Конспект занятия Алкоголь: информация для обсуждения, размышления и выбора»

Данный материал построен в виде тренинговой игры. На каждом этапе имеется цель, а также предложены комплекс упражнений, либо групповые задания. Конспект данного занятия модифицирован. в работе могут использовать различные специалисты: классные руководители, социальные педагоги, психологи, учителя -предметники (ОБЖ).
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бабицкая Светлана Владимировна

Приложение 1.

Пояснительная записка


Тема занятия: «Алкоголь: информация для обсуждения, размышления и выбора»

Тип занятия: семинар-тренинг

Класс: 9-11

Мотивация учащихся: групповые формы работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку проблемы и поиск ее решения

Автор занятия: Бабицкая Светлана Владимировна

Должность: социальный педагог

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа № 15

Республика/ край/ город/ поселение: Хабаровский край, поселок Майский


Конспект занятия

Цель занятия

Создание условий для выявления начало употребления алкоголя подростками через поисково-исследовательскую-проектную деятельность.

Задачи занятия для учителя

  1. Информирование подростков об алкоголе как о психоактивном веществе.

  2. Формировать у обучающихся умения выявлять факторы риска при употреблении алкоголя.

  3. Создать в группе атмосферу совместного творчества поиска, сотрудничества через проектную деятельность.

  4. Тренировать умение фиксировать шаги, выполнять правила работы в группе, парах

Задачи занятия для учащихся

  1. «Открытие» новых знаний через формулировку проблемы и поиск ее решения

  2. Рассмотреть последствия употребления алкоголя, выявлять причины и следствия.

  3. Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за свой выбор и результат своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметные: выявление причин употребления алкоголя, через поиско-исследовательско-проектную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения работать в парах, группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность

Введение.

Употребление алкоголя в подростковом возрасте наносит максимальный вред физическому, психическому и социальному здоровью. Но большинство подростков не осознают коварства и опасности употребления алкоголя подростками. Статистика лечебных учреждений показывает, что

1 мин.

Знакомство.

«Вопрос - ответ».

Цель: познакомить участников и создать свободную от барьеров атмосферу в группе

Участники располагаются по кругу. Ведущий задает играющим различные закрытые (вопрос, на который участник должен ответить утвердительно или отрицательно) вопросы (можно и шуточные). Участник, отвечающий на предложенный вопрос, встает, а остальные громко ему аплодируют. Необходимо, чтобы каждый встал, особенно, если это детская группа.

Например: «У тебя дома есть замечательная собака?», «У тебя много друзей», «Ты любишь играть на компьютере?» и т.д.

Примечание: Это упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга почувствовать себя увереннее и комфортнее в группе. В дальнейшем можно предложить самим придумать вопросы. Данное задание направлено на сплочение группы, стимулирует концентрацию внимания. Можно проводить и в начале, и в конце Вашего занятия.

Мяч по кругу.

5 мин.

Ожидания и опасения.

Участникам семинара раздаются синие листочки с просьбой написать на них свои ожидания от семинара, на зеленых листочках прописать свои опасения.

Синие и зеленые листочки бумаги по количеству участников тренинга, авторучки.

3 мин.

Принятие правил группы

Озвучить правила групповой работы

Плакат с правилами группы

2 мин.

Упражнение - энергизатор

«Постройтесь по росту».

Цель: предоставить возможность участникам выразить свои чувства.

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. Открыть глаза, посмотреть, что получилось. Спросить, сложно ли было выполнить упражнение. Какие чувства испытывали при этом?

5 мин.

Актуализация проблемы

Мозговой штурм.

Цель: Выявление факторов риска при употреблении алкоголя.

Разделите доску на 2 части или ли вывесить 2 листа ватмана. Озаглавьте одну часть «Причины употребления алкоголя», другую - «Причины не употреблять алкоголь». Разделить участников на группы КО. Группы обсуждают, записывают на листочках А4 как можно больше причин употребления алкоголя и причин не употреблять его. Запишите ответы на ватмане. Обсудите некоторые причины того, почему люди употребляют алкоголь. (например, чтобы выглядеть старше, расслабиться стать более популярным). Спросите, действительно ли при помощи алкоголя этого можно добиться?

