Описание опыта классного руководителя

 «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей…»   Ш. А. Амонашвили Как же нужно было выстроить воспитательный процесс, чтобы мои воспитанники были именно такими, социально активными? Как создать такую систему воспитания в классе, которая бы представляла собой целостную и порядочную совокупность взаимодействующих компонентов и способствовала бы развитию личности в колл...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей…»

Ш. А. Амонашвили

В 2010 году я стала классным руководителем 5 класса. Изначально класс был сложным. В количественном составе преобладали девочки. Между девочками явно ощущалась конфронтация. Явных лидеров в классе не было. Между ребятами моего класса преобладали замкнутые приятельские отношения. Нередко, можно было услышать непозволительные интонации в разговорах друг с другом. В целом класс отличался отсутствием активности, инициативности, самостоятельности.

Между тем, начав общаться с ребятами более тесно, я пришла к выводу, что каждый учащийся моего класса - это личность. Личности разные, иногда своеобразные, со своими интересами и внутренним миром, со своим принятием или неприятием всех моих начинаний, со своей позицией и взглядами на все, что происходит вокруг. И я поняла, что моя задача - сделать так, чтобы каждый из моих воспитанников состоялся как личность творческая, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой.

Как же нужно было выстроить воспитательный процесс, чтобы мои воспитанники были именно такими, социально активными? Как создать такую систему воспитания в классе, которая бы представляла собой целостную и порядочную совокупность взаимодействующих компонентов и способствовала бы развитию личности в коллективе? Поэтому главной целью воспитательной работы в классе стало создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого ребенка, его успешной социализации в обществе.

Исходя из данной цели, определились основные задачи воспитательной работы:

  • создавать классный коллектив как воспитывающую среду, обеспечивающую социализацию каждого ученика;

  • совершенствовать коммуникативные и дружеские связи между ребятами, а также нравственные качества их личности;

  • воспитывать уважение к себе и окружающим (на основе взаимопомощи, толерантности и доброты);

  • развивать лидерские качества, самостоятельность, ответственность, социальную активность учащихся.

Так как, классный коллектив был для меня новым, я начала свою работу с изучения классного коллектива. Мною была проведена диагностика уровня развития классного коллектива (методика А. Н. Лутошкина), интересов учащихся (Анкета «Выявления интересов у учащихся») и социальной адаптированность школьников (методика для изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова), что позволило мне изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким и единым. По результатам диагностики выявилось, что коллектив больше всего подходил под ступень формирования, которая определена как «мягкая глина». Также с помощью методики для изучения социализированности личности учащегося мне удалось выявить проблему развития социальной активности учащихся моего класса, у них нет социально-значимого дела, полезного обществу. Анкетирования учащихся показало, что их интересы сводятся к мобильным телефонам, компьютеру, интернету.

К моменту проведения диагностики хотя и были заметны усилия по сплочению коллектива, но это были первые шаги. Не все сразу получалось, не было достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи учащихся и достижение поставленной цели, при проведении различных мероприятий, достигалось с трудом. Скрепляющим звеном на данном этапе была дисциплина и требования классного руководителя. Но, известно, что глина сравнительно легко поддается воздействию, из нее можно лепить разные изделия. В руках хорошего мастера (классного руководителя), этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие.

Среди большинства педагогических концепций педагогической поддержки саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самосознания школьников наибольший интерес у меня вызвала разработанная Германом Константиновичем Селевко технология саморазвития личности учащихся. Она основывается на том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных, но и других потребностей саморазвития личности. Потребность порождает мотив, мотив ведет к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т. е. развитие. Данная концепция близка мне как классному руководителю. И приемы этой технологии я стала использовать в своей работе. Первым что мне нужно было сделать - это побудить моих детей к действию, открыть в них хорошее и ценное, о чем они даже и не догадывались и научить их умению делиться этим ценным с окружающими. То есть нужно было найти средство мотивации учащихся к деятельности, к взаимодействию с социумом.

Осенью 2010 года, идя со школы вместе с ребятами, к нам обратилась ветеран труда Баранова Мария Федоровна с просьбой убрать дрова. Ребята тут же были согласны помочь. Они быстро справились с заданием, работали они очень дружно и слаженно. После выполнения работы Мария Федоровна напоила нас чаем, рассказав нам о своем детстве. Когда мы стали расходиться по домам, ребята еще долго были под впечатлением от выполненной работы и от услышанных историй. Так я нашла и для себя, и для своих детей Дело, которое объединило нас. Это добровольчество. Социально значимая добровольческая деятельность - это желание сделать окружающий мир добрее, изменить его к лучшему, помочь ближнему, возможность самореализоваться. Ведь помочь можно делом, словом и личным небезразличным отношением. А это значит, что через участие в социально значимой добровольческой деятельности научатся принимать решения и отвечать за свои дела и поступки.

