Внеклассное мероприятие Через года помните

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Серафимовичский район

Волгоградская область


Конспект мероприятия

«Через года - помните!»


Внеклассное мероприятие Через года помните







Выполнила: Самиддинова Н.В.

учитель музыки первой категории




х. Горбатовский

Конспект внеклассного музыкально - литературного мероприятия

Тема мероприятия: «Через года - помните!»

Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, через знакомство музыкальных произведений посвящённых Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1. Показать, как в произведениях искусства изображается сила и мощь советского народа, победившего фашизм.

  2. Развивать чувство гордости за свой народ.

  3. Стимулировать творческую активность детей.

  4. Углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне, способствовать расширению их информационного кругозора.

  5. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.

Возраст учащихся: 10 -15 лет.

Оборудование: музыкальный центр, D - диски, фортепиано, гитара, компьютер, проектор.

Музыкальный материал:

Д. Шостакович, «Симфония № 7. Ленинградская» 1 часть (эпизод нашествия);

С. Прокофьев, хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»;

«Священная война», муз. А Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача;

«До свидания, мальчики», Б. Окуджава;

«Мы за ценой не постоим» (из к/ф «Белорусский вокзал»), Б. Окуджава;

«Хатынь» песня - баллада И. Лученко, в исполнении ансамбля «Песняры»;

«Баллада о Тане Савичевой», муз. Е. Доги, сл. В. Гина;

«Бухенвальдский набат», муз В. Мурадели, сл. А Соболева;

А. Моцарт, «Лакримоза»;

«Солнечный круг», муз А. Островского, сл. Л. Ошанина.







Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам надо, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.

М. Исаковский

Ход мероприятия

Учитель музыки: - Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что в этом году наш народ отмечает великую дату, 70 - лет со дня победы над фашизмом. И мы собрались, чтобы провести мероприятие, где поговорим с вами о песнях и скульптурных памятниках, посвященных событиям Великой Отечественной войны.

Слайд 1.

Учитель читает стихотворение С. Щипачёва «Потомкам».

Вас нет ещё: вы - воздух, глина, свет;

О вас, далёких, лишь гадать могли мы, -

Но перед вами нам держать ответ.

Потомки, вы от нас неотделимы.

Был труден бой.

Казались нам не раз незащищенными столетий дали.

Когда враги гранатой били в нас,

То и до вас осколки долетали.

1 ведущий: 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении между Германией и СССР, немецко - фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.

Слайд 2.

Звучит «Эпизод нашествия» из I части Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Учитель музыки: Так начинается тема войны, в седьмой симфонии Шостаковича. Она возникает неожиданно, с шёпота барабанов, и под этот барабанный бой какая - то дудка начинает тихонько наигрывать простую и незамысловатую, шутовскую и страшную мелодию. В статье о симфонии замечательный писатель и журналист Евгений Петров писал: «Эта тема обрастает железом и кровью. Какое - то страшное чудовище, неспособное мыслить и чувствовать, идёт по человеческим костям. Кажется, что нет силы, которая могла бы его остановить…»

1 чтец.

Всё кончилось разом - прошла непогода

По нашему краю родному.

Враги налетели - людей полонили,

И руки и ноги скрутили.

Озёра и реки они помутили,

И небо они закоптили.

Учитель музыки: Никогда не угаснет чувство ненависти к фашизму, стремившемуся поработить полмира. Весь наш народ поднялся на защиту Родины. Стали создаваться песни, стихи, плакаты, призывающие на борьбу с фашизмом.

2 ведущий: В первые часы войны по радио зазвучал хор Сергея Прокофьева «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».

Слайд 3.

Звучит фрагмент хора «Вставайте, люди русские».

1 ведущий: А через несколько дней появилась песня композитора А. Александрова на стихи Лебедя - Кумача «Священная война».

2 ведущий: На Белорусском вокзале перед бойцами, отбывающими на фронт, выступал Краснознамённый ансамбль. Когда прозвучала песня «Священная война», все бойцы встали. Пять раз требовали повторить песню.

