Программа воспитывающей деятельности Я - расту 1-2 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Программа воспитывающей деятельности

« Я расту»







Составила Демина Е.А.

учитель начальных классов

МОАУ «СОШ №7»

г. Новотроицка

2011/2012 учебный год















Пояснительная записка

Благодаря восприятию прекрасного в

природе и искусстве, человек открывает

прекрасное в самом себе.

В.А.Сухомлинский

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Воспитательная система - это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

Воспитательная программа составлена для учащихся с 1-4 классы.

  • 1 класс «Познай себя».

  • 2 класс «Я, семья и школа».

  • 3 класс «Я и окружающий мир».

  • 4 класс «Я и мой край».

Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.

Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива. Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.






Цели и задачи

воспитательной программы

Цель:


  • Создание условий для формирование жизнеспособной и успешной личности.

Задачи:

  • Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.

  • Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.

  • Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.


  • Ожидаемые результаты:

    • Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.

    • Овладение навыками нового вида деятельности - учения.

    • Формирование базовых учебных способностей.

    • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

    • Построение модели ученика начальных классов.

Взаимосвязь участников воспитательной системы


Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка школьников

Формы работы

Задачи работы

Способы работы

Коллективная

  1. Развивать и совершенствовать познавательную деятельность.

  2. Обеспечить условия для формирования коллектива класса.

  3. Воспитывать творческую самостоятельность, организованность.

1. Тематические утренники.

2. Сюжетные и ролевые игры.

3. Конкурсы, викторины.

4. Коллективные творческие дела.

5. Спортивные и интеллектуальные игры.

6. Работа в творческих группах.

7. Система часов общения.

8. Экскурсии.

9. Посещение театров и музеев.

10. Индивидуальные беседы со школьниками.

11. Посещение семей учеников классным руководителем.

Групповая

  1. Воспитывать способность к сотрудничеству.

  2. Развивать умение работать в группе.

  3. Формировать культуру общения со сверстниками и педагогами.

Индивидуальная

  1. Выявить способности каждого ребёнка.

  2. Оказывать помощь в конфликтных ситуациях.

Организационная работа по установлению эффективных связей между ребенком и социумом



Задачи работы

Способы реализации

  1. Развивать познавательные интересы учеников.

  2. Расширять знания детей об окружающем мире.

  3. Развивать творческое воображение учащихся.

  4. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство патриотизма.


  1. Экскурсии в музеи, выставочные залы.

  2. Посещение театров, кинотеатров.

  3. Проведение праздников.

  4. Встречи с интересными людьми.

Работа с родителями


Формы работы

Задачи работы

Способы реализации

Коллективная

  1. Согласовать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.

  2. Объединить коллектив родителей.

  3. Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей.

  4. Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей.

  1. Родительские собрания.

  2. Организация и проведение праздников и классных мероприятий.

  3. Совместная трудовая деятельность.

  4. Участие в творческих делах класса.

  5. Анкетирования.

  6. Дни открытых дверей.

  7. Работа родительского комитета.

  8. Групповые и индивидуальные консультации.

  9. Беседы.

  10. Посещение семей классным руководителем.

Групповая

  1. Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.

  2. Привлекать родителей к досуговой деятельности учеников.

Индивидуальная

  1. Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.

  2. Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей их ребёнка.

Тематика родительских собраний

Цель:

  1. Помочь родителям в воспитании и обучении своих детей.

  2. Активизировать родителей для участия в школьных и классных мероприятиях.

класс

Родительские собрания в начальной школе

1 класс

1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.

2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности).

3. Круг детского чтения.

4. Здоровый образ жизни школьника.

2 класс

1. Отметка - не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания.

2. Трудовое воспитание младших школьников.

3. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.

3 класс

1. Возрастные особенности младшего подростка.

2. Стимулирование школьников:" кнут или пряник"?

3. Место ребёнка в детском коллективе.

4. Детское лидерство.

4 класс

1. Как помочь ребёнку учиться.

2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

3. Как по-настоящему любить детей?

4. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения.

Тематика часов общения

класс

«Часы общения» в начальной школе

1 класс

1. Теперь я школьник, теперь я ученик.

2. Знакомство с правилами для учащихся.

3. Откуда пришла моя фамилия?

4. Мой знак Зодиака.

5. Знаменитые люди России.

6. Правильное питание - основа здорового образа жизни.

2 класс

1. Моя дружная семья.

2. Кем были мои прадеды?

3. Школа - мой второй дом.

4. Мой класс - мои друзья.

5. Моя семья - чудесное место для жизни.

3 класс

1. Учись учиться.

2. Наш семейный альбом.

3. История нашего города.

4. Широка страна моя родная.

5. Известные люди нашего города.

6. Какой (ая) Я в глазах одноклассников?

4 класс

1. Дружный класс как маленькая планета.

2. Если бы я был президентом.

3. Город, в котором я родился.

4. Города России.

5. Для меня Родина - это…

6. «Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)».

Направление «Я и моё воспитание»

Главные идеи:

  • Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.

  • Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.

  • Воспитание нравственной культуры.

  • Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.

Главная цель:

  • Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.

  • Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.

  • Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.

  • Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.

  • Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы.

  • Дискуссии по нравственной тематике.

  • Посещение театров и кинотеатров.

  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.

  • Изучение нравственного наследия.

  • Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

Направление «Я и моё здоровье»

Главные идеи:

  • Сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека.

  • Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.

  • Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.

  • Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

  • Учить детей рациональному правильному питанию.

  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

  • Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.

  • Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.

  • Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.

  • Содержательная сторона спортивных мероприятий и праздников.

  • Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.

  • Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.

  • Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.

  • «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

Формы внеклассной работы:

  • Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.

  • Спортивные соревнования в классе, школы, города.

  • Дни здоровья

Направление «Я и моё творчество»

Главные идеи:

  • Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

  • Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

  • Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

  • Формировать у учащихся культурного общения.

  • Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.

  • Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.

  • Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся.

  • Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.

  • Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.

  • Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.

  • Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.

  • Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.

  • Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.

  • Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.

  • Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.

  • Демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям.

  • Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.

  • Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:

  • Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.

  • Проведение праздников.

  • Конкурсы состязания талантов.

  • Чествование именинников, семей в которых растут таланты.

Направление «Я и моя семья»

Главные идеи:

  • Семья - основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;

  • Ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

  • Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;

  • Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  • Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

  • Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  • Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;

  • Создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

  • Создания благополучной среды общения «учитель - ученик - родитель»;

  • Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;

  • Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.

  • Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;

  • Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья - чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).

  • Спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья».

  • Праздники - Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.

  • Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.

  • Экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театров, викторины родителей и детей.

  • Дни открытых дверей.

Направление «Я и мои знания»

Главные идеи:

  • Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.

  • Интеллектуальные возможности - это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.

  • Воспитание интеллекта - это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.

  • Здоровый интеллект - это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

  • Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.

  • Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.

  • Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

Формы внеклассной работы:

  • Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.

  • Кружки по интересам в классе и в школе.

  • Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.

  • Создание в классе команд и проведение игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Лидер».

  • Экскурсии в музей, посещение выставок.







© 2010-2022