Буклет по педагогике на тему Мотивация младших школьников

Я представляю работу на тему "Повышение мотивации младших школьников", работа представленна в виде буклета на двух страницах. В нём содержится информация, полезная для учителя начальных классов, особенно для новичков. Заглянув в эту памятку, учитель может вспомнить, за счёт чего урок можно сделать интересным. Так же он может прочитать о формировании положительного отношения к учению. Может воспользоваться некоторыми из приёмов формирования учебной мотивации, чтоб его урок был интересный и оживлё...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение мотивации младших школьников



Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

сосредоточение внимания на учебной ситуации

осознание смысла предстоящей деятельности

осознанный выбор мотива

целеполагание

стремление к цели (осуществление учебных действий)

стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)

самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Вспомним некоторые требованиях к современному уроку.

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не менее 3-5 раз.

Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).

Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д.

Основная задача каждого учителя - не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

Стараться, интегрировать знания, связывая темы одного предмета с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Какие способы повышения работоспособности на уроке необходимо использовать?

Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Примерное содержание таких заданий:

- определите собственные цели занятия (его этапа);

- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;

- определите важность, значимость изучаемого материала;

- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;

- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);

- определите способ решения своей учебной задачи;

- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;

- определите свои затруднения во время занятия;

- представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации















Формирование положительного отношения к учению.

- прежде всего, необходимо заботиться о создании общей положительной атмосферы, снижать тревожность детей, исключая все оттенки отрицательного подкрепления (упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д.), тем самым снижать или полностью исключать страх школьника перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить;

- использовать игру, как естественную форму организации быта детей во внеурочное время;

- целенаправленно эмоционально стимулировать детей при подготовке домашнего задания;

- предупреждать опасные для учебной деятельности чувства скуки, серости, монотонности (за счет перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности); возбуждать интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения;

- формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

-Развитие познавательных интересов.

- необходимо избегать учебные перегрузки, переутомление. и одновременно низкая плотность режима работы (паузы).















Приёмы формирования учебной мотивации



  • мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  • Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

  • С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

  • Положительный настрой на работу создают подобранные учителем, а потом и детьми пословицы и поговорки.

  • С интересом дети анализируют цитаты и афоризмы. На протяжении урока можно обращаться и к девизу, прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, создаёт положительную эмоциональную направленность на его включение в урок.

  • актуализация знаний

  • обращение к жизненному опыту ребёнка

  • интеллектуальные разминки

  • опора на имеющиеся знания

  • постановка учебных задач (целей)



© 2010-2022