Конспект урока литературного чтения на тему В. П. Астафьев Капалуха (3 класс)

Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем (В. Астафьев).  Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать (В. Бианки).  «Природа – чудо из чудес. Сохранить это чудо для потомков – наш святой долг. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям…Помогать, не ожидая немедленной награды ». Д.Лихачёв Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном че...
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 3 «А» Предмет: литературное чтение Дата: 20 марта Урок:

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».

Цель: формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора

Задачи:

Предметная: организовать деятельность учащихся

Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных

Познавательная:

  • Создать представления о новом разделе

  • Совершенствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.

  • Формировать учебную самостоятельность;

Регулятивная:

Умение:

- работать по предложенному плану

- формулировать цель урока, делать выводы

Коммуникативная:

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностная:

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с творчеством Астафьева

- учебник 3 класс. - М.: Издательский центр

- компьютер учителя;

Ресурсы: выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»school-collection.edu.ru


Ход урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Самоопределение

к деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

У: - Давайте настроимся на работу и проговорим:

Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ответы детей

Положительный настрой на урок.

II.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: контроль, коррекция

Познавательные: умение структурировать знания

Чтение дополнительной литературы.

Пересказ друг другу.

Проверка дом. зад.

Соблюдение при подробном пересказе логической последовательности и точности изложения.

План

1. Жучка - любимица ребят.

2. Злой поступок надзирателя.

3. Страшный приговор.

4. Исполнение приговора.

5. Бессонная ночь.

6. Счастливая встреча.

Самоопределение к деятельности

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать.

Глаза, чтобы видеть.

И сердце, чтобы все это понять.

? Назовите эту Зеленую страну. (Лес.)

? А помогут нам все это увидеть и услышать рассказы Виктора Петровича Астафьева, прочитав которые, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали.

Назовите тему урока

Высказывания предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.


III.Постановка учебной цели и задачи

IV.Физминутка.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Коммуникативные: сотрудничество

Познавательные: умение структурировать знания

У: Какая будет цель урока?

Обнаруживают затруднение

Формулируют тему урока.

Устанавливают цель.

Пути ее достижения-задачи.

V. «Открытие» новых знаний детьми.

Познавательные: умение структурировать знания

личностные: действие смыслообразования

коммуникативные: сотрудничество

Регулятивные: планирование прогнозирование

Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

Сравнивают свои предположения с эталоном

Работа по иллюстрации.

Ответы на вопросы учебника.

Визуальное закрепление.

Читают данные из учебника.

Вносят дополнения

Работа в парах

VI.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

VII.Физминутка.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: умение управлять партнёром,

умение выражать свои мысли

Первичное восприятие.

Учитель читает рассказ. Книги открыты. Дети следят.

Проверка первичного восприятия

Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - боровая птица. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.

? Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

? Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

? О какой находке рассказывает автор?

Что чувствовали при чтении?

- Обоснуйте свои чувства.

Работа в парах, в группах.

Отчет о работе в паре группе.

Поиск информации.

VIII.Включение в систему знаний.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно строить речевое высказывание

Личностные: умение разрешать конфликты, управление поведением партнёра


  1. Словарная работа

Тайга - трудно проходимый лес

Просека - очищенное от деревьев место

Пастьба - место, где пасут скот

Валежник - сухие сучья, деревья

Папоротник - растения с крупными листьями

Черничник - заросли черники

Покоробленные - кривые

Редколапых

Пошевеливали

Зарождающимися

Напружены - напряжены

Альпийским - высокогорные


  1. Фронтальная работа. Ответы на вопросы.

- Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:

- Почему сердце автора забилось от испуга?

- Как выглядело гнездо?

- Почему дети не взяли яйца?

3 часть Чтение вслух.

- Что вас поразило, удивило в этой части?

- Какой матерью была капалуха?

- Кого она вам напоминает? Почему?

- Что испытала птица?

- Как об этом сказал автор?

4 часть Индивидуальное чтение.

- Что испытывали ребята?

Главное действующее лицо этого произведения?

- Какая главная мысль?

- Какой вывод вы сделали для себя?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: "Добра мать до своих детей, а земля до всех людей" с содержанием текста?

- Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

- Что значит быть добрым к природе?

- Вспомним слова М. М. Пришвина:

"Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".

Выполняют упражнение из учебника


Проверка с проговариванием.

Самостоятельная работа в парах

IX.Обобщение и систематизация знаний.


x.Рефлексия.

Регулятивные: прогнозирование

Коммуникативные: умение разрешать конфликты, управление поведением партнёра

Познавательные: применение методов информационного поиска, умение осознанно строить речевое высказывание

Личностные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: умение слушать одноклассников

У: Быстро пролетел урок

Подведём быстрей итог!

Какая была цель урока?

Достигли мы её?

Докажите?

Закончите урок фразой

Я понял…

Я узнал….

Я хочу узнать…

Я похвалил бы себя за…..

После урока мне захотелось….

- Что понравилось на уроке?

- Какая работа вызвала трудность?

Д/З-. читать

Проверка с проговариванием.



Ответы на вопросы, дают оценку своей работе, устанавливают места затруднений.

Науменко Н.Н., учитель начальных классов МОБУ «Новосергиевская СОШ №3» Страница 7


© 2010-2022