Классный час Семейные традиции. Семейные праздники

Классный час проводился в 8 классе. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью; уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, знанию своей родословной, семейным традициям, праздникам; Формирование положительного отношения, уважения к семьям  своих товарищей; Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей; развитие творческих способностей учащихся; формирование интереса к совместному творчеству детей и родителей.Вот такие цели были поставле...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ Мировская СОШ








Классный час:


«Семейные традиции.

Семейные праздники».






















Подготовила и провела

классный руководитель 8 класса

Шеменева Н. И.



Цель проведения мероприятия


  1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.

  2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.

  3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.

  4. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.

  5. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

План проведения мероприятия:

I. Введение.

1.Исполнение песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)

2.Исполнение учащимися песни «Родительский дом».

II. Что такое семья, дом?

1. Выступление классного руководителя.

2. Стихотворение- «В семейном кругу».

3. Этапы подготовки к классному мероприятию.

4. Стихотворение- «Как появилось слово «семья»?»

5.«Что такое семья?»- мнения уч-ся в сочинениях и анкетах-

обобщение.

III. Семейные традиции.

  1. Стихотворение- «Вчерашний день, минувший год».

  2. Генеалогическое дерево

а) определение понятия «генеалогическое дерево».

б) анализ составленных генеалогических деревьев учащихся

в) интервью с учащимися «как составлялось генеалогическое дерево и что получилось?»

г) «нужно - ли составлять генеалогическое дерево?» и советы и

выводы.

IV. « Кем я могу гордиться в моей семье? » - выступление учащихся

с отрывками из своих сочинений.

  1. «Мой прадедушка».

  2. «Папа - для меня все».

  3. «Мои дедушка и бабушка».

  4. «Моя мама»

  5. Мини-сочинения родителей о своих детях.

  6. Семейные династии.

  7. «Наши имена».

  8. «Загляните в семейный альбом».

а) стихотворение- «жизнь человека - только миг».

б) история традиции

  1. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах,

фотографиях.

10. Традиция проведения свободного времени в семье.

а) стих-е «Дом»

б) «тепло семейного очага».

в) Выступления учащихся с рассказами из своих сочинений

о проведении свободного времени в семьях.

11. Кулинарные традиции

а) Выступление учащихся-рассказы из сочинений

б) стих-е «Дом»

12. Семейные праздники

а) рассказы учащихся.

V Выводы

  1. Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции.

  2. Результаты анкетирования.

  3. Наш класс-это семья

а) наши традиции и праздники.

б) гостеприимство

в) для чего нужны семейные праздники?

г) цирковой номер

VI. Заключение

  1. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, собранные

учащимися.

  1. Строительство дома по кирпичикам » («Из чего состоит

дом?»)

VII. Приложение:

  1. Вопросы анкеты,

  2. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях.

  3. «Строительство дома по кирпичикам».

  4. «Домострой»

  5. «Слова великого Конфуция».

VII. Список использованной литературы.

Список использованной литературы:


  1. Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону,

«Феникс», 2003г.

  1. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005г.

  2. Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний»,

Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.

  1. Ковалева Н.В. «Родительские собрания в 5-7-х классах», Ростов-на-

Дону, «Феникс» 2003г.

  1. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.

  2. Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин

для учащихся 8-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.




Семейные праздники. Семейные традиции.

Изречения: (на доске)

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая

складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее

впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или

отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».

(А. Н. Острогорский)

«Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для

супружеского счастья и радости».

«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети».

(А.С. Макаренко)

«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на

защиту со стороны общества и государства».

( Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)

«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети

относились к тебе». (Сократ)

«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое

утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». (У. Фоскало)

«Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение

ближним».

«Семья-это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека».

А. С. Макаренко

«Если ты думаешь на год вперед, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетие вперед, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитаей человека».

(Восточный период)

I. Введение:

  1. Перед началом звучит фонограмма песни Ю. Антонова «Под крышей

  2. дома

твоего».

  1. Группа уч-ся исполняют песню «Родительский дом».

I. Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань - родительский дом.

Припев:

Родительский дом - начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

II. И пускай наше детство не кончится

Хоть мы взрослыми стали людьми,

Потому что родителям хочется,

Чтобы мы оставались детьми.

Припев:

III. Поклонись до земли моей матери

И отцу до земли поклонись.

Мы с тобою в долгу неоплаченном

Свято помни об этом всю жизнь.

Припев:


II. Основная часть: Что такое семья, дом?

  1. Сегодня мы встретились с вами, ребята, и с вами, уважаемые взрослые,

  2. чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье.