Теперь необходимо было создать условия для самостоятельного выбора учащимися общего для класса дела, которое подготовить моих учеников к дальнейшей жизни, научить их общаться, сопереживать окружающим. Для этого мною в 5 классе проводились классные часы «Спешите делать добро», «И я могу быть волшебником», «Доброта спасет мир», беседы о милосердии и уроки добра «Кто, если не ты». Проведение данных мероприятий стало способствовать развитию у учащихся стремления совершать добрые и гуманные поступки. Так на 14 февраля мои ребята придумали дарить сердечки с добрыми словами педагогам, учащимся школы, обслуживающему персоналу, родителям, прохожим на улице. Сердечко, подаренное на улице с призывом по доброму относиться к друг другу, беречь и любить, вызывало улыбку на лицах прохожих. То есть мои ребята стали учиться делать добрые дела. К Барановой Марии Федоровне мы ходили и по праздникам и по будням, то есть мы стали шефствовать над ветераном труда. Так мы делали свои первые шаги в добровольчестве. Помогая Марии Федоровне по дому и в огороде мы работали дружной и веселой командой, когда мы к ней приходили мы успевали все - убрать в доме, в саду, принести дрова и воды, а потом Мария Федоровна проводила с ребятами интересные и очень нужные беседы.

И вот перед началом 2011-2012 учебного года мною была проанализирована работа за прошлый год и на основе анализа я выделила одно из важнейших направлений своей деятельности как классного руководителя - социального организатора - это усиление социально значимой добровольческой деятельности моего класса. Теперь оставалось настроить ребят на выбор данного направления. Организуя работу класса по планированию воспитательной работы, я начала с предварительной беседы с детьми. Сначала я предложила им написать анонимное сочинение, ответив на следующие вопросы: Что тебе нравиться в жизни своего класса? Что не устраивает? Чтобы ты хотел сохранить и что изменить? Ответы моих детей были такие: нравиться совершать добрые дела, помогать пожилым людям, приносить радость окружающим. 1 сентября, на празднике «Дня знаний» мы еще раз провели анализ наших дел, но уже все вместе в форме воспоминания - размышления о прошлом «Это были мы», посмотрели слайды и видеофильмы о том, как мы ходили к Марии Федоровне, как убирали школьную территорию, как дарили сердечки, как выступали для пожилых людей на концерте. Затем на первом классном часе мы провели аукцион интересных и полезных дел, сначала определили задачи, которые стоят перед нами, а потом придумали 5 дел, наиболее интересных и полезных, позволяющих решить поставленные задачи. Далее голосованием мы выбрали самое интересное и полезное для нас дело - помощь пожилым людям. Оставшиеся дела мы решили не забывать и положили их в копилку идей. Теперь нам нужно было составить план выполнения нашего «главного дела», для этого мы сначала составили список вдов ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, пенсионеров, остро нуждающихся в помощи, и определили план социально значимой добровольческой деятельности нашего класса, выделив в нем три главных направления нашей деятельности: социальное обслуживание нуждающихся, благоустройство памятника погибшим воинам ВОВ, могил ветеранов ВОВ и проведение праздничных мероприятий. Также мы решили каждые две недели собирать Совет нашего дела для обсуждения организационных вопросов по оказанию помощи и распределения функций, также для составления рабочего плана на неделю, где ребята отмечают выполнение того или иного задания и одновременно свое настроение. На первом Совете дела ребята придумали название нашего дела - «Дорога Добра», законы и правила его выполнения. Теперь нужно было реализовать задуманное.

В своей педагогической практике использую следующие методы воспитания, которые, на мой взгляд, позволяют создавать условия для повышения эффективности и результативности добровольческой деятельности, которой будет заниматься мой 6 класс, для развития их социальной активности и компетентности, а также для успешности всей воспитательной работы в целом:

  • создание ситуации выбора и успеха:

  • организация сотрудничества учащихся;

  • обучение адекватному оцениванию себя (метод самооценки и самоконтроля);

  • обучение самостоятельному планированию (метод самоорганизации);

  • создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

  • построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности (метод самопрогнозирования);

  • прогнозирование радостного события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время (метод радостной перспективы);

  • способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций (метод «угашения отрицательных переживаний»).

