Родительское собрание Трудности адаптации детей к школе

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Родительское собрание

для родителей первоклассников

«Трудности адаптация детей к школе»



Выполнила: учитель начальных классов

Шушпанова Любовь Евгеньевна







Республика Коми, г. Вуктыл, 2015 г

Родительское собрание


Тема: «Трудности адаптации детей к школе»

Сроки: начало сентября

Цель собрания:

  1. познакомить родителей с особенностями адаптации детей к школе в первый учебный год;

  2. предложить практические приемы, советы по успешному протеканию адаптации.

План собрания:

  1. Вступительное слово;

  2. Физиологические особенности адаптации детей к школе;

  3. Психологические трудности, возникающие при адаптации первоклассника к школе;

  4. Роль родителей для успешного протекания адаптации.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово

Любые переходные периоды всегда связаны с проблемами. Учеба в первом классе - не исключение. Для 6-7- летнего ребенка начало обучения в школе - это сложный и ответственный период. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь. Наша задача разобраться, что происходит с детьми с началом обучения в школе, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить какую реальную помощь можно оказать детям в непростой для них период адаптации к школе.

  1. Физиологические особенности адаптации детей к школе

Адаптация к школе длится не день и не два. Это достаточно длительный процесс. Учеными выделено три этапа адаптации:

1-й этап - ориентировочный, «физиологическая буря». Данный этап длится 2-3 недели. Все системы организма ребенка бурно реагируют на произошедшие изменения, при этом идет максимальный расход жизненных сил.

2-й этап - неустойчивое приспособление, «буря» начинает постепенно затихать, длится 3-4 недели;

3-й этап - относительно устойчивое приспособление, длится 5-6 недель, в некоторых случаях длительность увеличивается до 9 недель.

Для периода адаптации ребенка к школе большое значение имеет состояние здоровья. Весь процесс в данном случае делится на три периода:

  • Легкая адаптация: состояние напряженности организма наблюдается в течение первой четверти;

  • Средняя адаптация: состояние напряженности у ребенка может растянуться на одно полугодие;

  • Тяжелая адаптация: напряженность организма нарастает к концу учебного года.

Легче адаптируются дети, посещавшие ранее детские сады и имеющие хорошее здоровье. Для успешного прохождения адаптации следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Изменение режима для ребенка;

  • Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома. Родителям необходимо создать условия для двигательной активности ребенка в перерывах между выполнением домашних заданий;

  • Особое внимание стоит обратить на организацию рабочего места, чтобы предупредить близорукость, искривление позвоночника у ребенка.

  • В период адаптации как никогда велика роль правильного питания. Необходимо также ввести в рацион ребенка витаминные препараты.

  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.


  1. Психологические условия адаптации ребенка к школе

Для того, чтобы период адаптации первоклассника прошел более безболезненно следует обратить внимание на следующие психологические условия.

  • Необходимо создать благоприятный климат в общении ребенка со всеми членами семьи.

  • Роль самооценки ребенка в адаптации к школе играет важную роль. Чем ниже будет самооценка, тем больше трудностей возникнет при адаптации.

  • Важным условием является обязательное проявление родителями интереса к школе, к классу, к каждому прожитому школьному дню.

  • Необходимо неформальное ежедневное общение с ребенком после прожитого учебного дня.

  • Родителям необходимо обязательно познакомиться с одноклассниками ребенка и наладить контакт с ними в послеучебное время.

  • Недопустимым является физическое наказание, запугивание, критика в адрес ребенка, особенно в присутствие других людей.

  • Стоит учитывать темперамент ребенка. Медлительные и малообщительные дети испытывают гораздо больше проблем в период адаптации, быстро теряют интерес к школе, если не чувствуют поддержки со стороны родителей и учителя.

  • Необходимо поощрять ребенка и не только за учебные успехи. Важно стимулировать достижения школьника, развивать самоконтроль, самооценку, самодостаточность.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе:


  • Не отнимай чужого, но свое не отдавай.

  • Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.

  • Не дерись без причины.

  • Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе.

  • Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого не проси.

  • Из - за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из - за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

  • Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Первый год обучения в школе - серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают в этот момент психологический кризис. Но, зная трудности, которые подстерегают во время адаптационного периода, учитывая физиологические и психологические условия, мы сможем сделать процесс «привыкания» к школе, адаптации более легким и кратковременным. Работая совместно - ребенок - родители- учитель мы с вами сможем помочь ребенку благополучно начать новый длительный, но очень важный период его жизни - школьные годы.



Источники для подготовки к собранию:

  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель», 2007г, №8 «Родительское собрание - консилиум «Трудности адаптации первоклассников к школе»

  2. Педсовет, 2011г, №7 Л. И. Лагунова «Адаптация ребенка к школе»

  3. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Начальная школа.



© 2010-2022