  3. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди,

  4. которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло

и физическая безопасность. Но почему, имел все это, многие люди, в том

числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно

все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост:

мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей.

Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал

себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные

люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы

благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив?

В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом.

И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим

теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые

близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.

Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом

и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка,

которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений:

стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести,

помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом

освещает подлинно счастливое детство.

2. «В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизни ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом».

  1. Этапы подготовки к классному часу.

Сегодня мы поговорим с вами также и о семейных праздниках и традициях.

Готовясь к классному часу, ребята получили задание написать сочинения

о своей семье и каждый выбрал себе разную тему: кто-то писал

о семейных праздниках, кто-то о любимых блюдах членов семьи,

о свободном времени - как они проводят его со своей семьей, кем

они могут гордиться и уважать в своей семье, что значит семья в жизни

человека. Мы провели анкеты среди учащихся и родителей, рисовали

рисунки, составляли родословную своей семьи, собирали фотографии,

семейные реликвии, вещи которые сделаны своими руками.

Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем

рассказать нашим гостям. Думаю, что им будет тоже интересно.

4.Так что же такое семья?

Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос мой, подруга моя...»

«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я»,

И так на земле появилась семья».

5.«Что такое семья?» - мнения учащихся в сочинениях и анкетах.

Ребята, как вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья-это те, кто дорог

вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели,

кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же ваши родные и

близкие вам люди- это ваша

семья. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым

важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих

сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало

всех начал». Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом,

обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из

поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается:

Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?


III. Семейные традиции.

1. Вчерашний день, минувший год

Не умирает в человеке.

Прошедший век - он в нашем веке

Еще звенит, еще поет.

Живут высокие веленья

Ума и сердца прежних лет,

Давнее участие, волненья

Еще отбрасывают свет.

2. Генеалогическое дерево.

а) Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать

о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить.

Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических

животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что

связывает нас со своими корнями».

И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в

них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. У кого-то на

дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше

всего родственников у Разуваева Н., немного поменьше - Паши Баранникова

и Кати Щеголевой.

б) Интервью.

сегодня мы хотим задать тебе Никита, несколько вопросов.

-:Никита, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно,

мне

интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое

дерево?

Никита: 32 имени.

-: Как долго ты работал над ним?

Никита: Несколько часов.

-: Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал?

Никита: Моя мама.-:

А как вам это удалось?

Никита: Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже

из других городов.

-: Интересно, а что дала тебе эта работа?

Никита: Было самой интересно, и другие родственники заинтересовались.

-: Здорово. Спасибо

.

Баранников П..: «А у меня 12 имен. Мне пришлось (постоянно) расспрашивать

маму и

папу, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнал много

интересного

о них».

Катя К.: «У меня 10 имён. К сожалению, больше не смогли вспомнить, но

хотелось бы

все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».

в) Советы и выводы.

Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого

уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои

работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое

дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из

поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция).

И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.


  1. «Кем я могу гордиться в моей семье?» - выступления учащихся

с отрывками из своих сочинений.

Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знамениты

предками. 219 ныне здравствующих потомков (Пушкинских) гордятся своим

великим предком А.С. Пушкиным.

И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями,

а были просто хорошими людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье.

О своих родных вы писали в сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими мыслями.

( Выступление учащихся)

4. Мини-сочинения родителей о своих детях.

Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными, писали о своей

любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению никто здесь не сказал,

а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь.

Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а ваши родители в

небольших сочинениях о вас написали следующее, и, может быть, вы отгадаете,

о ком идет речь. Я попросила родителей написать о вас и плохое, и хорошее.

1.

- «Моя дочь целеустремленная, если она захочет, то добьется всего, чего

захочет. Порой загорится какой - то идеей или делом, сделает и так же быстро

остывает. Но, что положительного и чем горжусь я, то это тем, что дело доводит

до конца. Потом берется за другое дело, причем абсолютно противо-

-положное предыдущему. Но думаю, что, чуть повзрослев, она все-таки

определится с одним делом».

2.

-«Мой сын не всегда внимательный, ему приходится говорить по 10 раз, забывает переодеваться после школы , но зато он помогает по дому, выносит мусор, любит убирать, сам встает утром и готовит себе завтрак. Помогает по дому.

3.

-«Моя дочь не всегда поддерживает порядок в своей комнате, многое

приходится напоминать по нескольку раз. Но я могу доверить ей младшую

сестренку. А еще хорошая помощница на кухне, летом в огороде ».