Также для организации социально значимой добровольческой деятельности использую следующие формы работы:

  • индивидуальные: беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы;

  • групповые: творческие группы, классное собрание;

  • коллективные: конкурсы, акции, концерты, походы.

Создаваемый мною благоприятный микроклимат на внеклассных мероприятиях позволяют каждому ученику моего класса проявлять себя в качестве субъекта воспитания: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих.

Воспитание доброго отношения к миру, формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих индивидуальных поручений. Ученик, выполняя поручение, осознает свою значимость, испытывает чувство гордости за значимость результата своей работы. Так доставляя продукты питания из магазина и лекарства из аптеки вдовам участников ВОВ, ветеранам труда, помогая в посадке рассады и по уходу за ней, ремонтирование забора и калиток ребята моего класса осень оживленно рассказывали о том, как они это делали, вкладывали фото результатов своего труда в свое личное портфолио.

Все вопросы и моменты реализации нашего дела «Дорога Добра», а также все вопросы, касающиеся других сторон жизнедеятельности класса, обсуждаем на классном ученическом собрании - Совете дела. Совет дела принимает по всем вопросам соответствующие решения. Считаю, что именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому ученику у право участия в обсуждении и принятии решений по всем вопросам деятельности коллектива. Главное и основное в работе классных собраний - обсуждение и принятие важных решений о добровольческой деятельности нашего коллектива, рассмотрение и утверждение рабочего плана помощи ветеранам на неделю, заслушивание отчетов о выполнении поручений отдельными учениками. Для ведения собрания мы выбираем председателя, каждый ученик по очереди ведет Совет дела, и ребята успешно с этим справляются. Практиковались в нашем классе не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.

Следующий этап моей деятельности по развитию ученического самоуправления - побуждение моих учеников к управленческой деятельности на уровне школы и села для решения важных для класса вопросов. Ребята на Совете Старшеклассников обсуждают вопросы школьной жизни, участвуют в разработке планы общешкольных мероприятий, просят оказать помощь в организации крупномасштабной акции помощи ветеранам, анализируют проведённую работу. Для формирования активной жизненной позиции моих учеников стимулирую их к участию в детской организации «Пионерская дружина имени героя-интернационалиста Валерия Пшеничкина», посредством рассказов и приведением примеров успешности детей-пионеров. Все ребята моего класса являются пионерами и очень гордятся этим званием.

Хотелось бы отметить, что в нашем классе имеется классный рукописный журнал «Ты да я, да мы с тобой», в котором ребята составляют рабочие планы, осуществляют подбор материалов для праздников, распределяют задания и контролируют их исполнение. Так в конце учебного года (апрель 2012 года) мои ребята придумали провести неделю Доброты под девизом «Мы спешим делать добрые дела!», которая была построена следующим образом: каждый день имел определенное направление помощи ветеранам и определенные запланированные мероприятия и дела. Считаю, это имеет очень важное воспитательное значение: так как ученики приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за осуществление задуманного, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция, чувство ответственности.

Также занимаясь добровольческой деятельностью, мои ребята приобретают качества гражданина и патриота своей Родины, развивают способности успешно выполнять гражданские обязанности. Так мои ученики, слушая рассказы вдов участников ВОВ - Лупановой Ольги Ивановны и Самосадовой Екатерины Ефремовны, узнают о сражениях Великой Отечественной Войны, о которых им рассказывали их мужья. Ребята со слов Екатерины Ефремовны ребята составили целую летопись жизни села во время Великой Отечественной Войны. Когда ребята просят рассказать о войне у своих подшефных ветеранов, то конечно женщинам очень нелегко вспоминать о тех коллизиях их жизни. Поэтому дети стараются часто не заводить такие разговоры, а если все-таки случилось такое, то стараются поддержать и успокоить, хотя сами тоже очень переживают. И вот набрав достаточное количество материала о жизни вдов участников ВОВ, тружениках тыла и детях войны мои ребята решили провести для младших школьников классный час «У войны - не женское лицо». Они подготовили рассказы о жизни наших подшефных, презентацию, видео выступление Самосадовой Екатерины Ефремовны и выступили для учащихся 1-4 классов. Еще вместе с ребятами мы подготовили исторический очерк «Папузы: от века и до века». Работа над данным мини-проектом позволила учащимся узнать как можно больше об истории своей малой Родины. Таким образом, мною были созданы условия для реализации каждым учащимся своей собственной гражданской позиции.

Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся. В 2012 году мои ученики - Климин Дмитрий и Васина Анастасия достойно выступили на областной краеведческой конференции «Ульяновская область - край родной» по темам «Добрые традиции села Папузы» и «Сергей Кончев - поэт села Папузы». Для подготовки выступления по первой теме также были использованы рассказы вдов участников ВОВ, тружеников тыла.

В процессе воспитания создаю благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством организации творческой деятельности учащихся. Творческие продукты, созданные в результате совместной коллективной деятельности - видеоролики, коллажи, фотоальбомы, поздравительные открытки и поделки, очень радуют наших подшефных, когда мы дарим им свои поделки на каждый праздник и показываем сделанные нами коллажи и фотоальбомы. Также совместно с остальными учащимися школы мои ребята успешно готовят и проводят праздничные концерты, посвященные Дню пожилого человека, Дню матери, 8 марта, Дню Победы. На такие мероприятия приходят не только ветераны труда и труженики тыла, но и все жители села.

Ученики моего класса с желанием включаются в разнообразные по содержанию виды деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ своих возможностей (акции «Поздравь Защитника Отечества», «Чистый двор», «Живи, родник!», «Помоги птицам зимой!», операция «Обелиск»).

Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя воспитательная система, помогает каждому ученику успешно адаптироваться в обществе, готовит их к выбору профессии.

Описание опыта классного руководителя

Инновацией в моей работе по созданию условий для саморазвития и самореализации личности каждого учащегося моего класса является применение на практике приемов педагогической технологии Г.К.Селевко (технология саморазвития личности). Во-первых, в своей педагогической практике цикл заданий для развития индивидуальности личности, которые создают возможность для самоопределения учащегося:

  • выбор заданий (посадка рассады, уборка дома, работа на садовом участке в рамках помощи ветеранам);

  • выбор уровня сложности (подготовить план беседы, представить материал, рассказанный ветеранами на Совете дела, выступить с отчетом о добровольческой деятельности класса на Совете старшеклассников);

  • как и с кем делать задание (помочь ветеранам с одноклассниками, родителями, со старшеклассниками);

  • определение позиции относительно какого-либо вопроса (организация общения ветеранов со своими детьми, которые живут далеко, организация праздничного концерта).

На начальном этапе ребятам было трудно выбрать для себя уровень сложности заданий, выбрать партнёров по работе, работать самостоятельно и инициативно. И ещё труднее - определить личную позицию относительно какого-либо вопроса. Но я старалась внушить им уверенность в своих силах, помогала буквально пошагово, учила учиться, разбираться в себе. На классных часах давала советы подросткам. Концептуальной основой разработки таких классных часов явились теоретические положения А.Маслоу о саморазвитии как творческом освоении действительности, особых отношениях с миром. Тематика классных часов:

  • "Я вижу этот мир так…";

  • "Пусть сердце будет добрым";

  • "Я - хозяин своей жизни";

  • "Свобода и ответственность - выбор 21 века".

Затем предлагала учащимся попробовать свои силы в различной деятельности (от создания слайдов, подготовки сообщения, до участия в создании фильмов) и их же просила дать собственную оценку, что из этого вышло. Развитие индивидуальности личности включало в себя и другие приёмы, которые помогли моим ученикам раскрыть свой потенциал, а именно:

  • задания на "включение" самореализации (творчество в содержании работы - сделать эскиз Уголка Доброты, открытки для ветерана, отобрать нужный материал для работы по разработке сценария, подбор инструкций для выполнения поделок);

  • задания, ориентированные на совместное развитие школьников (совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой работы - создание групповых номеров художественной самодеятельности для поздравления ветеранов, коллективное создание сценариев фильмов);

  • задания и группа приемов организации воспитательной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать (прослеживается проявление различных качеств: терпение, творчество, практичность, умение взаимодействовать и т.д.).

