Доклад на тему Тувинский национальный орнамент

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.С.Чыртакпан, ГБПОУ с. Хову-Аксы


Тувинский национальный орнамент

Тува - это уникальный уголок планеты, где причудливо сочетаются и высокогорье с альпийскими лугами, и могучая сибирская тайга, и южные песчаные пустыни, где бродят стада северных оленей, бесшумно крадутся, высматривая добычу, снежные барсы и горделиво вышагивают двугорбые верблюды. Это прародина таких древнейших народов, как скифы, гунны, тюрки, чьи курганы, каменные изваяния и стелы с надписями разбросаны по всей ее территории.

Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциалом, позволяющим ей с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.

Жизнь тувинцев с начала столетия претерпела множество значительных изменений, безвозвратно исчезал кочевой уклад жизни, из которого выросла культура народа и на котором держалась ее национальная самобытность. Национальные традиции с переходом кочевников к оседлому образу жизни уже были на грани забвения или, по меньшей мере, вырождения. Так что перспектива раствориться в массе нового и преимущественно несвойственного народу была вполне реальной для национальной культуры Тувы.

Основные особенности тувинского орнамента

Исследование ученых историков искусствоведов и записки путешественников подтверждают, что тувинский народ предпочитал орнаментальное искусство.

Истоки его в Туве связаны, как и других народов, с обрядовомогическим содержанием, с возникновением буддийской религии, хотя в нем присутствовали элементы творчестве эстетическое начало.

Любовь к орнаменту у тувинцев проявилось в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, они стремились придать художественную выразительность с отличным эстетическим вкусом, вписать в нее красочный узор.

Орнамент - один из наиболее устойчивых элементов народного искусства. Орнамент развивается и обогащается в результате как внутренних процессов. Одна часть новаций вскоре отмирает, другая - органически входит в культуру участвует в ее дальнейшем генезисе.

Название узоров разнообразны: кривые линии с завитками (чалбырааш хевирлиг), многолепестковая розетка (чечектеп), вписанные в треугольники маленькие треугольники (чадыр), мотив в виде линии, имеющий на одном конце развилку, а на другой изгиб (илбек), косая сетка (хана карак), зубчатый узор (хирээ бистеп), роговидный мотив (кошкар мыйызы), свастика (касс), кожемялка (эдирээ), коврик (олбук) и др.

Некоторые элементы осмысляются явлениями окружающей природы. Так, кривые линии с завитками на конце называются «чалбыыштап», что означает «языки пламени». Многолепестковая розетка «чечектеп», означает «цветковая». Другие орнаменты осмысляются по их сходству с предметами окружающего быта, например, название узора «чадырлап», состоявшего из треугольников с вписанными в них меньшими треугольниками, разъясняется как «чумы», а другой орнаментальный мотив в форме линии, на одном конце которой - развилка, на другом изгиб, носит название «илбек», т.е. вилка для извлечения мяса из котла; косая сетка - «хана-карак» переводится как «глаз решетки юрты»; а некоторые формы меандра именуются как «маска хээ», означающее «молотковый», свастику называют «кас», т.е. гусь. Часть орнаментальных мотивов имеет «геометрические» названия. Например «дорбелчин» - прямоугольная спираль, «тогерик» - круглая спираль, «торума» - треугольник и т.д.

Первоначально почти каждый орнаментальный мотив, его окраска имели свой символический смысл. Со временем значение многих орнаментальных узоров было забыто, но они сохраняют свои названия, часть из которых восходит к глубокому прошлому. Например, роговидный мотив «кошкарлап» в переводе означает «бараний»; развитие этого мотива началось еще в эпоху ранних кочевников, когда роль мелкого рогатого скота особенно возросла. Вероятно, в прошлом этому узору придавалось особое магическое значение, ныне этот мотив, хотя и не имеющий особой символики, остается излюбленным в работах тувинских мастеров. Символом счастья считается изображение узла «удазын» - одного из самых распространенных орнаментальных мотивов в прикладном искусстве тувинцев.

Орнамент в тувинском национальном костюме

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу - горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь - главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма - удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

В облике тувинцев запечатлелись черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев, так и в одежде - традиции многих азиатских народов. С XVII века, когда в Туве утвердился буддизм, одежда стала отражать и символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами радуги после дождя, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. Каждый элемент здесь - говорящий, хотя современные урянхайцы не всегда помнят, что именно он означает. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев - аратов-скотоводов и восточных - охотников и оленеводов.