4.

- «Мой сын, по-моему, чересчур ленивый. Не очень хочет что-то делать по дому.

Ему бы в компьютер поиграть, да телевизор посмотреть. Но зато он очень

(для меня, во всяком случае) ласковый, при встрече поцелует, поинтересуется,

как прошел день, расскажет о своих проблемах».

5.

- «Мой сын не очень хорошо учится, сильно стесняется. Как матери мне

бы очень хотелось, чтобы он подтянулся в учебе. Я знаю, у него есть

способности, но ленится. Но он хороший помощник и мне и отцу. Что бы

не попросили, все делает без пререканий. Отцу помогает вместе с

братом - копают картошку, строят теплицы, зимой - уборка снега - это

их обязанность, кормят курей, убирают в сарае».

6.

-«Моя дочь хоть и ведет себя не так, как мне бы хотелось, но зато она

мне всегда посоветует, что-то поможет мне, когда я себя чувствую, она моя

маленькая подушечка, мне с ней легко и тепло и она иногда удивляет меня

своими шедеврами в выпечке. Мне это очень приятно. Спасибо тебе моя дорогая

синичка за то, что ты есть у меня!»

5. «Наши имена»

Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным

книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце,

когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из

членов семьи. Поднимите руку. Кого назвали в честь родственников.

( ответы учащихся)

( Презентация. Наши имена. Подготовила Кобзева Светлана).

6. «Загляните в семейный альбом».

Ребята , вы принесли сегодня альбомы. Как вы думаете, зачем мы собираем

и храним фотографии? Это также семейная традиция? (ответ: да)

а) «Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной».

«И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить».

б) С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел

фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла

в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют

память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда

люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные

вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы

были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен. Здесь у нас

представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводили конкурс

на самую интересную семейную фотографию.

7. Рассказы о старинных семейных предметах, фотографиях.

Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает

в квартире? (ответ: предметы, вещи)

Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны

с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается.

Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на

чердаке у бабушки, хранится

много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных

предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в

бабушкин сундук.

8. Традиция проведения свободного времени в семье.

Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск,

как заботится о престарелых родственниках.

а) Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Тогда эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

б) О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть

простой и понятной?

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами

чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение

этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно

только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов.

Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как

создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу

семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы,

праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.

в) Свободное временя в семье.

( Рассказы учащихся)

9. Кулинарные традиции.

Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим

столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете

были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая

брусника. Из напитков - пиво, квас.

Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших

столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей

семье блюду.

а) Даша

«По традиции мы каждую субботу лепим вареники, почти всегда с картофелем.

В лепке вареников принимает участие вся семья: мама, папа, я и младшая сестра.

Я очень люблю печь, поэтому в воскресенье я стряпаю всем известный медовый торт».


в)Паша

«А мы по традиции каждое воскресенье готовим салат «оливье». В нашей семье этот

салат любят. Лучше всех готовит мама. Недавно мама еще одно блюдо внесла в

нашу семью. Это печенье «Розочки».

Паша.:

«А я люблю помогать маме, когда она что-то печёт. У неё получаются очень

вкусные торты. Я люблю их украшать.»

б) «Дом- это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом»

10. Семейные праздники.

К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.

Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

а) Рассказы уч-ся.

- «Мы всегда встречаем Новый год вместе. Мы с папой наряжаем ёлку, а мама

готовит праздничный ужин, состоящий из любимых блюд всех членов семьи.

Потом я помогаю маме печь торты и

делать, разные салаты. Потом мы украшаем стол. Под бой курантов мы

загадываем желания и обмениваемся подарками, и от этого на душе становится

тепло и радостно, как будто попадаешь в какую- то сказку, где все хорошо

и прекрасно».

«Мне особенно нравится День рождения и Новый год. В эти праздники

вся семья собирается дома за столом, приходят гости. Мы придумываем

конкурсы, поздравления и проводим их. Праздники нужны людям, на празднике

человек отдыхает, веселится, забывает о грусти, печали. Чем больше люди

собираются вместе, общаются и веселятся, тем сплоченнее, добрее

и дружнее становится».

«В нашей семье все праздники любимые, но особенно Новый год и Дни рождения.

Вся семья собирается вместе: папа, мама, сестра, я и бабушка, и никто никуда

не уходим, и не старается уйти. Собравшись вместе, мы разговариваем

о разном , обсуждаем какие- то проблемы, незначительные.»

IV. Выводы:

  1. Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

  1. Результаты анкетирования.