Задача взрослого человека - обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к её проявлениям, даже когда эти проявления не отвечают ожиданиям педагога. Необходимо убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. Какие же реальные условия я создавала, чтобы способствовать продвижению ученика к вершинам саморазвития и самореализации? Необходимы были особые умения, специальная технология коммуникации, позволяющая создавать условия, способствующие развитию индивидуальности. Коммуникация определяется как процесс обмена информацией, что является наиболее важным в системе общения. Так как информация полезна, важна и интересна в получении, значит, передача информации осуществляется для того, чтобы влиять на партнера, изменяя его знания, убеждения, опыт, переживания и психические состояния, и как следствие - поведение. Успех в самосовершенствовании учащегося зависит от характеристики самой информации - её убедительности, доказательности, непротиворечивости, и представления подопечных об источнике информации (кто её передает). Не секрет, что более охотно воспринимается и используется информация, поступающая от искреннего, дружелюбного, не имеющего враждебных намерений или корыстных планов субъекта. Чтобы лучше понимать своих учеников, не делать словесных ранений, я использую "приемы общения". Их применение помогает мне разрешать конфликтные ситуации, обеспечивает гибкость и эффективность общения. В вербальном общении это такие приёмы, как:

  • рассказ об аналогичном поступке:

  • вспоминаю о факте, сходном по смыслу с поступком ребенка;

  • помогаю воспитаннику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением;

  • ученик верно оценивает своё поведение, чтобы в дальнейшем вести себя правильно;

  • обращение ко всему коллективу:

  • обращаюсь ко всему коллективу, не адресуясь к кому-нибудь конкретно;

  • адресат сам понимает ошибочность своего поведения и делает соответствующие выводы;

  • остроумная шутка, реплика, замечание, ответ педагога (юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение);

  • переключение (целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу, таким образом побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотношений с учащимся или группой).

Чтобы управлять развитием индивидуальности личности, я применяю следующее:

  • приемы организации воспитательной работы, создающие возможность для самореализации, самопознания, самоопределения, совместного развития;

  • элементы коммуникативных технологий, помогающие создавать ощущение безопасности, принадлежности, самоуважения;

  • создание позитивного информационного пространства (пропаганда здорового образа жизни, выпуск школьной газеты, обучение работе в Интернете);

  • формирование имиджа доброжелательного педагога (педагогика сотрудничества).

Повторное исследование (тестирование) выявило ряд позитивных изменений:

  • повысился уровень воспитанности, уровень сформированности нравственности;

  • в лучшую сторону изменилось отношение к нравственным нормам;

  • выше стал уровень психологической комфортности, удовлетворённости общением с одноклассниками;

  • немного повысился уровень обученности класса.

Все перечисленные выше приёмы развития индивидуальности личности перекликаются друг с другом, и поэтому можно с уверенностью говорить о том, что формирование социально активной личности школьника через управление развитием его индивидуальности в воспитательном процессе будет эффективным при условии совместной организованной деятельности, в которую я включала своих воспитанников.

Но формирование личности ребенка будет успешным только в том случае если родители учащихся и классный руководитель станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Классный руководитель должен помочь родителям в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков.

В своей работе с родителями опираюсь на следующие принципы.

  1. Принцип соглашения. Осуществляется путём договора с родителями относительно добровольческой деятельности их детей. Основанием такой договорённости является забота о саморазвитии и самосовершенствовании ребёнка.

  2. Принцип сопряжения. Содействие наилучшим достижениям ребёнка в его развитии, так, чтобы действия одного партнёра сопровождались обязательно соответствующими действиями другого. Двухстороннее содействие, осуществляемое родителями моих воспитанников и мною, направляется:

- на организацию режима жизни ребёнка;

- на характер отношений к ребёнку как к человеку;

- на культурное обустройство социально-ценностного опыта;

- на добровольческую деятельность ребёнка.

Сопряжение с родителями моих воспитанников осуществляю следующим образом:

  • письменные и устные просьбы, переданные через детей, с указанием на возможные способы улучшения условий или дополнительных средств для развития ребенка;

  • задания детям, которые можно выполнить вместе с родителями (рисунки, поделки, домашние стенгазеты, стихи);

  • семейное интервью (опрос всех членов семьи по какому-либо ценностному вопросу для сопоставления мнений);

  • сравнительные характеристики детей в процессе их развития (конкретный вопрос по одной из личностных характеристик во временном аспекте "вчера-сегодня, было-стало").

  • устная и письменная просьба, обращенная к родителям, вспомнить о своем детстве;

  • социально-психологические игры, проводимые на родительских собраниях.

  1. Принцип сопереживания. Сопереживание - это способность мысленно становиться в положение другого человека и проживать радости и горести, трудности и успехи как собственные. Принцип сопереживания помогает мне объединять, сплачивать, поселять взаимное доверие друг к другу, открывает двери для содружества.

