- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание – деловая игра
Родительское собрание – деловая игра
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Синельникова О.Н. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Родительское собрание - деловая игра
совместно с учащимися
«В дружбе наша сила»
Цели:
- выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- на основе примеров и жизненого опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;
-способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и дружного, сплоченного коллектива.
- воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Участники: учащиеся 3-го класса, родители, психолог и классный руководитель.
Оборудование: магннитофон, фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», рассказы В.Сухомлинский «Как на свете жить», И.Туричин «Дружба», Н. Чабаевский «Одинаковые», В.Осеева «Три товарища», выставка фотографий «Наши праздники и будни», пословицы о дружбе, выставка коллективных творческих работ учеников и их родителей.
Оформление: класс украшен шарами, парты расставлены для четырех микрогрупп, на столах лежат тексты для коллективного обсуждения, пословицы, цветная бумага, ножницы, клей, листы фатмана. На доске - слова В.И.Даля «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», выставка фотографий,
Подготовка:
За две-три недели до собрания классный руководитель совместно с родительским комитетом обсуждает замысел собрания, проводится анкетирование родителей и детей, оформляется выставка творческих работ и фотографий.
Анкета для родителей
1. Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
2. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
3. Как вы встречаете друзей своего ребенка?
- Всегда доброжелательно, приветливо;
- в зависимости от настроения;
-Сухо, с недовольным видом.
4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка?
- только отличника;
- хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;
- вам все равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.
6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?
7. Дружите ли вы семьями?
8. Замечаете ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
9. Как вы считаете, ваш ребенок - хороший друг? Почему? Как вы поступите, если между детьми возникает конфликт?
Анкета для детей
1. Есть ли у тебя в классе друг?
2. Что ты больше всего ценишь в своем друге?
3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
4. Что значит дружить хорошо?
5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?
6. Когда мы говорим «ябеда», а когда - «хороший товарищ»?
7. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?
- отличника;
- хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всем подчиняться;
-тебе все равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.
9. Приходит ли друг к тебе домой? Как его встречают твои родители?
- приветливо;
- по настроению;
- с недовольным видом
10. Бываешь ли ты в гостях у друга?
11. Как тебя там встречают?
- приветливо;
- по настроению;
- с недовольным видом.
12. Ты считаешь себя хорошим другом?
13. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?
Пословицы:
-
Без беды друга не узнаешь.
-
Друг познается в несчастии.
-
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
-
Недруг поддакивает, а друг спорит.
-
Дружба дружбе рознь, а иную брось.
6. Нет друга ищи, а нашел- береги.
Ход проведения собрания:
Родители и их дети занимают отведенные места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входят три родителя и четыре ученика. Один из родителей выполняет роль организатора работы группы.
Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, а затем предоставляет слово классному руководителю. Звучит песня «Когда мои друзья со мной».
1. Выступление классного руководителя.
- Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? (Ответы детей и родителей). Послушайте стихотворение «Что такое дружба?». Ученики читают стихотворение по ролям.
Что такое дружба?- Это что-то огромное,
Спросила я у птицы. Радостное и большое!
- Это когда коршун Это когда ребята все сразу,
Летает вместе с синицей. Все вместе играют,
Спросила я у зверя: Это когда мальчишки
Что такое дружба?- Девчонок не задирают.
- Это кода зайцу Дружить должны все на свете:
Лисицы бояться не нужно. И звери, и птицы, и дети!
А после спросила у девочки:
Дружба- что такое?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек - эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки - буду с ним дружить, нет - не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив…
Дружба начинается в семье. Семья- начало нашей жизни, мы в ней растем и взрослеем. Недаром пословица гласит «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
- Как вы считаете, могут ли родители быть вашими друзьями? (Ответы детей).
Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы, в этом вам помогут ваши родители.
2. Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывается на листе ватмана.
Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:
«Как на светае жить?» В.Сухомлинского; «Дружба» И.Туричина; «Одинаковые» Н.Чабаевского, В. Осеева «Три товарища» .
Тексты для работы микрогрупп
В.Сухомлинский
КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?
У маленькой Кати большая радость - поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
- Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, нечего не сказав, побежали гонять в мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
- Наш папа выздоровел, - сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
- Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
Вопрос для коллективного обсуждения:
- Почему заплакала Катя? Как бы вы поступили?