1 ведущий: «Священная война» ежедневно звучала по радио, её пели солдаты и труженики тыла. В песне слились гнев народа, его ненависть к фашизму и решимость вступить в борьбу за Родину.

Слайд 4.

Слушание песни «Священная война».

2 чтец.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое - Родина.

Горе твоё - это наше горе, Родина.

Правда твоя - это наша правда, Родина.

Слава твоя - это наша слава, Родина!

2 ведущий: Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Силы свои и кровь свою, капля за каплей, отдадут за счастье народа и горячо любимую Родину.

Слайд 5.

Слушание песни «До свидания, мальчики».

Учитель: Война, сколько жизней она унесла, жёны не дождались своих мужей, сёстры - своих братьев, матери - своих сыновей и дочерей.

Разыгрывается сценка: ученик разворачивает солдатский треугольник и читает письмо:

«Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь - жизнь… Нам всем казалось, что мы всё понимаем. Мы и понимали головой. А теперь я понимаю сердцем. Очень горько не слышать, как твоя дочь начинает разговаривать… Расскажи ей, что её отец воюет за то, чтоб ей на свете светло было».

Исполнение песни «Мы за ценой не постоим» из к/ф «Белорусский вокзал».

Учитель: Фашизм - страшное порождение человеческого разума. По плану «ОСТ» Гитлер хотел не просто разгромить Россию, но и уничтожить русский народ как нацию, превратить его в примитивных, расово неполноценных, тупых людей. Фашисты творили страшные зверства: набивали матрасы волосами сожжённых узников или забавы ради делали абажуры для ламп и портмоне из человеческой кожи, складывали пирамиды, подобно Тамерлану, но из человеческих костей и пепла.

Этот пепел, который разносится с ветром,

Был глазами, смеялся и плакал порой.

Был губами, улыбкою, музыкой, светом,

Поцелуями был этот пепел седой.

1 ведущий: Эти слова написаны на мемориале «Хатынь». Ни на одной, даже самой подробной географической карте вы не найдёте сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами 22 марта 1943 года. 2 ведущий: Всё население Хатыни, от мала до велика - стариков, женщин, детей - выгнали из домов и согнали в колхозный сарай, который подожгли. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16 - летнего возраста.

1 ведущий: Лишь двое детей, находившихся в сарае, остались живы: семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский.

Учитель: Единственный взрослый свидетель трагедии, 56 - летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный. Ему пришлось пережить ещё один тяжёлый удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги.

Папа, это я…

Сынок, Адаська, мальчик мой родимый!

Взял на руки его, Адам спросил:

Ядвига, мама, где они - живые?

Вздохнул, обмяк и руки опустил.

Обвисли руки - синие, худые.

Вот вышел с ним отец на свет.

Вот так они стоят на пьедестале.

Вглядись - отец и воин, и поэт.

Чтоб души клокотать не перестали.

Мальчик скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» - «Непокорённый человек».

На месте сожжённых хат высятся печные трубы. На них бронзовые колокола. Их 26. Печальный трезвон колоколов звучит как напоминание об ужасных днях 1943 года. Это Хатынский набат.

3 чтец.

Вновь иней на деревьях стынет,

По синеве, по тишине,

Звонят колокола Хатыни

И этот звон болит во мне.

Пред симфонией печали

Молчу и плачу в этот миг,

Как дети в пламени кричали,

И до сих пор не смолк их крик.

Над белой тишиной Хатыни

Колокола, как голоса

Тех, что ушли в огне и дыме за небеса.

Учитель: Молодой композитор Игорь Лученко отразил тему трагедии Хатыни в музыке.

Слайд 6.

Слушание песни - баллады И. Лученко «Хатынь»

в исполнении ансамбля «Песняры».

На стене мемориала высечены слова: «Люди добрые, помните: мы любим жизнь, любим Родину и вас, дорогие. Мы сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтоб нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

2 ведущий: Там, где была смерть, победила юность, это нам говорит памятник «Цветок жизни», пробиваясь сквозь камни и устремляясь ввысь. Он высечен в виде каменного цветка, на лепестках которого изображено лицо улыбающегося мальчика и высечены слова «Пусть всегда будет солнце». Памятник входит в состав мемориального комплекса, есть здесь аллея Дружбы и траурный курган «Дневник Тани Савичевой».

