- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание «Детская агрессия, как причина конфликтов в семье и школе
Родительское собрание «Детская агрессия, как причина конфликтов в семье и школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чаплыгина И.Г. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 им. В. В. Горбатко п. Восход
муниципальное образование Новокубанский район
_____________________________________________________________________________________
352213 Новокубанский район, п. Восход ул. Молодёжная, 2 тел. 2-91-71
Электронная почта: [email protected]
«Современный классный руководитель».
Автор: Чаплыгина Ирина Геннадьевна - учитель начальных классов
Родительское собрание
1-4 класс
Тема: « Детская агрессия, как
причина конфликтов
в семье и в школе,
последствия и пути
ее преодоления».
Форма проведения: разговор по душам.
Цели: 1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя
и результаты анкетирования родителей.
2. Обсуждение с родителями причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
3. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности возможных путей преодоления.
Вопросы для обсуждения:
-
Причины детской агрессии.
-
Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
-
Пути преодоления детской агрессивности.
-
Рекомендации по преодолению детской агрессивности.
Ход собрания.
1.Вступление. Информация:
- Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия - это отражение
внутренних проблем, чаще всего из-за жесткости и безучастия взрослых.
С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологу.
1. Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемым способом.
2. Обучать их владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
3. Формировать у агрессивных детей способность к доверяю, сочувствию, учить их сопереживать.
-Уважаемые родители!
Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессии. Разговор этот не случаен. Это проблема не только класса, но и семьи. О чём свидетельствуют результаты анкетирования. (Приложение №1) Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в общества, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров. Возраст агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать.
Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить. Если в своей семье подросток сталкивается
с хамством и грубостью взрослых, то ребенок другим не может быть.
Если родители постоянно демонстрируют перед чужими людьми плохие качества своего ребенка, то ребенку как бы нечего терять, порог стыдливости и ответственности, и можно продолжать делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей. Мне хочется обратить ваше внимание на то, что агрессия стимулирует развитие неврозов, разрушает здоровье ребенка. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это - еженедельная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства.
2. РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ.
- Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи, или наблюдаемые ситуации, связанные с детской агрессией. (Высказывание родителей.)
- Можете ли вы сказать, как формировать положительные эмоции? С чего начинать?
Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них свои выражения в два столбика:
-
1 столбик: запрещенные в общении с ребенком в семье;
-
2 столбик: рекомендуемые и желательные. ( Социализация)
Сравните выражения, записанные вами, представленными на экране. (Приложение - 2)
- Постарайтесь использовать желательные выражения, как можно чаще.
3. РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО
одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.
Иногда родители сами создают ситуации, которые в последствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие уроки» , можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе было плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница в том, что покладистый - открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований.
В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга уходят доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
-
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
-
Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
-
Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
-
Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
-
Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
-
Не изменяйте своим требованиям по отношению к своему ребенку в угоду чему-либо.
-
Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг другу.
-
Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
-
Не ставьте свои отношения собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
-
Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
5. Деловая игра.
УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ! Внимательно прочтите эту памятку! (Приложение - 3) Для этого, вооружитесь карандашом и вычеркните пункты, которые в воспитательной системе вашей семьи не касаются. Мысленно представьте улыбающееся лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и собой! После анализа, подумайте над тем, что можно еще изменить. ( Выступления родителей)
- Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
6. ИТОГ СОБРАНИЯ.
Обмен мнений родителей об услышанном на собрании.
7. В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК.
-
Безусловно, принимайте своего ребенка.
-
Активно слушайте его переживания , мнения.
-
Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
-
Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
-
Помогайте, когда просит.
-
Поддерживайте и отмечайте успехи.
-
Разрешайте конфликты мирно.
-
Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции
-
Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
8. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ.
Рекомендации могут быть диагностической и коррекционной направленности. Они должны применяться с учетом: выраженности и других свойств агрессивного поведения; социальной ситуации в которой проявляется агрессивность у ребенка «здесь и сейчас», в процессе до или после проявлений агрессии у ребенка. Для удобства рекомендации разгруппированы по стратегиям коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и условиям эффективности игровой терапии.
9. Рефликсия.
Обращайтесь к своим детям только с таким выражением лица.
Любите, улыбайтесь им, и они никогда не будут агрессивны.
Приложение №1
Анкета для родителей.
-
Бывает ли Ваш ребёнок агрессивным?
-
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
-
Против кого он проявляет агрессию?
-
Что Вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Приложение - 2
При общении с детьми не следует употреблять следующие выражения:
- Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чем ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как …
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена такая, а ты - нет…
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
-Ты у меня самый умный (красивый и т.д.)
-Как хорошо, что у меня есть ты…
-Ты у меня молодец…
-Я тебя очень сильно люблю …
-Как ты хорошо это сделал, научи меня …
-Спасибо тебе, я очень тебе благодарна…
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился…
Приложение - 3
АГРЕССИВНОСТЬ РЕБЕНКА ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЕСЛИ:
-
Ребенка бьют;
-
Над ребенком издеваются;
-
Над ребенком зло шутят;
-
Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
-
Родители заведомо лгут;
-
Родители пьют и устраивают дебоши;
-
Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
-
Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
-
Родители не умеют любить одинаково своих детей;
-
Родители ребенку не доверяют;
-
Родители настраивают ребенка друг против друга;
-
Родители не общаются со своим ребенком;
-
Вход в дом закрыт для друзей ребенка;
-
Родители не проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
-
Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
-
Ребенок чувствует, что его не любят.
(Приложение - 4)
Стратегия на осознание ребенком агрессивного и неуверенного поведения:
постарайтесь понять характер детской агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным. Стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми. Помогайте агрессивным детям адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка жертвы, а не только собственное; стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка жертвы агрессии, притеснения; чаще разговаривайте с агрессивным ребенком о палитре его собственных эмоциональных состояний; чаще спрашивайте у агрессивных детей о вариантах выхода из конфликтной ситуации; объясняйте агрессивному ребенку какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться, обратить на себя внимание среди других людей; объясните ребенку, что такое вспышка гнева, покажите руками, нарисуйте стимулируя положительные эмоции, интерес и чувство юмора у ребенка; спрашивайте у агрессивного ребенка в каких случаях он становится сердитым, теряет над собой контроль, объясняйте агрессивному ребенку, зачем необходимо что значит «контролировать» собственную агрессию.
Используйте стратегию стимуляции гуманных чувств у агрессора к другим детям: стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение. Учите ребенка не сваливать вину за агрессивное поведение на других; развивайте у агрессивных детей чувство симпатии, сочувствие к другим, сверстникам, взрослым и живому миру. Стратегия на отреагирование агрессивного поведения детьми: помогайте ребенку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением. Учите выплескивать гнев в приемлемой форме; учите агрессивного ребенка говорить словами, о том, что нравится или не нравится; учите ребенка выражать агрессию словами, а не физической агрессий; стремитесь, используя чувство юмора , объяснять ребенку, склонному к агрессии, что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Стратегия на моделирование через провокацию, и преодоление состояния «здесь и сейчас»: учите агрессивных и обидчивых детей, передавая мяч по кругу обмениваться необидными именами, шуточными прозвищами; если специально раздражает других, то создавайте игровые ситуации, в которых ему приходится брать ответственность за такое поведение.
Стратегия на переключение состояния: стимулируйте положительные эмоции у агрессивных детей с целью переключения с агрессивного состояния на иное; используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребенка на неагрессивное поведение.