Программа по военно-патриотическому воспитанию

Программа по военно-патриотическому воспитанию в начальной школе.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

городского округа Железнодорожный Московской области

__________________________________________________________________

ул. Новая, д. 34 8-495- 527-55-37

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома Директор МБОУ НШ № 13

__________ Морозова Н.А.

«___»_________2014г «____»___________2014г.








ПРОГРАММА


«Я - ПАТРИОТ РОССИИ»



(Срок реализации: 2014-2017 годы)


Составил: заместитель директора по ВР Лапшина Н.А.





Железнодорожный, 2014


Патриотизм - это не только постоянное ощущение неразрывной связи со своей землей, но и, прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое, благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями.

В. Распутин

Пояснительная записка

Развитие российского государства и общества, модернизация общего

образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».

Военно-патриотическое воспитание -это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего Отечества. Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни грустно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут отыскать свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, сгусток которых год от года растет. Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве в семье и закрепляются в школьные годы. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти. Следовательно, положение в обществе отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении.

Военно-патриотическое воспитание -образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально -психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников в нашей школе - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива нашего учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.

Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Система военно-патриотической работы в МАОУ СОШ №14 включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность нашей школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

1.Цель программы

Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно -нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества.

2.Задачи программы

2.1.Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших

ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений

реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве

определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2.2.Познаниеучащимися историко-культурных корней, осознание

неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование

гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и

исторической ответственности за происходящее в обществе.


2.3.Формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки

политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве,

гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и

выполнению конституционного долга

2.4.Формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей

служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение

русской военной истории, воинских традиций.

2.5.Пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к

героическим деяниям предков и их традициям.

2.6.Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости,

выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе

занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения

отечеству и готовности к защите Родины.

3.Ожидаемые результаты освоения программы

3.1.Степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего

гражданского и патриотического долга;

3.2.Проявление гордости за своё Отечество. За символы государства, за свой

народ;

3.3.Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего

народа;

3.4. Умение сочетать общественные и личные интересы;

3.5.Присутствие толерантности у учащихся;

3.6.Нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям,

любовь к школе;

3.7.Внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда.

4.Основание для разработки программы

  • Конвенция ООН о правах ребёнка

  • Конституция РФ

  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"

  • Закон РФ "Об образовании"

  • Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010No 795)

  • Долгосрочная целевая программа Московской области «Патриотическое воспитание и подготовка молодёжи к военной службе на 2012-2015 годы»(постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 г. No 924/35).







4.Основные направления реализации Программы

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех учащихся школы - с 1 по 4 -е. классы.

4.1.Система мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:

  • развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

  • изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

  • воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

  • воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

  • формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

  • изучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество;

  • развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

  • организация встреч с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны;

  • создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором растет ученик;

  • демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;

  • посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

  • формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьбы с шовинизмом, экстремизмом;

  • поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм.

4.2.Развитие методических основ патриотического воспитания:

  • разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;

  • изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику.

4.3.Координация деятельности общественных организаций в интересах патриотического воспитания

  • создание условий для участия общественных организаций и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию;

  • совместная работа с членами Управляющего Совета родительского комитета;

  • активизация участия учреждений культуры, общественных организаций (объединений) в шефской работе.




5.Формы работы, используемые при реализации программы

  • Учебные занятия;

  • Внеклассные мероприятия: смотры, конкурсы; выставки; мероприятия,

посвящённые важным историческим датам; деловые игр и круглые

столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины, коллективные

творческие дела;

  • Митинг - реквием;

  • Музейная работа;

  • Военно-спортивные состязания;

  • Встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;

  • Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.

6. Сроки реализации программы

Сроки реализации программы с 2014 по 2012017годы


















7. Мероприятия по реализации программы


№п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Тематические классные часы

В течение учебного года

Уроки Мужества

В течение учебного года

Уроки России

В течение учебного года

Уроки Памяти

В течение учебного года

Конкурсы рисунков на военную тематику

В течение учебного года

Конкурс Боевой Листок

Февраль, май

Смотр строя и песни

Февраль

Фестиваль военной песни

«Когда поют солдаты»

Февраль, апрель

Фотоконкурсы

В течение учебного года

Конкурсы чтецов

Февраль, май

Праздник

«Посвящение в первоклассники»

Ноябрь

Встреча с ветеранами войны и труда

В течение учебного года

Акции «Подарок ветерану»

Участие в спортивных соревнованиях

В течение учебного года

Читательская конференция

«Поклонимся великим тем

годам»

В течение учебного года


Литературно -музыкальные композиции «Звезда памяти светят нам»

Март

Парад Победы

Май

Экскурсии по музеям

«Не забыть нам этой

даты»

В течение учебного года

Торжественные линейки, посвященные Дню Знаний

Сентябрь

Дни воинской славы.

В течение учебного года

Тематические классные часы, беседы на военно -патриотическую тематику.

В течение учебного года

Радио передачи

В течение учебного года

Игра - путешествие «Много в армии профессий»

Февраль

Спортивные соревнования Веселые старты

В течение учебного года

Конкурс Плакатов

В течение учебного года

Конкурс проектов «Моя семья в годы Великой Отечественной», «Я помню и горжусь»

В течение учебного года

Дискуссия « Что есть долг»

Январь

Тест « Знаешь ли ты Конституцию?»

Ноябрь

Познавательно-деловая игра

« Откуда есть пошла Русская земля»

Декабрь

Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма

Апрель

Викторина«Героические страницы нашей истории»

Март

Проведение операции «Забота»

- поздравление ветеранов Великой отечественной войны и труда

-поздравление неработающих учителей-педагогов с днём учителя

- поздравления с 23 февраля участников региональных и локальных военных конфликтов

В течение учебного года

Проведение месячника, посвященного государственной символики

апрель

Встречи с почетными гражданами города

В течение учебного года

Методическая работа

Проведение:

  • тематических педагогических советов,

  • заседаний ШМО классных руководителей по вопросам патриотического воспитания

  • круглых столов

  • совещаний коллектива

Освещение опыта работы в средствах массовой информации

Накопление методической копилки

( разработки сценариев классных часов, бесед, внеклассных мероприятий)

Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнований

Разработка сценариев общешкольных мероприятий

Организация подписки на периодические издания


© 2010-2022