• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

Выступление на заседании педагогического совета по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» предлагает рассмотреть объект оценки метапредметных результатов, оценку планируемых результатов, оценка личностных результатов, организацию накопительной системы оценки (портфолио), итоговую оценку выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию. Важно помнить, что оценив...
Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.







Учитель: высшей квалификационной категории

Бессчетнова Т. В.












Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки планируемых результатов освоения ООП НОО, которая является неотъемлемой частью обеспечения качества образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Слайд №2

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.





  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.




  • В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте

  • принцип распределения ответственности между различными

  • участниками образовательного процесса. В частности,

  • при выполнении проверочных работ должен соблюдаться

  • принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.












Слайд №3

В основе системы оценивания образовательной системы «Гармония» в начальной школе МБОУ СОШ №11 используются различные виды оценки результатов освоения ООП НОО:

  • преимущественно внутренняя оценка (выставляемая педагогом или школой.);

  • самоанализ и самооценка обучающихся.

  • портфолио, выставки, презентации;

  • анализ письменных ответов, тестов и работ обучающихся

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты её не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

Слайд №4

В МБОУ СОШ №11 система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения ООП НОО по следующим критериям:

  1. Оценка планируемых предметных результатов.

  2. Оценка планируемых метапредметных результатов.

  3. Оценка планируемых личностных результатов.

  4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.

1) Оценка планируемых предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому при оценке предметных результатов основную цен­ность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учеб­ных ситуациях, а способность использовать эти знания при ре­шении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Слайд №4

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе стартовой диагностики, текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к дальнейшему обучению.

В этом году стартовая диагностика показала:

Техника чтения - чтение слогов - 10

Чтение слов - 15

Чтение текстов (несколько предложений) - 4 человека

Не знает букв - 1человек

Математика - справились полностью с заданием - 4человека

80% задания -половина писавших работу

60% задания -остальные



В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого обучающегося к усвоению нового материала.

Стартовую диагностику проводят учителя в начале учебного года. Особенно волнительна она для учащихся (и учителей) 5 классов. В этом году был проведен контроль в форме теста.

Слайд № 4

Текущий контроль предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). С целью проведения текущего оценивания используются следующие методы оценивания: наблюдение, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.

Слайд № 5

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно использовать листы индивидуальных достижений, где фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.

Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к содержанию образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.

Слайд №6

Так для букварного периода лист индивидуальных достижений может выглядеть следующим образом.

Слайд №7 диагностика всех обучающихся данного класса

Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть во всех классах начальной школы

В начальной школе проверяется не только навык чтения, но читательские умения:

понимание (сознательность чтения), правильность, способ чтения,

темп, выразительность.

Под техникой чтения понимается способ, темп чтения и его правильность.

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить 5 раз в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце каждой четверти. Такой подход позволяет увидеть степень продвижения обучающегося в овладении техникой чтения на протяжении основных этапов обучения в течение года и по классам.



Слайд №8 нормативы по технике чтения

Вместе с тем, необходимо помнить, что темп чтения каждого ребёнка индивидуален. Это может зависеть от многих физических и социальных показателей. Необходимо помнить, что для восприятия слушателями смысла прочитанного текста, темп чтения читающего не должен превышать более 85 слов в минуту (из Требований для дикторов телевидения и радио).

Слайд №9 листок достижений русский

Слайд №10 оценочный листок по русскому языку

Слайд №11

При оценке предметных результатов в 1-ом классе исключается система отметочного оценивания, использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку.

Широко используется метод поощрения.

ПООЩРЕНИЕ Слайд №12, 13, 14,15 (фото)

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты - «Хорошо» и т.д.

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Для оценивания каждым обучающимся его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа.

Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от обучающихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования предметных умений и понятий (например, после самостоятельной работы).

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_______________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось_____________________________________

Я думаю, это потому что ____________________________________________

Самым интересным было _____________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя___________________________________

Такой самоанализ проводится в начальной школе в устной форме.

