Методическая разработка устного журнала Отечество моё

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

Отделение строительства




Методическая разработка

устного журнала

«Отечество моё»





Разработал:

Педагог-организатор:

Храпов А.Н.




















Пенза 2014 г.






СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………....3-4

Основная часть

1. Методика подготовки устного журнала……………..………………5-6

2. Сценарий устного журнала………………………………………......7-16

Заключение………………………………………………………….…….17-18

Литература……………………………………………………………………19

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

/Сенека/


Введение

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности, реализовать себя как самостоятельная личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание студентов является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Общественные опросы и работа с детьми и молодежью гласят, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, многие подростки не имеют желания нести службу в Вооруженных силах, увеличивается число призывников, уклоняющихся от военной службы. Поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом. Все эти негативные явления в определенной степени имеют место и в нашем районе.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения необходимо проведение классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию. Методическая разработка гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в техникуме. Методическая разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1. Методика подготовки и проведения устного журнала


Подготовительная часть:

  • Цель и задачи.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи: 1. формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию;

2. определение приоритетов в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самоуправления и создание условий для их реализации;

3. содействие проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины;

4. способствовать улучшению материально-технической базы школы в вопросах гражданско-патриотического воспитания студентов;

5. привлечение студентов к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

6. проводить целенаправленную работу со СМИ по всестороннему освещению проблем в сфере гражданско-патриотического воспитания .

  • Основные направления проведения устного журнала:

- совершенствование процесса патриотического воспитания;

- укрепление материально-технической базы колледжа в вопросах гражданско-патриотического воспитания;

- использование государственных символов России в патриотическом воспитании;

- информационное обеспечение в области патриотического воспитания.

Организационная часть:

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи: 1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить тематику по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Подобрать диагностические методики по основным направлениям рассматриваемой темы.

II этап: практический

Цель: реализация устного журнала по гражданско-патриотическому воспитанию «ОТЕЧЕСТВО МОЁ».

Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать сценарий проведения по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации устного журнала.

Задачи: 1. Обобщить результаты работы группы.

2. Выравнивание (просчет) по продолжительности устного журнала в соответствии с возрастом студентов, местом проведения.

Заключительная часть:

  • Разработка и составление подробного плана устного журнала.

  • Написание хода проведения.

  • Написание самого сценария.



Сценарий устного журнала


Тема: « ОТЕЧЕСТВО МОЁ»

Цели:

- воспитание гражданско-патриотического и героико-патриотических качеств личности студента;

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, гордости за причастность к судьбе России;

- содействовать воспитанию уважительного отношения к государственным символам России;

- подвести учащихся к пониманию неповторимости и богатства нашей страны;

- довести до сознания студентов, что Россия - это действительно великая страна, с колоссальным потенциалом.

Форма проведения: дискуссия с демонстрацией государственной символики России

Методы: побуждение, убеждение, эвристическая беседа

Педагогическая технология: личностно-ориентированная

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, компакт-диски с анимированными иллюстрациями «Государственная символика России».

ХОД УСТНОГО ЖУРНАЛА

Вступительное слово классного руководителя:

Знаковой традицией новой демократической России стало то, что, учебный год принято начинать с урока, посвященного России и государственной символике страны.

И мы решили не отступать от традиций, и сегодняшний классный час

посвящаем России, стране, которую мы еще называем Родиной, ведь

именно здесь мы родились, здесь родились и живут самые близкие нам люди.

(На экран с помощью мультимедийного проектора демонстрируется карта России с фотографиями, которые ритмично сменяют друг друга, и музыкальным сопровождением )

Студент 1:

Россия - родина моя,
холмы, дубравы и долины,
грома морей и плеск ручья
прими, Россия, слово сына

Студент 2: Родина…Россия. В жизни каждого из нас она очень много значит. Трудно представить себе человека, который не любил бы ее. Родина …Ее по праву можно назвать второй матерью каждого из нас. Я думаю, что даже самый жестокий и черствый человек в глубине души очень любит ее. Человек и Родина тесно связаны друг с другом, ибо одно не может существовать без другого.