Методические формы реализации данного принципа:

  • сообщение об успехах детей (краткое сообщение о победе ребенка в конкурсе, об оказанной им помощи ветеранам);


  • представление для родителей творческого характера в качестве красивого рассказа об умениях, знаниях, о новых отношениях, которые обрели дети за определенный период;

  • письменная или устная форма приглашения в связи с торжеством в школе;


  • стендовая выставка "Семейное дерево доброты" (составление «дерева» добрых поступков, совершаемых всей семьёй);

  1. Принцип сопричастности. Сопричастность - это проявление непосредственного отношения к жизнедеятельности ребёнка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребёнка. Я считаю, быть сопричастным - значит взять на себя часть происходящего с ребёнком, себя чувствовать частью ребёнка и делать всё то, что делал бы ты сам, будучи на его месте.

Реализации данного принципа осуществляется мною следующим образом:

  • устное или письменное сообщение о некоторых затруднениях в школьной жизни ребенка, например, отсутствие навыков выполнения какой-то работы по дому для оказания помощи вдовам участников ВОВ;

  • «корзина домашних проблем» (игровая форма сбора сведений о затруднениях родителей в воспитании детей).

  • встреча с ветеранами труда и тружениками тыла (разговор о значении помощи, которые оказывают им их дети).

  1. Принцип содеянности. Содеянность - реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих "здесь и сейчас" повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребёнка.

Родители моих воспитанников помогают нам в реализации нашего дела «Дорога Добра», а именно оказывают помощь в выполнении косметического ремонта дома наших подшефных ветеранов, в организации концертных программ для ветеранов. Внимание, доброта и забота родителей вызывают проявление адекватных чувств и отношений со стороны детей.

Воспитательная система нашего класса позволила нам обрести свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания - вот основные черты нашего класса. В рамках деятельности «Пионерской Дружины имени героя-интернационалиста Валерия Пшеничкина» мои ребята вместе с другими учащимися школы реализуют следующие социальные проекты (школьная газета «Новое поколение», «Люди села», «Музейные находки»). Данные социальные проекты позволяют развить коммуникативные навыки, расширить круг знаний учащихся, обогатить их опытом решения конкретных жизненных проблем, развить чувство гражданской ответственности, укрепить веру в свои силы и возможности.

Не менее значимо для меня и то, что мои воспитанники чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, пообщаться, не перестают удивлять и удивляться. В процессе реализации нашего общего дела «Дорога добра» классный коллектив сплотился, ребята стали относиться внимательнее друг к другу, чаще проявляли инициативу, вносили предложения по улучшению помощи вдовам участников ВОВ, ветеранам труда и труженикам тыла. Организованная нами добровольческая деятельность оставляет не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждает их к дальнейшей деятельности, к познанию познать себя и свои возможности. Выполнение совместной социально-значимой деятельности дало мне возможность изучить каждого ребенка как личность, выявить его положительные и отрицательные черты характера, его отношение к жизни, к себе, к своим товарищам. Еще А.С.Макаренко говорил, что «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему».

Учитывая поставленные мною цели и задачи, я стремлюсь воспитать достойного человека, разносторонне развитую и социально активную личность. Результатом своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы мои дети выросли добрыми, толерантными, самостоятельными и порядочными людьми, умеющими ценить человеческие отношения и легко социализироваться, живя под лозунгом: «Делай доброе дело ради счастья других людей!».

Список использованной литературы

  1. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С. Газман. // Классный руководитель. - 2000. - № 3.

  2. Голованова Н.Ф. "Социализация школьников как педагогическое явление". - М., - 1998.

  3. Кон И.С. "Психология старшеклассника" : Пособие для учителя. Просвещение. - М., - 1980.

  4. Мудрик А.В. Индивидуальная поддержка в социальном воспитании / А.В. Мудрик. // Классный руководитель. - 2000.

  5. Мудрик А.В. "Общение как фактор воспитания школьников". - М. Педагогика. - 1984.

  6. Никитина, Н.Н., Коллективный анализ и планирование деятельности школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова. - Улья­новск: УИПКПРО, 2002.

  7. Новикова, Т.Г. Предупреждение ошибок при использо­вании портфолио [Текст] / Т.Г.Новикова, А.С. Прутченков // Профильная школа. - 2006. - №3.

  8. Поляков, С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики [Текст] / С.Д. Поляков. - М.: Центр «Педагогический поиск». 2007.

  9. "Психология современного подростка" под редакцией Д.И.Фельдштейна - М. Педагогика. - 1987.

  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. - М.: Народное образование. - 1998. - С. 255.

Описание опыта классного руководителя

© 2010-2022