Воспитание гражданственности и патриотизма через уроки хакасского языка

Воспитание гражданственности и патриотизма через уроки хакасского языка     ·         Закон единства наслаждения и творчества. Любовь к Родине, как и многиедругие духовно-творческие состояния, всегда связана с переживаниями, в том числе и лучших мгновений, доставляющих человеку величайшую радость, наслаждение. Уже в самом замысле воспитать счастливого человека, любящего свою  семью, близких, страну, родной край, село, свое профессиональное дело, заложена идея патриотического воспитания, неотдели...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание гражданственности и патриотизма через уроки хакасского языка



  • Закон единства наслаждения и творчества.

Любовь к Родине, как и многие другие духовно-творческие состояния, всегда связана с переживаниями, в том числе и лучших мгновений, доставляющих человеку величайшую радость, наслаждение.

Уже в самом замысле воспитать счастливого человека, любящего свою семью, близких, страну, родной край, село, свое профессиональное дело, заложена идея патриотического воспитания, неотделимого от общих целей воспитания и образования.

Любовь ко всему живому в этом мире так или иначе пронизана ожиданием счастливых мгновений, создающих подлинно творческую и счастливую личность. «Страдания формируют гения», «Горе - хорошая школа, но подлинным университетом является счастье.

Категория счастья характеризует эмоциональное состояние человека, уверенного в себе, в доброй судьбе своей страны, человека, испытывающего наслаждение от своего труда, общения с близкими, с родной природой, с культурой и традициями своего народа. Категория наслаждение означает в некотором роде смысл и радость человеческого бытия.

Патриотическое воспитание всегда имеет дело с уникальными явлениями, доставляющими педагогам и учащимся великую радость, наслаждение увиденным, услышанным, сделанным. Неважно, какой будет конкретика этой патриотической реальности - исторические события, блестящие всплески отечественной культуры, победы на поле брани или научные открытия. Этой патриотической реальностью может стать и микромир родного узнаваемого бытия. Некрасову этот микромир открылся в необычайном сравнении: «Как женщину, ты Родину любил», - все казалось бы обыденно, но как пронзительны эти детали и как могуче точно выражают они единение увиденного с мощным духом человека.


  • Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи.

Патриотизм определяет духовный и нравственный климат общества. Значение его особенно возрастает, когда объективные тенденции развития общества сопровождается повышением напряженности жизни его граждан (войны, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация, коренная реконструкция и т.д.). Этап национального испытания, национального возрождения, выздоровления переживает ныне российское общество. На этом этапе идея патриотизма становится тем стержнем, вокруг которого формируются чувство, мнения, убеждения, позиции, стремления людей, их готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Образование тесно связано с организацией эффективного взаимодействия общественного сознания с формирующимся сознанием школьников старшего класса, характерными особенностями которого является: способность быстро накапливать, суммировать, творчески перерабатывать знания, острота и непосредственность восприятия, критичность и активное усвоение социального опыта. К слабым местам школьного сознания следует отнести недостаточный жизненный опыт, неустойчивость убеждений, излишний критицизм и максимализм, склонность к поспешным выводам, потерю связи с собственной родословной. Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от того, насколько педагоги учитывают специфику индивидуального и коллективного сознания, культурное наследие народа с его опытом.

Сейчас в ХХI веке в Республике Хакасии остро встал вопрос сохранения хакасского языка, одна из задач учителей и жителей Хакасии - помочь детям не потерять своей национальной самобытности, раскрыть им глубину исторического опыта, бережного отношения к природе, своей культуре, традициям. Воспитать в учениках чувство уважения к уникальности и неповторимости своей социокультурной среды.

К сожалению, в наши дни молодое поколение не знает не только историю своей семьи, но часто и историю своего родного края. Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. «Родословное древо», составленное школьником с помощью членов своей семьи, красиво оформленное и проиллюстрированное, становится украшением семейного альбома.

Дети не должны терять свою национальную принадлежность. В недалеком прошлом требование обучать детей нерусских народов на их родном языке воспринималось как проявление национализма, хотя формально утверждалось, что родители имеют право выбора языка обучения своих детей.

