Статья «Технология созданиясистемы самоуправления в начальной школе «(из опыта работы)

Все мы родом из детства… Многие из нас были когда-то октябрятами и пионерами. У меня остались о том времени самые приятные воспоминания. Мои педагоги смогли так организовать нашу школьную  жизнь, что мне было очень интересно в школе. Именно интерес, на мой взгляд,  является отправной точкой создания чего бы то ни было.                                                                                        Мне давно хотелось создать систему самоуправления в классе, чем-то похожую на ту, что была в моём классе и во Всесоюзном пионерском лагере «Океан», в котором мне посчастливилось побывать.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Технология создания системы самоуправления в начальной школе»

(из опыта работы)

Все мы родом из детства… Многие из нас были когда-то октябрятами и пионерами.

У меня остались о том времени самые приятные воспоминания. Мои педагоги смогли так организовать нашу жизнь, что мне было очень интересно в школе.

Именно интерес, на мой взгляд, является отправной точкой создания чего бы то ни было.

Мне давно хотелось создать систему самоуправления в классе, чем-то похожую на ту, что была в моём классе и во Всесоюзном пионерском лагере «Океан», в котором мне посчастливилось побывать.

Многие годы у меня ничего не получалось: то я не знала, как подступиться к этой задаче, то детям это не было интересно, то другие объективные причины не давали возможности реализовать мою идею.

В этом учебном году всё совпало. Моё желание и интерес детей.

На уроке мы читали отрывки из книги А.Гайдара «Тимур и его команда». Ребят увлекло содержание повести. Я заметила, что на переменах и на прогулках они стали сами делиться на группы, выбирать своих Тимуров, что-то придумывать и делать втайне друг от друга.

В этот момент я попробовала предложить им свою идею. Ребята с радостью согласились.

Так осенью в нашем 3 классе была создана система самоуправления.

Система работает почти год.

В течение этого года происходила проверка эффективности работы созданной системы и осуществлялась доработка некоторых моментов.

Как же создать систему самоуправления?

1.Предпосылкой к созданию системы самоуправления должен быть естественный интерес воспитателя и воспитанников к этому вопросу.

2.Создавать систему самоуправления можно только в тот момент, когда в ней есть естественная необходимость.

3.Система самоуправления должна реально работать, а не быть искусственно придуманными, формальными экипажами кораблей, министерствами, городами, солнечными лучиками и т.п.

  1. На подготовительном этапе учителю предстоит ответить на вопросы :

а) необходимо ли самоуправление в классе?

б) какие виды деятельности необходимы в классе?

в) что из необходимого реально осуществить?

г) что из необходимого будет интересно детям?

д) сменный или постоянный состав групп?

е) каковы формы контроля эффективности работы каждой группы?

2. На втором этапе нужно обсудить с детьми необходимость создания системы самоуправления в классе и формы организации работы.

3. На третьем этапе происходит формирование рабочих групп.

В нашем классе я предложила ребятам поразмышлять над следующими вопросами:

1.Нужно ли нам самоуправление в классе ?

2.Хотели бы мы разделиться на группы, каждая из которых отвечает за определённую область жизни в классе, выполнять определённые обязанности и нести ответственность за свои действия?

Я предложила ребятам группы и рассказала об их обязанностях. Все вместе мы придумали этим группам названия. Таким образом, у нас образовалось 5 групп:

Мудрейшие или Учёный совет.

В их обязанности входит помощь отстающим в учёбе, консультирование, помощь учителю в объяснении или проверке материала на уроках.

Олимпийский комитет

Эти ребята ответственные за ежедневную утреннюю зарядку, физкультминутки и спортивные мероприятия класса.

Секретари отвечают за наличие обложек на учебниках и тетрадях, проверяют

состояние дневников и школьных тетрадей. Они собирают учебники и проверяют их состояние перед сдачей в библиотеку, выдают детям новые учебники.

Помощники живой природы.

В их обязанности входит уход за цветами и рыбками в аквариуме; проверка внешнего вида ребят, проверка порядка в шкафчиках, проверка чистоты рук и наличия полотенчиков; проверка чистоты питьевых кружек; они следят за проветриванием класса, поддерживают связь с медицинской комнатой; готовят сообщения, связанные с темой здоровья.

Художники

Их задача-выпуск интересных стенгазет.

Вместе мы обговорили следующие моменты:

1. Группы постоянного или сменного состава? (Группы формируют сами ребята сроком на два с небольшим месяца).

2. В каждой группе избирается Лидер. Лидеры входят в Совет лидеров.

3. В случае необходимости формируется Совет дела.

4. Как и когда группы отчитываются о проделанной работе? (Ребята отчитываются еженедельно на классном часе)

Думали мы и над вопросом: «Нужны ли группам знаки отличий?»

Ребята решили, что нужны. Но это не было самоцелью. Мы пробовали и бейджики, и ленточки, но они у нас не прижились.

Зимой мы попробовали сшить для всех ребят цветные галстуки. Эта идея понравилась всем!

Галстук есть у каждого ученика. Он соответствует цвету той группы, в которой сейчас работает ребёнок.

Я не планировала выдавать галстук за какие-то особые заслуги. Но само- собой получилось так, что галстук стал символом того, что его хозяин- уважаемый человек в классе.

Дети, которые по своей природе менее активные, активизировались, стали стараться что-то делать, чтобы Лидеры групп вручили им галстуки.

На собственном опыте я могу выделить «плюсы» и «минусы» создания системы самоуправления в классе.

«Плюсы» создания системы самоуправления в классе:

1.Все ребята нашли себе дело по душе, все заняты добрыми делами.

2. Самоуправление не только учитывает потребности и интересы всех детей, но и дает им возможность научиться взаимодействовать друг с другом, выступать, то в роли лидера, то в роли ведомого, нести общую ответственность за все, что происходит в жизни класса.

3. Дети учатся планировать и анализировать свою работу.

4.Дети получают опыт публичного выступления: перед всем классом, когда рассказывают о результатах работы.

«Минусы» создания системы самоуправления в классе:

1.Без помощи учителя в начальной школе самоуправление практически не работает. Нужно постоянно придумывать интересные дела и рекомендовать детям их выполнить (в качестве пожеланий!)

2. К сожалению, в классе всегда найдутся дети, которые в силу разных причин не будут активно работать. (Сейчас у нас таких 5 человек) Нужно подумать, как им помочь организовать свою жизнь в классе.

Мой опыт работы подтверждает , что самоуправление- это состояние, при котором субъект и объект управления совпадают. Моим ученикам самоуправление очень нравится.



© 2010-2022