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только

по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе

за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных

детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе

праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт.

Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло.

Но разве не стоят семейные

праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство,

что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!


  1. а) Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и

  2. относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается,

  3. то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны,

  4. получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется,

  5. что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

  6. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них - это чаепитие.

  7. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы хозяева - это наши гости, мы их приглашаем

  8. и угощаем.

б) Гостеприимство- это тоже добрая традиция (угощение гостей

приготовленными кондитерскими изделиями)

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать

из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас

был родной дом.

в)

Катя Щ. получила задание: найти пословицы и поговорки о семье, доме, родителях.

И сейчас она представит их вашему вниманию. (Катя зачитывает пословицы и

поговорки)

«Строительство дома по кирпичикам» - Из заранее заготовленных «кирпичиков»

уч-ся строят «дом»- см. приложение.

«ДОМОСТРОЙ» (Сильвестр)

эта книга посвящена русской семьи. Всякая благочестивая семья имеет в своем

основании три ипостаси: духовное строительство, строительство взаимоотношений

между членами семьи и экономическое строительство. Если хотя бы одному

из этих столпов не уделять внимание, дом (семья) «покосится».

В первой главе - «Наставление отца сыну».

18 глава касается непосредственно взаимоотношений между членами семьи».

Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем».

К чему же призывает автор книги Сильвер? «Любите отца своего и мать свою,

и слушайтесь их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и помощь

их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго

пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят

вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим,

и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проведя. Если же кто

осуждает или оскорбляет своих родителей, или проклят людьми; того, кто бьет отца

и мать,- пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютой смертью

от гражданской казни…

- Итак, на первом месте духовная жизнь семьи. Вот таков приоритет ценностей.

Это неизбежно накладывало отпечаток на другие составные «дома», на

взаимоотношения между членами семьи, ее экономическую жизнь.


Слова великого Конфиция:

«Если ты хочешь изменить государство начни с провинции. Если ты хочешь

изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы,

начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты

хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни

с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».




Анкета и результаты анкетирования:

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

1) хорошие -3) нормальные-

2) отличные - 4) не очень хорошие -

2. Считаете ли вы свою семью дружной?

1) да - 2) не совсем-

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

1) праздники - 5) праздники и поездки -

2) ужин в кругу семьи - 6) не знаю -

3) поездки - 7) выезд на природу, просмотр ТV,

ужин -

4) всё, многое -

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно - 4) когда как -

2) часто - 5) редко -

3) как получится - 6) всегда -

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

1) каждый занимается своим делом - 8) смотрим TV

передачи -

2) всё (всё понемногу, всем, много чем) - 9) общаемся -

3) обсуждаем учёбу - 1 10) вместе проводим

досуг -

4) занимаемся трудом и ходим летом на участок - 11) читаем -

5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы - 12) шутим,

смеёмся -

6) занимаемся семейно - бытовым трудом - 13) отдыхаем - ,

7) делимся впечатлениями - 1

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) редко - 2) иногда - 3) нет -

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) не знаю - 3) сами по себе - 5) непониманием -

2) ни чем - 4) не запоминаю -

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей

семье?

1) не знаю - 3) поговорить - 5) нет, никак -

2) примирение - 4) молчание -

9. Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов

родителей?

1) редко, иногда - 4) не ссорятся -

2) нет - 5) не знаю -

3) да - 6) частенько -

10. Как вы реагируете на семейные конфликты?

1) переживаю - 5) никак -

2) пытаюсь помирить - 6) становлюсь на сторону одного из

родителей -

3) безразлично - 7) переживаю, пытаюсь примирить -

4) не лезу не в своё дело - 8) не знаю -

11. Что можно сделать для укрепления семейно - бытовых отношений

и улучшения микроклимата в вашей семье?

1) не знаю - 4) учиться хорошо -

2) ничего - 5) они могут сами решить ссору -

3) быть идеальной дочкой - 6) много чего -



12.Что значит для вас семья? Какую роль она играет в вашей

жизни?

1) много для чего - 5) Это и есть моя жизнь -

2) большая, важная, главная, огромная - 6) для поддержки, общения,

и чтобы иметь

3) не знаю - близких -

4) Как для чего? Что за вопрос? -

13. Кого бы вы поставили на первое место в своей семье?

1) мама - 3) все одинаковые - 5) не знаю -

2) папа - 4) дедушка, бабушка -

14. Какая семья считается счастливой?