Лишение возможности овладеть родным языком, многовековой культурой своего народа породило опасность деградации и исчезновение этой культуры. В яслях многие хакасские дети говорят по-русски, во многих национальных школах учащиеся разговаривают на русском языке. В результате дети стесняются своего происхождения, молодежь не знает своего языка. Вместе с языком забываются и народные обряды, традиции, а это очень больно. Если мы не будем признавать свой родной язык, забудем его, станем пренебрегать традициями, то также можем легко забыть и своих родителей, свою Родину.

Задача возрождений национальных традиций, воспитание духовной культуры стала приоритетной для многих национальных школ Республики Хакасии. Учителя знают, что возрождение традиций - дело непростое: многое ушло в прошлое, потерялось, поменялся хозяйственный уклад, коренные изменения претерпели социальные и экономические отношения, произошло стремительное развитие техники, транспорта, связи. На наших глазах повышается образовательный уровень населения, появляются новые города, школьники отрываются от своей среды обитания, теряя родной язык и традиции. Приобщать детей к культуре своего народа помогает участие в ставшей традиционной школьной игре «Родословный корень». Поиски своей родословной - не только история семьи. Это путь к самопознанию: кто мы и откуда родом? Составляя родословное древо своей семьи, дети вовлекаются в большую и нужную работу. К ним подключаются взрослые. В каждом роду может оказаться достойные люди, с чьими именами связаны те или иные знаменательные события. С помощью взрослых дети соприкасаются со своими истоками, узнают много интересного о жизни предков.

Фамильная честь, интерес к своему роду - это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Участвуя в операции «Родословный корень», дети описывают, связывают прошлое и настоящее своей семьи. Чувство любви к своей малой Родине становится ближе каждому школьнику, когда он, выполняя задание учителя по поисковой работе, знакомится с историческим прошлым своей земли, с названиями улиц родного поселка, с историей своей школы. На возрождение национальной культуры может быть направлена и работа школьного музея. В музее может проводится разнообразная увлекательная работа по усвоению культурно-исторического наследия. Дети могут собирать старые фотографии, записывать старинные обряды, обычаи, пословицы, легенды, рецепты национальных блюд.

Популярны в школе на уроках родного языка ежегодные семейные праздники. Вместе с родителями ученики готовят красочные приглашения, поделки на ярмарку, национальные костюмы, вкусные оригинальные блюда, интересные игры. Праздничная атмосфера такого праздника остается в сердце каждого ребенка.

Большую роль в патриотическом воспитании может играть выставки. На них демонстрируют свои изделия лучшие мастерицы и мастера со всего поселка. Среди них и предметы старины, бережно хранящиеся в семьях, передающиеся из поколения к поколению. Их можно потрогать руками, расспросить о значении, что пробуждает интерес к историко-культурному наследию, расширяет знания о предметном мире, учит ориентироваться в нем.

Много лет назад родилась и сохраняется сегодня летопись школы. Дети собирают разнообразные материалы, каждый класс готовит материал с фотографиями, с лучшими сочинениями о школе, о своей семье, о своей стране России.

Наша общая цель педагогов школы - воспитать толерантную личность с высоким гражданским и гуманным отношениям к людям, к различным сторонам окружающей жизни. Сюда относится и воспитание бережного, заботливого отношения к природе, привитие экологической культуры; знакомство детей с обычаями и обрядами предков; общение с представителями других национальностей. Время меняет носителей национальных культур. Сохраняя связь с прошлым, необходимо сделать эту связь устремленной в будущее, чтобы человек воспитывающийся в национальной школе, будучи представителем своего народа, был одновременно носителем современного уровня обучения и образования, которые позволили бы каждому приобщиться к цивилизованной жизни.


  • Роль родного языка в становлении личности.

Значение и роль родного языка в жизни народа неоценима велика. Это и форма передачи народного опыта, родной язык является единственным информационным источником для потомков, и источник формирования характера, и одно из средств воспитания детей.