ДРУЖБА.
И. Туричин
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
- Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных.
- Давай, - согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
- Пожар! Пожар! - кричит.
Подбежали другие ребята.
- Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
- Я - Васин друг! И я одни буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
- Я- твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.
- Давай, - согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
- И меня примите.
- Не примем, - сказал Сережа.
- Почему? - удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
- То вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
-
Можно ли назвать Сережу настоящим другом?
ОДИНАКОВЫЕ.
Н. Чабаевский.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по арифметике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты уже хуже стала…
- Я? - удивилась Соня. - Но ведь тройку получила не я!..
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты…
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
За что мама осудила Соню?
-
Что бы вы сказали Соне?
-
Какие качества характера проявились в поступке девочки?
-
Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?
3. Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, дает на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.
1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то - научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
2. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями - всем, что могло бы помочь другу.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаваться и исправиться.
Правило еще раз читается хором всеми участниками собрания.
- А теперь среди пословиц найдите ту, которая подходит к данному правилу, и объясните ее смысл.
(Классный руководитель зачитывает подходящие к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей, а председатель родительского комитета - ответы родителей. Идет сапостАвление ответов).
- Ответы на вопросы анкет детей и родителей в основном совпадают. Это говорит о том, что родители и дети понимают что такое дружба и кто может быть настоящим другом.
- А вы сами умеете дружить? Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу? ( Высказывание мнений детей и родителей).
- Молодцы! Я вижу, что и у вас, и у ваших родителей много друзей, что многие из вас умеют дружить. Но всегда ли все гладко и хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить? (Ответы детей и взрослых).
-Ссоры и споры , конечно, неизбежны, но настоящие друзья никогда не будут ссориться по пустякам, а серьезные проблемы решат сообща, вместе. Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите своим другом, вы сумеете найти способ помириться.
Сегодня у нас в гостях педагог- психолог нашей школы Наталья Викторовна. Она проведет с вами тренинг по сплочению нашего коллектива.
-
Тренинг по сплочению коллектива.
- Сегодня я хочу провести с вами тренинг по сплочению вашего коллектива. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные мои задания. Вы сможете выполнить эти упражнения, если будете держаться вместе, помогать друг другу и поддерживать.
Упражнение «Акула» Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.
- Мы в открытом море, я предлагаю вам окунуться в воду.Вы ходите по классу, как будто плаваете. По команде «Акула»- вы должны быстро запрыгнуть на островок (лист бумаги), чтобы все оказались в безопасности.
Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных островках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.
- Почему вам удалось спастись от акулы? Что понравилось в этой игре? (Ответы детей и родителей)
\6. Коллективное творческое дело.
-Что может помочь в сплочению нашего коллектива? Конечно же, разные совместные мероприятия, конкурсы, игры, экскурсии, совместная работа. Мы свами часто проводим такие мероприятия, где участвуюете не только вы , ребята, но и ваши родители. Этому свидетельствует выставка фотографий с разных мероприятий.
Сейчас каждая микрогруппа постарается сделать свой цветок дружбы. Середина цветка - это вы, а лепестки - ваши друзья. Вырежьте лепестки из бумаги, напишите на лепестках имена своих друзей.
(Используя цветную бумагу, дети вместе с родителями выполняют задание под песню «Улыбка». Выставка работ «Вот как много у нас друзей»).
-
Итог родительского собрания.
-Что вам сегодгя понравилось на собрание? Какой выод вы сделаете для себя? Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?
Потерять друга легко, а найти- очень сложно. Некоторые люди не находят друзей за всю свою жизнь. Им живется очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом. А когда у вас будет много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.
В заключении все вместе давайте споем песню «Вместе весело шагать»).
-
Решение родительского собрания.
Председатель родительского комитета зачитывает решение собрания:
- Ежедневно жить по правилам дружбы, которые вывели сегодня.
- Принимать активное участие вместе с детьми во всех мероприятиях.
- Строить отношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Литература.
-
Е.Н. Степенов «Калейдоскоп родительских собраний».
-
И.А. Каиров «Азбука нравственного воспитания».
-
СЛ.С. Бескоровайная «Настольная книга учителя начальных классов».
-
Газета «Начальная школа» № 13, 2008 г.