Статья Духовно-нравственное воспитание школьников

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».  Поэтому наша задача -  вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.     Наши дети – это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Белинский В.Г.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Родительский инстинкт изначально присущ всему живому на земле, и большинство родителей заботливо пестуют и со всей ответственностью растят свое дитя. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

В процессе развития общества у человека все чаще проявляются противоречащие законам природы равнодушие и легкомыслие по отношению к семье и своему потомству. К стыду нашему число неблагополучных семей, в которых безразличие и даже жестокость стали нормой по отношению к детям, растет из года в год. Причем большинство окружающих людей смущенно делают вид, что это их не касается. Как уже отжившие, но еще красивые осенние листья с легким шелестом из нашей жизни уходят слова: честь, верность, мужество, целомудрие, достоинство... Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь подрастающего поколения.

Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина - это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец. За что мы любим еѐ? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к соотечественникам и миру, чувство защищенности от единства «Мы». Так разве любовь к Родине - не естественное почти генетическое чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине - безальтернативно - он растет патриотом.

А если этого нет? Если среда перестала быть естественно- патриотической: поруган язык, пересмотрена и осмеяна история, утвердилось неуважительное отношение к старшим - тем, кто воевал и создавал то, что мы сегодня эксплуатируем? Если не высокие социальные смыслы служения Отечеству, а лишь естественно-природные (животные) потребности стали движущей силой действий большинства сограждан?

Тогда - Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо!

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее ста пятидесяти дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

Большими воспитательными возможностями в плане гражданско-патриотического воспитания обладает хорошо организованная работа учащихся в музее школы, отвечающая их запросам и возрастным возможностям. О том, насколько успешно этот вид общественной деятельности может способствовать формированию гражданских качеств, свидетельствует опыт создания нашего школьного музея. Он является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины. Наши маленькие первоклассники, уже в первые дни пребывания в школе, посещают наш музей. Ежегодные встречи с ветеранами 11 полка ВНОС, уроки мужества, которые проводит лекторская группа музея, встречи с ветеранами-земляками знакомят подрастающее поколение с героическими свершениями наших дедов и прадедов, приобщают к прошлому своей страны, своей семьи, своих земляков. Воспитание любви к большой Родине - России начинается с любви к малой Родине. Мы храним историю и культуру края и свято чтим память о Великой Отечественной войне и героях-земляках.

Сущность работы музея состоит в том, чтобы повысить уровень гражданского воспитания учащихся, привить любовь к героическим подвигам участников Великой Отечественной войны и труженикам тыла, дать образцы для подражания в защите Отечества. А ежегодное участие школьников в конкурсах «Мы поем о маме, мы поем о мире», «Песня и строй», «И песня тоже воевала» приобщают наших ребят к традициям и культуре российского государства, прививают любовь к близким.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам - значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Поэтому наша задача - вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Наши дети - это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их дальнейшая судьба. Я надеюсь, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания удастся возродить былое величие России. Значит для того, чтобы преуспеть в воспитании кого-либо, нужно первое и самое главное - начать воспитывать себя.

Начни с себя - и души отзовутся.

Спроси с себя - и просветлится жизнь.

Спаси себя - и тысячи спасутся.

Начни с себя - и жизнь обрящет смысл.

Список литературы.

1. Автор: Лихачев Д.С.
 Экология культуры` Источник публикации: Прошлое - будущему. М.: Наука, 1985. (ж. Москва, 1979, № 7, 173-179).

2. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российской обществе. - Волгоград, 2006.

3. Белинский В.Г. О воспитании детей. Хрестоматия по истории педагогики - М., 1971.- С.261-272.

4.Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Серафим Саровскмй « Начни с себя - и души отзовутся…».

5. Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.





© 2010-2022