1) где есть взаимопонимание - 5) моя -

2) не знаю - 6) когда много друзей, денег и

нет ссор -

3) много вариантов - 7) где нет ссор -

4) где 1 или 2 ребёнка - 8) когда родители не пьют -

15. Надо ли наказывать детей?

1) иногда - 4) смотря за что -

2) нет - 5) если провинятся -

3) да - 6) За что? -

16. За что надо наказывать?

1) за враньё - 6) много за что -

2) за учёбу, поведение, враньё - 7) за провинности -

3) не знаю - 8) какая провинность, такое и

наказание -

4) за плохое поведение - 9) за то, что он курит или очень плохо

учиться -

5) за главное -

17. Как надо наказывать?

1) запретами - 5) запретами и морально -

2) морально - 6) в угол ставить -

3) не наказывать - 7) не знаю -

4) много способов -

18. Надо ли поощрять детей и за что?

1) да - 6) за помощь по дому -

2) за учёбу - 7) за учёбу и помощь по дому -

3) не знаю - 8) нет -

19. Я злюсь, когда…

1) нет ответа - 8) проигрываю в игры и ругают

ни за что -

2) я не злюсь - 9) получаю «2» и меня обижают -

3) меня злят - 10) начинаю злиться -

4) у меня ничего не получается - 11) меня не понимают -

5) меня достают - 12) я злюсь всегда -

6) на меня кричат - 13) я уезжаю -

7) родители ругаются - 14) мне мешают -

20. Я радуюсь, когда…

1) не знаю - 6) двойку не получу -

2) всё хорошо - 7) мне всё разрешают -

3) каникулы - 8) меня поощряют и вижу маму -

4) всегда - 9) отпускают куда-нибудь -

5) кто-то смешит - 10) разрешают допоздна смотреть

TV -


21. Какие фразы чаще всего употребляются в вашей семье?

1) Я это всё уже слышал, ты это говорил. - 7) не знаю -

2) О чём ты только думаешь? - 8) почти все -

3) Чем ты только думаешь? - 9) всякие -

4) Сколько раз тебе повторять? - 10) молодец! -

5) Не знаю, чтобы я без тебя делала. - 11) Ты просто

умница! -

6) Ну на кого ты похожа? А я в твоё время… 12) В кого ты уродился -

22. Какие должны быть родители?

1) хорошие - 7) не знаю -

2) добрые - 8) понимающие, добрые, умные, в меру

строгие -

3) понимающие - 9) строгие -

4) как мои - 10) добрые и непьющие -

5) добрые и понимающие - 11) добрые и нормальные -

6) какие есть -

23. Какими должны быть дети?

1) хорошими - 6) такими же, как родители -

2) нормальными - 7) послушными и умными -

3) послушными - 8) послушными, понимающими -

4) умными - 9) уважающими родителей -

5) не знаю - 10) не такими, как я -

24. В честь кого назвали детей в семье?-

25. Есть ли в вашей семье династии? Кто пошёл по стопам своих

родителей?-

Пословицы и поговорки о семье, детях и родителях:


  1. Семья воюет, один горюет.

  2. Семьёй и горох колотить.

  3. В семье и каша гуще.

  4. Коли у мужа с женой лад, не нужен и клад.

  5. Вся семья вместе, так и душа на месте.

  6. В недружной семье добра не бывает.

  7. В семье дружат - живут не тужат.

  8. В семье разлад, так и дому не рад.

  9. Семейное согласие всего дороже.

  10. Семейный горшок всегда кипит.


  1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

  2. Дети, что цветы: уход любят.

  3. Добрые дети - дому венец, а плохие дети - дому конец.

  4. За что батька, за то и детки.

  5. Изба детьми весела.

  6. И сова своих детей хвалит.

  7. Каковы родители, таковы и дети.

  8. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

  9. Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце.

  10. Своё дитя милее.

  11. Без матки пчёлки - пропащие детки.

  12. Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота.

  13. Без пригляду одни только муравьи плодятся.

  14. Детишек воспитать - не курочек воспитать.

  15. Детки - радость, детки ж и горе.

  16. Дитя хоть криво, а да отцу-матери мило.

  17. Дом с детьми - базар, без детей - могила.

  18. Дочерями красуются, сыновьями в почёте живут.

  19. Живы родители - почитай, померли - поминай.

  20. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

  21. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

  22. Мать кормит детей, как земля людей.

  23. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

  24. Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

  25. Отца и матери на всю жизнь не хватит.

  26. Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.

  27. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

  28. У кого детки, у того ягодки.

  29. Умел дитя родить, умей и научить.

  30. Яблоко от яблони недалеко падает.



© 2010-2022