Студент 3: Россия. При упоминании этого слова перед нашим взором встает все самое важное, самое красивое, самое дорогое сердцу: прекрасная природа, разные города и, конечно, люди - чьи дела и подвиги прославили Россию. Россия - огромная, необъятная страна, называемая Родиной.

На мой взгляд, нигде в мире нет страны, с такой богатой культурой, историей, полной кровавых войн, людьми, всегда готовыми помочь, понять, поддержать в трудный момент.

Россия!!! Правда, звучит? Еще бы, все-таки Родина.

Происходит смена музыки и слайдов

(раздел «Современная Российская символика»).

Классный руководитель: Мы живем в самом большом государстве в мире по площади - более 17 млн. кв. км.

Территория России составляет немногим больше 10 % площади земного шара.

Россия является одновременно и европейской и азиатской державой.

Протяженность России с запада на восток составляет 9 тыс. км., а с севера на юг - до 4 тыс. км.

Протяженность сухопутных границ - более 20 тыс. км., морских - около 38 тыс.км.

Россию пересекают 11 часовых поясов.

Берега станы омывают 12 морей трех океанов.

В России около 120 тыс. рек (при длине свыше 10 км.), и почти все они замерзают зимой.

Наиболее протяженной и полноводной рекой Европы является наша могучая легендарная Волга.

2 тыс. пресных и соленых озер, среди которых самое глубокое озеро в мире - Байкал.

Из тысяч водохранилищ одним из наиболее крупных является наше - Кавказское.

На территории страны выделяются 7 природных зон (от арктической до субтропической).

До 45% территории занимают леса, 4% - воды, около 14% территории лежит за Северным полярным кругом, в зоне многолетней мерзлоты.

Россия - шестое по численности населения государство мира - почти 147 млн. человек.

Россия - страна, богатая природными ресурсами.

В недрах России сосредоточено треть всех мировых запасов полезных ископаемых.

1-е место в мире - по природному газу и торфу;

2-е - по нефти и запасам алмазов;

3-е - по запасам золота.

В России 13 городов миллионеров и 2 города мультимиллионера.

Россия - много конфессиональная и самая многонациональная страна в мире.

Россия - многоязычная страна, ее население разговаривает почти на 150 языках.

Русский язык - один из крупнейших языков мира, по числу говорящих занимает 5 место, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому.

Демонстрация фотоматериалов с пейзажами родного края

Студент 1: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская!

Многими красотами дивишь ты:

озерами многими дивишь ты,

реками и источниками многочисленными,

горами крутыми, холмами высокими,

дубравами частыми, полями дивными,

зверьми различными, птицами бесчисленными».

Студент 2: Древний автор ΧVІІІ века так взволнованно описывал красоту родной земли. Эту неброскую и величавую красоту нашей природы самозабвенно любили русские поэты и писатели. Её прелесть воспевали Пушкин, Тургенев, Блок, Есенин.

Студент 3: Россия - великая страна, в этом мы убеждались и еще будем убеждаться не раз.

Мы любим свою страну и гордимся ею.

Включается слайдовая презентация, состоящая из фотографий родных мест Показываются изображения герба, флага

Студент 1: Если скажут слово «родина».

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор…

Студент 2: А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

(З. Александрова)

Классный руководитель: Вы являетесь частью народа огромной и богатой страны, вы - граждане России, россияне. Вы её будущее.

Гражданин - житель страны, который признает её законы, любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

Святая обязанность гражданина - чтить и беречь символы нашего государства

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей страны.

Символы государства - это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире.

На экран проецируется слайд Современный российский герб

Студент 2: О чем рассказывает наш герб? Слово «герб» пришло в русский язык в 16 - 17 веках. В его основе лежит немецкое слово erbe, что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важнейших черт герба - стабильность, постоянство в употреблении.

Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны.

В декабре 2000 года Государственная Дума приняла законы о государственных символах Российской Федерации - гербе, флаге и гимне. Таким образом, Россия вошла в третье тысячелетие с новыми государственными символами.

Так возродилась государственная эмблема, имеющая в России 500 - летнюю историю. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, её суверенность, единение народов европейской и азиатской частей современной России. Красный цвет герба символизирует мужество народа. Скипетр, держава и корона - некогда атрибуты царской власти - историю нашего отечества. На груди орла помещено изображение всадника Георгия, поражающего черного змея, символизирует борьбу добра со злом, освободительные войны России, борьбу за право на жизнь, независимость, сопровождающие Россию на протяжении всей истории.