В полный комплект верхнего тувинского костюма на протяжении веков входят: халат (тон), пояс (кур), головной убор (борт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хоректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чувур), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (одешки), муфта (туткуй), варежки (чулдургууш), подвески поясные (дерги), и украшения (каасталга).

Национальный тувинский орнамент можно встретить в многообразии китайских шелковых тканей, виде геометрических, зооморфных и растительных орнаментов. Тувинский орнамент, имея, глубокие местные корни, испытал влияние многих культур.

В основном национальной одежде применяется следующие орнаменты: олчей удазыны, хана карак, саазын хээ, те мыйызы и т.д.

Тувинцы не применяли вышивку кроме вышивки воротника и плетения узла «Дошка» которая применяется как пуговица так и навершие тувинского головного убора. Обязательными орнаментами стоячих воротников являются, орнаменты «хана карак» - ромбовидный орнамент, «саазын хээ» - меандр. Ромбовидный узор «хана карак», которым простегивали стоячий воротник, считали оберегом нерушимости семейного очага. Орнамент «саазын хээ» был заимствован с этикетки китайского чая. Китайские купцы издавна завозили плиточный китайский чай с меандровым рисунком, а женщины перенесли этот узор на воротник и поэтому этот рисунок называют «саазын» т.е «бумажный».

Орнамент «олчей удазыны» в переводе «нить счастья», символизирует счастье, бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца, бесконечную любовь ко всем живым существам.

В настоящее время мастера, которые занимаются пошивом национальной одежды, используют разные виды орнамента. Современный костюм сильно изменился, стал более красочным, и вместо поперечных разноцветных полос стали применять специальные готовые клеевые аппликации - орнаменты.

Буддийские знаки и символы

Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных оптимальных формах. Поэтому их можно воспринимать как зрительные, звуковые, осязательные или обонятельные знаки живых, движущихся процессов. Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.

Во главе системы цветов в тувинской культуре стоит белый цвет, «мать-цвет» - самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Антиподом белого цвета выступает черный цвет. В контексте тувинской символики он олицетворяет разные понятия и характеристики. С одной стороны - это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны - несметные богатства, неисчислимое множество скота, чистота природных явлений, а также часть народа, отколовшегося от своего основного этнического состава (Кара-Донгаки - северные Донгаки). В одежде этот цвет использовали, чтобы призвать силу и богатство и выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне.

Остальные цвета в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Символизировали: красный цвет - радость, благополучие, синий - удачу, победу, золотой или желтый святость, божественность, высшую исключительность, серый - нищету, обездоленность.

Урянхайцы придавали большое значение не только цвету, но и буддийским символам, которых включали в качестве священных и могучих знаках в женские и мужские головные уборы, украшения и подвески.

Буддийские знаки имеют значение, а именно:

Нить счастья - бесконечная любовь и сострадание ко всем живым существам;

Сосуд - долгая жизнь;

Свастика - прочность;

Колесо Учения - Учение Будды Шакьямуни;

Золотые рыбы - гармония;

Лотос - чистота;

Ваджра - духовный метод;

Чинтамани - исполнение желаний;

Три драгоценности - Будда, Учение Будды, Сангха.

Буддийские символы имеют совершено конкретное, философское содержание. Поэтому их применение в костюме может свидетельствовать о причастности владельца к буддийской практике.

Заключение

Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциалом, позволяющим ей с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.

Жизнь тувинцев с начала столетия претерпела множество значительных изменений, безвозвратно исчезал кочевой уклад жизни, из которого выросла культура народа и на котором держалась ее национальная самобытность. Национальные традиции с переходом кочевников к оседлому образу жизни уже были на грани забвения или, по меньшей мере, вырождения. Так что перспектива раствориться в массе нового и преимущественно несвойственного народу была вполне реальной для национальной культуры Тувы.

Тувинский орнамент, имея, глубокие местные корни, испытал влияние многих культур, как кочевых, так и оседлых.

Использованная литература

  1. Дьяконова В.П. «Материалы по одежде тувинцев». / В.П. Дьяконова Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции: материалы по археологии и этнографии им. Н.Н. Михлухо-Маклая. - М., 1960. - С. 238-266.

  2. Вайнштейн С. И. «Мир кочевников Центра Азии», М., 1991 г., с. 165.

  3. М. Сияньбиль, А. Сиянбиль. Традиционный тувинский костюм (История. Символика). - Кызыл. - Типография Госкомитета по печати и массовой информации РТ. - 2000. - 72 с. (стр. 51)

  4. nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2013/02/06/ornament-ayak-kheezi



© 2010-2022