Подведите к выводу, что алкоголь не магическое средство и не выполняет тех функций, которые ему часто приписывают люди. Например, когда человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, начинает пить, он не занимается разрешением этой ситуации, однако может ее осложнить ее, и даже создать новую проблему, если под воздействием алкоголя совершит какие либо необдуманные поступки или правонарушения (ссоры, драки, привод в милицию и т.п.). Подчеркните, что алкоголь влияет на рассудок, и пьющий часто не осознает опасности своих действий. Обратите внимание, что в нашей стране законом запрещено приобретать и употреблять алкогольные напитки лицам, не достигшим, не достигшим 21-летнего возраста.

Скажите, что большинство не употребляли алкоголь. Попросите назвать причины, по которым подростки не употребляют алкоголь, проводите опрос до тех пор, пока список причин не употреблять алкоголь станет больше, чем причин его употребления. Запишите ответы на второй части доски (или ватмане), озаглавленной «Причины не употреблять алкоголь».

10 мин.

Групповая дискуссия.

Обсудите ответы. Особые внимание обратите на влияние употребления алкоголя на внешность человека и поведение: драчливость, злость, агрессивность, качающаяся нетвердая походка, головокружение, тошнота, рвота, неприятный запах изо рта, красные глаза, заплетающаяся речь и т.п.

10 мин.

Информационный блок.

Видео мини-лекция.

Цель: Информирование подростков об алкоголе как о психоактивном веществе.

Психоактивные вещества (ПАВ) - это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека: табак, алкоголь, наркотики, некоторые лекарства и т.д.

Алкоголь - любой напиток, содержащий токсическое вещество - этанол. В небольших количествах он действует на организм как стимулятор, в умеренных и больших дозах угнетает деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными веществами.

Алкоголь содержится в пиве, вине, шампанском и водке. В одной порции различных алкогольных напитков содержится примерно одинаковое количество чистого алкоголя приводит к алкогольному отравлению, нарушению дыхания, сердечного ритма, угрозе потери сознания. Употребление алкоголя часто становиться причиной несчастных случаев и преждевременной смерти.

5 минут

Работа в группах корпаротивного обучения.

Цель: Обсуждений последствий употребления алкоголя.

Группа делится на группы КО. Каждая группа должна обсудить задание и подготовить информацию для других.

Задания на группы:

1 группа об отрицательном влиянии употребления алкоголя на здоровье человека

2 группа об отрицательном влиянии употребления алкоголя на поведение

3 группа об отрицательном влиянии употребления алкоголя на учебу или работу

4 об отрицательном влиянии употребления алкоголя на внешний вид

Последовательно заслушайте ответы групп и проведите обсуждение сделайте выводы. Подведите к пониманию, что учет отрицательных последствий употребления алкоголя помогает делать здоровый выбор в ситуациях, связанных с употреблением алкоголя.

15 минут

Упражнение-энергизатор

«Лиса и заяц».

Цель: формирование пристального внимания, повысить уровень доверия в группе; формировать культуру общения.

Для игры понадобятся два шарфа. Участники встают в круг.

Один шарф называется «лиса», другой - «заяц». «Лиса» завязывает шарф на шее одним узлом, «заяц» - двумя. Начинается игра выбором двоих участников, которые стоят напротив друг друга в кругу. Шарфы повязываются на шеи участников. Игра начинается, ведущий дает команду к старту. Участникам нужно развязать их шарфы и повязать на шею соседа. Шарфы двигаются в одном направлении по кругу. Шарф «лиса» только с одним узлом движется быстрее, чем «заяц».

Те, кто завязывают два узла шарфа «заяц» должны постараться делать это как можно быстрее,

чтобы убежать от шарфа «лиса». (Вариант: «Заяц и кондуктор»).

Примечание: Физически активное задание, требует пристального внимания от участников, кооперирует группу. Участники активно «болеют» за зайца, но в то же время им всем приходится исполнять роль и «лисы» и «зайца».

Приобретение практических навыков.

Цель: Обратить внимание подростков, что употребление алкоголя не только помогает разрешить ситуацию, но может усугубить ее, создав непредвиденные проблемы.

