Система качества мониторинга образовательного процесса

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система мониторинга качества образовательного процесса

Система мониторинга качества образовательного процесса
Современная школа, беря на себя ответственность за происходящее в своем социальном окружении, старается формировать ответственно-демократический стиль социальных отношении, когда управленческие решения принимаются коллегиально, с учетом социальных условий и возможностей, а ответственность за их исполнение возлагается на всех субъектов образовательного процесса. Традиционная закрытость системы образования для участия в управлении ее деятельностью негосударственных структур сменяется переходам к общественно-государственным формам управления качеством образовательной деятельности. В немалой степени этому способствуют попытки организации системы мониторинговых отношений между государством, обществом и школой по поводу качества образовательного продукта и стратегического планирования развития системы образования в целом.
Определение ключевых параметров системы мониторинга
Мониторинг является важнейшим компонентом эффективного управления. Формирование единой непротиворечивой системы мониторинга образовательного процесса в школе является одной из основных задач при осуществлении стратегического планирования и управления по результатам деятельности.
К основным компонентам такой системы относятся объекты мониторинга, субъекты, его осуществляющие, а также методы и средства, обеспечивающие взаимодействие между ними.
Зачастую мониторинг качества образовательной деятельности в школе рассматривается не с позиций целей управления, а как форма получения, передачи и накопления информации, что препятствует его использованию как инструмента управления качеством.
Деятельность образовательного учреждения не может быть в полной мере эффективной без цельной многоаспектной системы отслеживания образовательных эффектов деятельности школы и качества ее продуктов. В особенности это касается деятельности сетевой школы как инновационной формы организации непрерывного образовательного процесса.
Для формулировки целей образовательного мониторинга следует определить, что понимается под качеством образовательного продукта. Если качественное образование имеет своим результатом согласованность и реализованность целей основных субъектов образования, то необходимо определить позиции основных субъектных групп образовательного процесса и явным образом представить их целевые установки.
В пределе существуют три позиции субъектов образования: заказчик, производитель и потребитель продукта. Если следовать традиционному представлению о наличии субъектных групп, то таковых можно выделить четыре: государство, общество, семья, школа. Попробуем соотнести их позиции по отношению к качеству образования. Государство, как и семья, и общество является основным заказчиком образовательного продукта, определяя его ключевые характеристики. Школа как государственная структура реализует позицию производителя продукта в интересах основного заказчика, в той или иной степени стараясь учесть интересы и других групп. Основным же потребителем продукта является в первую очередь семья (учащийся), а затем уже остальные заказчики. Для того чтобы определиться с целевыми установками мониторинга, необходимо более четко позиционировать основных участников образовательного процесса. Предположим модельно, что государство - заказчик, школа - производитель, семья (общество) - потребитель. Сформулируем возможные стратегические образовательные цели указанных субъектов:
Государство - реализация основных принципов государственной политики посредством выполнения государственных стандартов (в том числе и на условия деятельности);
Школа - управление качеством педагогической деятельности с целью наиболее эффективного выполнения требований заказчика и потребителя;
Семья (общество) - создание условий для самоопределения личности в существующем социокультурном пространстве, способной действовать на благо указанной группы.
Таким образом в перечне целей мониторинга имеем:
Оценка соответствия имеющихся условий и результатов образовательной деятельности требованиям государственных образовательных стандартов,
Оценка эффективности педагогической деятельности по достижению стратегических целей субъектов образовательного процесса,
Оценка востребованности полученного продукта потребителем, соответствия его характеристик ожиданиям.
Основными объектами мониторинга согласно целевому аппарату станут:
Условия образовательной деятельности (материально-техническая база, кадровый потенциал, наличие органов взаимодействия субъектов образования и т.п.),
Уровень выполнения/освоения образовательных стандартов,
Особенности педагогической деятельности (используемые формы, методы и средства, их адекватность целям),
Характер использования результатов образования в процессе дальнейшей жизнедеятельности (организация собственной образовательной/производственной деятельности, реализованность образовательных намерений и т.д.).
Критериальное поле и формы организации системы мониторинга
Организовывать оценочную деятельность возможно по трем основным уровням:
уровень элементарных компонентов, результатом мониторинга на котором станет набор первичных данных являющихся составными частями объекта,
уровень комплексных характеристик, оценивающий взаимосвязи между полученными данными, определяющие соответствие объекта заявленным целям,
уровень социокультурной значимости - интегрированная характеристика объекта с точки зрения влияния его качественности на прочие объекты мониторинга и его роли в формировании целевых установок и позиций субъектов мониторинга.
На основании вышеизложенного представляется возможным сформировать матрицу мониторинговых процедур (процессуальных компонентов системы мониторинга), определяемых целями, уровнями оценки и субъектом мониторинга. На уровне государственного мониторинга (аудита) к таким процедурам могут относиться лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения, аттестация работников школы и ее выпускников. Во внутришкольный мониторинг кроме традиционных процедур, таких как учет образовательных достижений, оценка усвоения необходимых ЗУНов (освоения компетенций), оценка использования адекватных технологий, форм и методов организации образовательного процесса и управления, аттестация рабочего места и т.д., возможно включение различных форм мониторинга не ограничивающихся контролирующими функциями его субъектов (участие в квалификационных и экспертных процедурах, организация деятельности коллегиальных органов управления). Уровень же социального мониторинга может включать в себя участие в определении критериев оценки качества образовательной деятельности, подготовка публичного отчета о деятельности учреждения, функционирование органов общественного управления образованием.
Очевидно, что различные мониторинговые процедуры могут быть организованы и реализованы как субъектами государственного мониторинга, так и внутришкольного и социального. А их результаты могут быть интерпретированы в соответствии с целями, преследуемыми конкретными субъектами.
Критериальная база формируется на основании параметров, характеризующих объект на различных оценочных уровнях. Например параметрическая составляющая системы мониторинга образовательного учреждения может включать в себя следующие пункты:
полнота сформированности материальной базы;
системность в использовании средств обучения;
использование учебной базы для организации надпредметной деятельности;
адекватность отношений целям образования;
технологичность деятельности;
использование рациональных организационных форм;
характер участия в развитии образовательной системы;
особенности участия в образовательной аттестации;
особенности организации профессионально-образовательной деятельности;
образовательная активность и т.д.
Указанные компоненты конкретизируются в соответствующих показателях и критериях оценки:
Специфика деятельности органов, осуществляющих мониторинг, закрепляется в соответствующих положениях об этих управленческих структурах.
Кроме традиционных форм организации мониторинга таких как проведение контрольных срезов, инспекций, экспертиз, возможен и нестандартный подход к выполнению такого рода деятельности. К наиболее перспективным формам относятся различного рода смотры, конкурсы мастерства, общественные сходы, приобретающий все большую значимость публичный отчет образовательного учреждения.
Особенностями перечисленных форм организации мониторинга является их открытость, конкурсный характер процедур, ориентированность на конкретный, однозначно интерпретируемый результат. Кроме того, такие формы организации мониторинга позволяют создавать интегрированные управленческие структуры (сети), вторичной функцией которых будет, в том числе, и развитие образовательного пространства муниципалитета.
Таким образом, эффективная система мониторинга, действующая на принципах открытости, разноуровневости и субъектности образования и его результатов позволяет как организовать эффективное управление качеством образования, так и сама выполнять определенные образовательные и системообразующие функции, способствуя укоренению таких норм взаимоотношений школы, власти и социума, которые станут основой участия всех социальных структур в комплексном развитии социально-образовательной среды, устраняя существующий разрыв в сфере общественных образовательных взаимоотношений.
Максим Пфафенрод



© 2010-2022