по самым разным номинациям: получил больше всех «5» за год, больше всех вырос за год, больше всех принес баллов для класса в школьном рейтинге и т.д.
-
Это традиция неукоснительно соблюдать нравственные законы, которые мы разработали еще в 1 классе и ежегодно их дополняем. Например: учиться честно; говорить о своих ошибках; быть объективным к себе и другим; учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы; уметь сопереживать; проявлять терпение и терпимость. Эти законы должны соблюдать не только ученики, но и учитель.
Патриотическое воспитание. Эту работу я провожу по трем направлениям воспитательной системы: «Я - гражданин своей страны», «Школа человечности» и «Здоровый образ жизни»
Главные цели:
-
воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примерах старших поколений;
-
развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;
-
становление многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях;
-
освоение культурных, духовных традиций своего народа.
Главные идеи:
-
формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота своей страны.
-
формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, их культуре, языку, традициям и обычаям.
-
воспитание гордости и ответственности за свое Отечество.
-
стремление к миротворчеству, отстаивания своей позиции с позиции разума, а не силы.
-
«сберечь себя для России и Россию для себя»
Прежде всего, работу в этом направлении я начинаю с разъяснения детям и их родителям прав и обязанностей ребенка, прописанных в Конвенции о правах ребенка, стараюсь показать значение этих знаний в реальной жизни.
Развитие самоуправления в классе.
Эта работа ведется в направлении «Я - гражданин своей страны» в блоке «Мои права - моя свобода». В основу организации классного самоуправления положена структура научно-исследовательского института.
Цель классного самоуправления - организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должны стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.
Основные идеи:
-
Развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции.
-
Развитие отношений заботы друг о друге, о классе и школе, о наших малышах, взаимоуважение детей и взрослых.
-
Сплочение классного коллектива как единого жизнеспособного организма.
-
Развитие и проявление при этом индивидуальности и способностей каждого члена этого коллектива.
Совместно мы разработали свои права и обязанности:
Каждый имеет право на:
-
уважение своего человеческого достоинства;
-
свободное выражение своих взглядов и убеждений;
-
свободное проявление своих желаний и поступков, если они не причиняют вреда окружающим;
-
свободное посещение мероприятий;
-
участие в работе актива класса;
-
труд;
-
укрепление здоровья;
-
свободное пользование классной библиотекой, фильмотекой, игротекой.
Каждый обязан:
-
уважать честь и достоинство другого человека;
-
с вниманием и уважением относиться к объяснению учителя, к ответам товарищей, не разговаривать, не отвлекаться самому и не отвлекать других;
-
своевременно (за 15 минут до начала) приходить на занятия в школу;
-
беречь школьное и классное имущество, так же бережно относиться к своим вещам и вещам товарищей;
-
отвечать за чистоту порядок и сохранность своего рабочего места, классного кабинета;
-
ответственно относиться к порученному делу, дежурствам по школе и классу;
-
принимать пищу только в столовой;
-
строго соблюдать правила техники безопасности.
Запрещается:
-
во время перемен громко кричать и бегать;
-
применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
-
находиться в верхней одежде и головных уборах в помещении школы;
-
употреблять в своей речи грубые слова и выражения.
При распределении полномочий учащихся следует пользоваться следующими принципами: равноправие, выборности, преемственности, демократии, законности, гуманности.
В актив класса входят командир класса, командиры секторов (в классе три сектора), ответственные за учебу сектора (сменяются в каждой четверти). Каждый сектор в течение года несет ответственность за порученное дело:
-
печать и информация;
-
культура и досуг;
-
здоровье и спорт.
Таким образом, в классе выделяется группа лидеров, и, благодаря сменности поручений, каждый участник воспитательного процесса может попробовать проявить свои способности в том или ином качестве. Так называемых «изгоев» в нашем классном коллективе нет.
Моя цель научить детей уметь постоять за себя, правильно реагировать на ту или иную проблему. В своей работе, как воспитатель, я заметила насколько чутко, а порой и агрессивно, дети реагируют на любую несправедливость, и как порой неопытно пытаются защищать свои права. Эти наблюдения натолкнули меня на мысль ввести в работу творческой группы элементы психологического настроя. Каждое занятие творческой группы «Кураж» начинается с психогимнастики (этюды, игры, упражнения), неправленой на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
К концу четвертого класса дети уже свободно владеют словесным языком чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Это ведет к эмоциональному осознанию себя, своих переживаний. Эмоции становятся более дифференцированными.
Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд.
Во-первых, любая театрализованная постановка - это, прежде всего коллективная деятельность, которая требует концентрации сил каждого ее участника. Главное, чтобы каждый понимал, что от его усилий, от его личного вклада зависит общий успех
Во-вторых, разнообразные постановочные задачи (сценические, актерские, оформительские) дают возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Они возникают спонтанно, а могут быть инициированы руководителем. Как сказал А.И. Герцен: «Театр - это высшая инстанция для решения жизненных вопросов».
Особое внимание в своей работе уделяю формированию системы дополнительного образования. Причем основным принципом этого процесса должна быть инициатива, идущая снизу, от самих учащихся. Внедряя в своей воспитательной работе театральную педагогику, провоцирую, таким образом, у детей потребность в развитии и совершенствовании своих творческих способностей.
Ведь обеспечение самоопределения и самореализации ребенка, оптимальное развитие его личности в соответствии со склонностями и способностями - центральная задача.