Слайд №16 , 17, 18,19

Самоконтролю и самоанализу учащиеся начальной школы учатся с 1 класса. Помогает метод

Слайд №16 «Светофор», «Оцени себя сам» (в прописях), где учащиеся приобретают умение оценивать свою работу по заданным учителем критериям

Слайд № 17 «Лесенка» ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

Слайд № 18-19 «Волшебная линеечка» - учит соотносить свою оценку с оценкой учителя;

на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

Слайд № 20 «Знаки + - ?» формирует прогностическую оценку

Оценка достижения предметных результатов обучения со 2 класса ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ - по русскому языку, математике.


2) Оценка метапредметных результатов

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса − учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

Слайд № 21

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. (Учиться это означает способность к саморазвитию и самосовершенствованию).

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как

решение задач творческого и поискового характера,

итоговые проверочные работы по предметам

комплексные работы на межпредметной основе,

мониторинг сформированности основных учебных умений.

ИТАК НОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ:

  1. Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий

  2. диагностика результатов личности развития

В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стан­дартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слы­шать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Слайд № 22

Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.

Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

Они строятся на основе несплошного текста , к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 - 7 дополнительных заданий.

Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения - русский язык, чтение, математика.

Дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений, более активного привлечения личного опыта.

Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно - они выполняются детьми только на добровольной основе.

Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка.

С помощью этих работ оценивается:

  • В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ

    • техника и навыки чтения

          • скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;

          • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);

          • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;

          • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

        • культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);

        • читательский отклик на прочитанное.

В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)

        • целостность системы понятий (4 кл.);

        • фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;

        • разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);

        • разбор предложения по частям речи;

        • синтаксический разбор предложения;

        • умение строить свободные высказывания:

        • словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);

        • предложения

            • связный текст (начиная со 2-го класса )

        • сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);

        • объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);

  • В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)

        • умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;

        • умение рассуждать и обосновывать свои действия


  • В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

        • сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий

        • объекты живой и неживой природы;

        • классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;

        • распознавание отдельных географических объектов;

        • сформированность первичных предметных способы учебных действий

        • навыков измерения и оценки;

        • навыков работа с картой;

        • навыков систематизации;

        • сформированность первичных методологических представлений

        • этапы исследования и их описание;

        • различение фактов и суждений;

        • постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Слайд № 23

3) Оценка личностных результатов

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса − учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:


Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

По результатам накопительной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

  • о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно­познавательных и учебно-практических задач;

  • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности − мотивационно-смысловой, познавательной, волевой саморегуляции.

В планируемых результатах, описывающих группу личностных результатов , от­сутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что лич­ностные результаты выпускников начальной школы в пол­ном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограничен­ная оценка сформированности отдельных личностных результа­тов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и за­щиты интересов ребенка, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безо­пасности и эмоциональному статусу учащегося.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся. Такая оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов или администра­ции и при согласии родителей) и проводится психологом, име­ющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Слайд № 24-25

IV Организация накопительной системы оценки. Портфолио.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося.

Слайд № 26

Рабочий Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся,

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность

Слайд № 27,28,29

В портфолио обучающихся начальных классов МБОУ СОШ №11 включены следующие материалы:

«Кто я и чего хочу» − часть личностных результатов (страницы портфолио, на которых указаны краткие сведения об обучающимся − формируются самим учеником совместно с родителями).

«Чему я научился на всех предметах» − метапредметные результаты (часть раздела, пополняемая учителем и обучающимся − данные входных и итоговых работ, коммуникативные УУД, отзывы о прочитанных книгах, материалы надпредметных проектов, участие в общественной работе и т. д).

«Чему я научился на разных предметах» − предметные результаты (выборки детских работ, листы самооценки предметных достижений и т.д.

«Достижения вне учебы» − личностные результаты» (творческие работы обучающихся, грамоты, сертификаты, дипломы, отзывы и пожелания и т.д.).

Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

По результатам накопительной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

  • о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно­познавательных и учебно-практических задач;

  • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности − мотивационно-смысловой, познавательной, волевой саморегуляции.

V Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию

Промежуточные итоговые отметки в баллах выставляются за каждую четверть (2−4 классы). В конце учебного года во 2−4 классах выставляются итоговые отметки.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 %заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

Материал к выступлению на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

© 2010-2022