Российский герб помещается на фасадах государственных учреждений, на паспорте гражданина Российской Федерации, на знаменах воинских частей, на пограничных столбах.

Надругательство над государственным гербом расценивается как оскорбление государственного строя и наказывается законом.

Смена слайда Государственный флаг России


Студент 3: Государственный флаг Российской Федерации - это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. Трёхцветный русский национальный флаг так же является символом славянской солидарности. Россия - многонациональная страна и цвета на полотнище, по одной из версий, означают единство русских (красный), украинцев (синий) и белорусов (белый). Сочетание белого, синего и красного цветов на флаге появилось во времена царя Алексея Михайловича. Выбор цветов был связан с тем, что они имелись в Российском гербе много времени. С момента установления советской власти государственный флаг стал красного цвета и изображением серпа и молота. Спустя 74 года триколор вернулся на российский флаг. Три цвета с глубокой древности символизируют откровенность и благородство (белый), верность и честность (синий), мужество, смелость и любовь (красный). Все эти качества как нельзя лучше отображают сущность русского народа, сущность всей России.

В 1991 году бело - синий - красный флаг вновь стал государственным флагом России.

Флаг - наша святыня и мы должны относится к нему с уважением и почитанием.

Смена слайда слова Гимна России

Студент 1: «Гимн» - слово греческого происхождения, оно означает «торжественную, хвалебную песнь».

Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 г. Текст гимна утвержден указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000 г.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим федеральным конституционным законом, может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко - и видеозаписи, а также средства теле и радиотрансляции.

Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения её представителям.

Студент 2: При звуках родного гимна взволнованно бьется сердце. При подъеме флага в знак победы на международных соревнованиях у победителей нередко наворачиваются слезы на глаза, а болельщики решительно раскрашивают лица в цвета государственного флага.

Студент 3:Посягательства на государственные символы во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу и влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством страны.

Звучит гимн РФ.


Демонстрация карты России с фотоматериалами


Студент 1:

Россия, Русь -

Куда я не взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину.

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды

Люблю навек, до вечного покоя. (Н. Рубцов)

Студент 2: Родина! Прекрасней края нет

И дороже нет в мире!

Все, что зреет в сердце и мозгу,

Что имеет в этой жизни цену,

Все, что я умею и могу -

Все тебе принадлежит всецело.

И отныне - здесь ли я, вдали -

Труженика не забудь простого

Этой красотой меня даря

И причастностью к твоим просторам… (Т. Кабулов)

Студент 3: Земной поклон тебе, Россия,

За трудный путь через века.

Легенд свидетели немые

Плывут над степью облака.

Былинный край,

Любимый с детства:

И удалые бубенцы,

И песен вольное наследство,

И ран жестокие рубцы.

Россия… Речка над обрывом,

Тугие стрелы камыша

И окрыленная порывом

Великой щедрости душа.

Каких героев ты взрастила,

Как тяжело тебе жилось

С твоею добротой и силой

И не разгаданным «авось…»

Ты не была рабою мнений,

И даже в лютую беду

Ты не вставала на колени

И не плелась на поводу.

Из тьмы веков

Ты вышла к свету

Сквозь море крови и огня.

И стала знаменем планеты,

Надеждой завтрашнего дня. (Л. Шакутина)

Классный руководитель: Хотелось бы пожелать, чтобы вы гордились своей принадлежностью к России, отдавали свои знания и таланты на благо Родины.

Будьте достойны своих предков, которые совершили немало трудовых и воинских подвигов во славу Отечества, будьте достойными гражданами своей страны, любите Россию, будьте России навеки верны и не пожалейте сил, чтобы она стала ещё светлей и краше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В результате проведение классного часа в форме дискуссия с демонстрацией государственной символики России, ожидается:

1. В колледже, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе студента:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание студентами высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Данная работа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Пчелов Е.В. «Государственные символы России - герб, флаг, гимн»: учебное пособие. -М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2004.

  2. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. «Государственная символика России. История и современность»: Наглядное пособие. - М.: ЦНСО, 2005.









© 2010-2022