О необходимости проведения подобных мероприятий, посвященных сохранению и развитию языков, истории, культуры народов, проживающих в Хакасии, констатирует следующее обстоятельство: по переписи населения 1989 года, число хакасов, говорящих на родном языке, составило 76% от численности коренного населения, 24% не владеет родным языком. Ассимиляция продолжается. Думается, не случайно хакасский язык занесен в Красную книгу исчезающих языков ЮНЕСКО.

ХХ век унес с собой более 600 языков, иначе говоря, «лексическое разнообразие мира обеднялось ежегодно на 2 языка. Еще более укоренится эта тенденция в ХХI веке. По прогнозам Всемирного фонда дикой природы, к концу этого столетия в мире останется всего 300 языков из 6 тысяч ныне существующих». Исчезновение языков любых малочисленных народов и этнических групп грозит потерей их интеллектуального фонда, являющегося достоянием их человечества и включающие народные знания в области медицины, географии космологии, хозяйственного и экологического опыта, знание фольклора, мифологии, религиозных обычаев и обрядов. Как правильно утверждает основоположник этнопедагогики Волков Г.Н., «…все нужно начинать с детей, с их воспитания».

Исследователи подтверждают большую роль, в воспитании оказывает фольклор: сказки, мифы, героический эпос, тахпахи, песни и танцы. Использование в учебно-воспитательном процессе народных традиций, обычаев, пословиц, поговорок загадок, обрядовой поэзии благотворно влияет на развитие личности. Многие из них отличаются глубоким философским содержанием, служат как бы поэтическим завещанием старшего поколения молодому. Ведь родной язык - это основа развития интеллекта, формирования духовных и нравственных качеств. Содержательное изучение родного языка в качестве воспитания и обучения детей является важнейшим фактором возрождения и развития национальной культуры, сохранения коренных народов.

В традициях народной педагогики, ее специфических средствах воспитания четко зафиксировано соответствия воспитательных воздействий возрасту ребенка, главное содержание его - духовность, нравственность. Усваивание элементарных знаний и навыков дается значительно легче, если обучение производится на материнском языке учащихся. Родной язык сильнее затрагивает психику ученика, принимая характер чего-то близкого, родного, знакомого, а не чужого и непонятного.

Когда ребенок вынужден жить в иноязычном окружении, когда нет возможности обучаться на родном языке, он постепенно забывает родную речь. Это очень болезненный процесс, вызывающий нередко психическое расстройство. Самое страшное, теряя родной язык, человек не приобретает нового родного языка. Родной язык - язык души, второй и остальные языки - языки памяти.

Фундамент развития личности закладывается у детей до поступления в школу. Здесь формируется индивидуальные особенности: характер, мышление, интерес, способности детей, самостоятельность и другие качества, обеспечивающие познавательные подходы детей к процессу обучения. Вместе с родным языком, которым дети владеют от рождения, одновременно с ростом психических функций человека, по словам Ушинского, ребенок приобретает «много глубокого философского ума, истинно поэтического чувства, изящного, поразительно верного вкуса… бездну необыкновенной чуткости к переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких порывов…»

Это дает нам основание для утверждения, что общие психологические механизмы языкового чутья развиваются, прежде всего, на родном языке. Чем лучше ребенок владеет родным языком, тем больше возможностей воспитать в нем языковое чутье. Когда же ребенок окрепнет, родной язык должен для него стать фундаментом, на котором будет строится разумное усвоение других языков. Родной язык служит средством не только общения, но и познания, развития мышления, становление творческой личности. Знание второго языка нужно для общения, но не для формирования и развития личности.

Становление человеческой личности невозможно в отрыве от культурного воздействия. Человек становится личностью в процессе воспитания через воздействие родного языка и национальной культуры. Практика показывает, что ребенок незнающий родного языка, не впитавший в себя дух своей нации, теряет свою индивидуальность. Вырастает неопределенным, равнодушным, серым, потерянным человеком. Средством воспитания духа народа, считается родное слово.

Приобщение к национальной культуре, обычаям и традициям народа, его духовным и нравственно-эстетическим ценностям и знание родного языка создает возможность формировать у школьников научного мировоззрения и взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.




© 2010-2022