Разбор предложенной ситуации. Предложить группам распечатанные на бланках ситуации. 1 группа анализирует поведение Веры; 2 группа - Сережи; 3 группа - Валеры; 4 группа - Наташи.

Зачитать ситуации и ответить на вопросы:

  1. Какую проблему пытался решить герой ситуации с помощью алкоголя?

  2. Удалось ли герою решить проблему с помощью алкоголя? Почему?

  3. Как герой мог решить свою проблему без употребления алкоголя?

Ситуация: «Саша пригласил на день рождения своих друзей: Веру, Сережу, Валеру и Наташу. Они танцевали и играли в разные игры, пили сок и воду. Когда вечеринка была в самом разгаре, к Саше зашел его сосед Витя со своим другом. «Какой же день рождения без выпивки», - удивился Витя? Витя стал убеждать ребят, что немного вина сделает их вечеринку более веселой, что пить вино - совсем не опасно.

Ребята сначала робко отказывались, но потом согласились.

  1. Вера подумала, что выпив немного вина, она станет смелее и сможет пригласить танцевать Сережу, который ей очень нравился.

  2. Сережа решил, что вино поможет ему расслабиться, так как у него была трудная неделя, он хотел быть как взрослый.

  3. Валера, который был маленького роста, и над ним иногда посмеивались, решил, если он будет пить вместе со всеми, никто уже не скажет, что он маленький.

  4. 4. Наташа решила, что немного вина поднимет ей настроение, так как она накануне поругалась со своей подругой.

После того, как вино принесено и выпито, ребят было трудно узнать.

  1. Веру бокал вина так разморил, что она уткнулась в подушку и уснула на диване.

  2. Сережу стало тошнить, и он только и думал о том, как ему плохо.

  3. У Саши после выпитого вина настроение стало агрессивным, он начал сквернословить и выгонять всех.

  4. Наташа после выпитого вина стала танцевать, падала и порвала свое новое платье. Ее настроение было окончательно испорчено.

Выслушайте мнение групп. Обратите внимание подростков, что употребление алкоголя не только помогает разрешить ситуацию, но может усугубить ее, создав непредвиденные проблемы. Подведите к выводу, что существует много здоровых способов, которые помогают справляться с проблемами и весело проводить время. Например, игры, спорт, тренинги и т.д. Скажите, что в случае, когда самому трудно справиться с проблемами, следует обращаться за помощью к специалистам (врачу, психологу, воспитателю, педагогу, милиционеру и т.д.)

15 минут

Работа в группах кооперативного обучения.

Подготовка проектов.

Цель: творческое самораскрытие участников через проектную деятельность.

1-я группа создает проект «Веселье без алкоголя»

2-я группа- «Антиреклама алкоголя»

3 группа -«Здоровые способы снятия стресса»

4 группа создает проект -«Алкоголь и «утечка» мозгов»

Презентации проектов

Ватманы, наборы маркеров по количеству групп,

скотч, ножницы и т.д.

20 минут

Упражнение на умение чувствовать друг друга

Жу-жу-жу

Цель: повысить уровень доверия в группе.

Команда по очереди выполняют инструкцию: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Вот так вы должны стоять в конце игры. Теперь все разойдутся по залу, закроют глаза, руки прижмут к туловищу и начнут жужжать, как пчелы. При этом вы должны постоянно двигаться, глаза закрыты, руки прижаты. По моему хлопку вы остановитесь, глаза закрыты, руки прижаты. Когда я хлопну два раза, вы должны встать в круг, не открывая глаз, без помощи рук, касаясь друг друга плечами. Посмотрим, получится ли у вас круг?

5 минут

Завершение работы. Получение обратной связи.

Работа в круге.

Цель: формирование умения производить рефлексия своей деятельности.

Вывод ведущего: Употребление алкоголя отрицательно влияет на здоровье, поведение, внешность. Существует множество причин не употреблять алкоголь, навсегда отказаться от него. Попросить высказать свои впечатления от проделанной работы.

10 минут

Сведения, представленные в портфолио, достоверны

Директор школы О.В.Ромашко


© 2010-2022