Практикум «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними». Д. Карнеги

Цели:

  • формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями;

  • поиск новых способов поведения в контактах с родителями;

  • приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Предварительная работа.

Проведение анкетирования педагогов и родителей.

Программа

  1. Психологическая зарядка.

  2. Упражнения «Мой взгляд на мои отношения»

  3. Упражнения «Работа с родителями»

  4. Деловая игра

  5. Анализ результатов анкетирования

  6. Упражнения «Шушаника Минична»

  7. Упражнение «Поймите меня правильно»

  8. Методика «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

  9. Упражнение «Как бы это сказать»

  10. Упражнение «Общение с родителями это...»

  11. «Обратная связь»

Психологическая зарядка.

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".

  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".

  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".

  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".

  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".

  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".

  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые мож­но разрешить.

Инструкция: «Нари­суйте себя и родителей своих воспитанников в виде правильных или неправильных геометри­ческих фигур».

Вопросы для обсуждения:

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, мо­жет быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

  • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

  • Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?

  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - фигуры, изобра­жающие родителей; почему?

  • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

  • Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

  • Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеаль­ные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

  • На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изоб­разить на рисунке, почему?

  • Какие свои сильные стороны в общении с роди­телями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

  • Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы ме­шают вам улучшить это?

УПРАЖНЕНИЕ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»

Цель: повысить мотивацию участников к работе в тренинге, подчеркнуть значение данной темы.

Содержание: участники делятся на три подгруппы. Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех кате­горий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведет­ся работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим роди­телям дошкольников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

"Деловая игра"

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск новых способов поведения в контактах с родителями.

Вопросы для 1 группы:

  1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

  2. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Вопросы для 2 группы:

  1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

  2. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для 3 группы:

  1. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

  2. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

УПРАЖНЕНИЕ «ШУШАНИКА МИНИЧНА»

Цель: отработать одну из техник запоминания имен.

Содержание: упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашива­ет своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый участ­ник должен ответить любой фразой, при этом обяза­тельно повторить услышанное имя собеседника. На­пример: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, краси­вое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шу­шаника Минична» задает вопрос своему соседу сле­ва: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.


УПРАЖНЕНИЕ «ПОЙМИТЕ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО»

Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

Содержание: перед началом упражнения тренер сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «ад­вокат» на практике. Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина -воспитателей детских садов. Группа ста­нет разыгрывать различные ситуации. Родитель при­дет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.

Далее тренер разбирает одну-две ситуации вместе с группой. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в группе друзей, по­этому он не хочет ходить в садик».

В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по дру­гой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» - это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем.

Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы при­шли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.». Затем тренер предлагает участникам приду­мать свои ответы.

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.

Методика проведения.

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".

  1. Вам предстоит беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

  9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?

  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.


Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

УПРАЖНЕНИЕ «КАК БЫ ЭТО СКАЗАТЬ»

Цель: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».

Техника «сэндвич» предполагает подачу информации по принципу: позитив - негатив - позитив.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЕМ - ЭТО...»

Цель: обобщать знания, полученные на тренинге.

Необходимо перечислить критерии эффективно­го общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например:

«о» - обаяние педагога,

«б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Упражнение «Пока горит свеча»

Участники делятся своими ощущениями, чувствами и мыслями после проведенного тренинга. Высказываются плюсы и минусы.



6


© 2010-2022