1 ведущий: Мемориальный комплекс «Цветок жизни» создан на 3 - м км легендарной «дороги жизни» в Санкт - Петербурге в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

2 ведущий: Несмотря на все трудности блокады, дети продолжали учиться. Многие из них тушили «зажигалки», дежурили на крышах домов. Некоторые дети пробирались на фронт, уходили в партизаны. Дети были самым ценным грузом «Дороги жизни», по которой их эвакуировали из Ленинграда.

Слайд 7.

Слушание песни «Песня о Тане Савичевой».

Учитель: Страшное слово - «война!» За ним разрушенные города, горе, слёзы, смерть, а ещё миллионы людей, в том числе стариков и детей, погибших мучительной смертью в фашистских лагерях смерти.

1 ведущий: Недалеко от города Веймара в 1937 году был создан фашистский концентрационный лагерь Бухенвальд. Там содержали военнопленных разных национальностей, насильно вывезенных в Германию.

2 ведущий: В Польше вблизи города Освенцим во время войны также был создан лагерь смерти - Освенцим. Приспособление для пыток, мрачные печи крематория, кучи обуви, среди которой много детской - всё это взволновало композитора.

1 ведущий: Сильное впечатление композитор получил от того, что увидел в одной из камер. Это огрызок карандаша и жёлтая обёрточная бумага, на которой узник Освенцима перед самой смертью писал симфоническую поэму, поэму о жизни и свободе. Но поэма так и осталась незаконченной.

Учитель: «Мне захотелось подхватить, как эстафету совести, вспоминал позднее Мурадели, - эту песню павшего смертью храбрых композитора - антифашиста». И когда Мурадели прочитал взволованные, страстные стихи Александра Соболева, опубликованные в газете «Труд», он понял, что нашел именно то, что искал.

Слайд 8.

Исполнение песни «Бухенвальдский набат».

- Подходит к концу наше мероприятие, и я хочу, чтобы вы помнили о тех, кто уже не придёт никогда, о тех, кто уже не споёт никогда, чтобы вы гордились своим народом, хранили мир, и не допустили, чтобы подобное, когда - ни - будь повторилось.

Давайте сегодня, зажжём свечи мира в память о тех, кто отдал свою жизнь в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 9.

Учащиеся поочерёдно зажигают свечи и ставят их на пьедестал.

Звучит «Лакримоза» А. Моцарта.

Читают ведущие:

В память тех, кто первыми принял бой, защищая наши границы.

В память погибших солдат на полях сражений.

В память замученных и погибших в концлагерях.

В память погибших в блокадном Ленинграде

В память погибших невинных стариков и детей.

Учитель:

Чтобы снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам надо, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.

4 чтец.

Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Пусть птицы щебечут и пчёлы гудят,

И дети на мирное небо глядят.

Пусть мирное солнышко утром встаёт

И мирных людей оно к счастью ведёт.

Учитель: Ребята, не забывайте те ужасы войны, которые пришлось пережить нашей стране, и помните: мир спас русский солдат! Я хочу пожелать вам, чтобы всегда над вами было мирное голубое небо и светило солнце. Давайте закончим наше мероприятие песней, которая у всех нас на слуху, песней «Солнечный круг». Написана она композитором Аркадием Островским и поэтом Львом Ошаниным в 1962 году.

Исполнение песни «Солнечный круг».

Учитель: Спасибо за внимание!

Слайд 10.





Литература:

  1. Музыка в школе, 1/2013, О. В. Виноградова «Поклонимся великим тем годам».

  2. Музыка в школе, 1/2010, А. А. Захарова «Через года - помните!».

  3. Музыка в школе, 6/2010, А. Н. Семёнова, И. М. Борисова.

  4. «Музыкальное путешествие», 1970, Е. Л. Деттель.













© 2010-2022