Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. П. СВЕТЛОВОДСКОЕ





Выступление

на секции учителей начальных классов

по теме:

«Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России».




Подготовила учитель начальных классов

МКОУ «СОШ» с.п.Светловодское

Жирикова Анжела Мартиновна



2015 -2016 уч.год

«Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества

от одной из самых больших бед - пустоты души,

бездуховности…Настоящий человек начинается

там, где есть святыни души…»

В.А. Сухомлинский

Новый федеральный государственный образовательный стандарт определяет «модель выпускника начальной, основной и средней ступени образовательного учреждения». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника.

В связи с тем, чтов данное время наша страна переживает непростой период, материальные ценности начали преобладать над духовными и поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно - нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России.
Роль школы и нас, классных руководителей, в этом направлении очень важна. Мы считаем, что выпускник начальной школы должен соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых опираются учителя, планируя воспитательную работу в классе:

• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
• доброжелательный, умеющий высказать своё мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Чтобы формировать нравственное сознание школьников, мы помогаем учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. При работе с пословицами, поговорками объясняем нравственный смысл пословиц и поговорок путём подбора интересных примеров, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности. В своей практике духовно- нравственного воспитания учащихся я также применяю сказкотерапию, используя сюжеты сказок Коротковой Л.Д. Дети любят слушать сказки, а сказки учат жить. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы.. Продолжением работы служит посещение театра, цирка, которые выезжают к нам в школу или организовываем сами поездки в г. Пятигорск.

Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Так, урок «Береги природу» был проведен с целью воспитания бережного отношения к природе родного края. Знакомство с «Красной книгой» нашего региона способствует формированию бережного отношения к редким и исчезающим животным.

Большое значение в духовно - нравственном воспитании имеет курс ОРКСЭ, который носит светский характер. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Учителя начальной школы проводят интегрированные уроки литературного чтения и окружающего мира и др.(«Точка и линии»матем.+изо,«В чём красота русской зимы?» русс.+технол.) Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется и во внеурочной деятельности. Внеурочная работа реализуется в 1-4 классах по направлениям: спортивно-оздоровительное-«Здоровая школа», духовно-нравственное-«Этикет. Азбука добра», социальное -«», общеинтеллектуальное-«Веселый английский», «Информатика. Математика. Логика», «Занимательная грамматика» ,«Математическое конструирование», «Я - исследователь», общекультурное-«Моя малая Родина».

Духовно-нравственному развитию и воспитанию способствуют занятия в кружке «Этикет. Азбука добра». В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся. «Родной край, его история,» - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Привитию любви к своей малой родине, ее истории, культуре, традициям способствуют занятия в кружке «Моя малая Родина». В рамках работы этого кружка дети выполняют проекты «Мои земляки - труженики тыла», «Дети войны», «История моей семьи».

Наша школа является многонациональной. Здесь изучаются культуры и обычаи разных народов: русской, кабардинской, осетинской. Это является основой для воспитания толерантности у детей.

Центром гражданско-патриотического воспитания является музей «Поиск» на базе нашей школы. В нем имеется богатый материал по истории нашего села, школы, людях, которые внесли значительный вклад в развитие и становление села, а также уголок быта. Знакомство с материалами музея, с героическими судьбами наших земляков помогает воспитывать уважение к прошлому, памяти наших земляков. Посещали ветеранов войны и труда: Яковлеву Елену Павловну, которая всю свою жизнь посвятила детям, была директором нашей школы ; Мищенко А. С. - которая в годы войны была тружеником тыла. Когда дети слушают рассказы очевидцев, - людей, которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним - они как бы прикасаются к истории, становятся её частью.

Наши дети участвовали в акции «Сирень победы», высаживая во дворе школы саженцы. Стали участниками такого масштабного мероприятия как «Парад Победы», посвящённый празднованию 70- летия Великой Победы.В рамках этого кружка дети выполняют проекты «Мои земляки - труженики тыла», «Дети войны».

По воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека в нашей школе проводятся беседы,классные часы: «Я - гражданин России» «Государственные символы России», «Моя малая Родина», «Дети - герои войны», «Кавказская война», конкурс чтецов посвящённый «Дню Победы», встречи с ветеранами, посещение памятников павших воинов, экскурсии в школьный музей, проходят выставки рисунков «Мой край», «Война глазами ребенка», «Великая Победа!».

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Учителя начальной школы проводят с детьми экологическую игру «Природа родного края», с помощью которой дети получают много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). В течение учебного года проводятся беседы, викторины, конкурсы рисунков, игра «Что? Где? Когда?», которые посвящены экологическому воспитанию учащихся, привитию любви и заботы о родной природе. Мы активно участвуем в экологических субботниках: создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, изготовление скворечников и т. д. Все это воспитывает ценностное отношение к природе и окружающей среде.

Совместно с учителем музыки Камбиевым З.Ж. готовим праздники, создавая интересные познавательные музыкальные проекты - «День весеннего равноденствия», «Масленица»и др., которые готовятся в рамках фольклорно-этнографического фестиваля «Культур много - Россия одна», праздничные концерты ко Дню матери, 8 марта, Дню пожилого человека, Дню Победы. Эти мероприятия позволяют детям раскрыть все свои творческие таланты-художественные и артистические. Ко Дню Победы музыкальный руководитель Лихтина подготовила концерт. Эти мероприятия позволяют детям раскрыть все свои творческие таланты, познать, что-то новое и получить удовольствие от проведения праздников и создания веселого настроения своим одноклассникам, учителям, родителям. хотелось отметить « День пожилого человека» , « День матери»,которые имеют большое значение в воспитании духовно-нравственных качеств.

Также частью духовно-нравственного воспитания является приобщение к здоровому образу жизни. Этот процесс у нас осуществляется на занятиях кружка «Здоровая школа». Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом, а заведует этим просторным светлым залом наш замечательный учитель физкультуры Жирикова Л.А., с которой я провожу спортивные эстафеты, веселые старты. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является художественно-эстетическое воспитание. Оно реализуется через занятия в кружке «Увлекательное рисование», которым руководит Джандарова М.А. Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.

На классных часах даю детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Доброжелательные взаимоотношения в моём классе строятся в совместной деятельности: подготовить материал к внеклассному мероприятию: ролевую сценку, танец, доклад и т.д.Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества, ответственности, сплочение ребят в дружной коллективной деятельности. Также формирование дружеских нравственных взаимоотношений происходит и в группе продлённого дня: на самоподготовке «помощник-консультант» видит свою роль - в помощи другому. Такая работа способствует воспитанию у них отзывчивости, взаимопомощи.

Много воспитательных мероприятий проводится школой совместно с библиотекой и ДК: участвуют в концертах, библиотечных часах и т.д.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, как это делают все классные руководители, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Мы приглашаем родителей на классные мероприятия , обращаюсь, если нужно за помощью, помогаем им, а они нам .Очень хорошо проводить ежегодные различные семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся:

  • " Бабушки и внуки", " Новый год", " Рыцарский турнир", День любимой мамочки"

  • " День именинника", " Вот и стали мы немножечко взрослей!"

Тематические занятия-встречи:

«Профессии наших мам и бабушек», «Наши родители - профессионалы»

Рассказ о профессии:

«Мы немножко поиграем, все профессии узнаем»,

«О профессиях разных, нужных и важных…»

Заполнение «паспорта семьи»: " Моя родословная".

Творческая мастерская «Рукодельницы» ( мастер-класс от бабушек).

Результатом систематической работы в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Добиться этого возможно при условии, что учитель сумеет сделать ребёнка своим единомышленником, равноправным участником педагогического процесса.



© 2010-2022