Практика перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей (статья в сборник материалов конференции)

Практика перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.  Известно давно, что воспитание детей - самая важная область нашей жизни и нашего будущего. Сегодня в России как никогда остро стоит вопрос воспитания детей. Это связано непосредственно с «духовным кризисом», который мы наблюдаем. Похоже, сбывается предви­дение философа Ю.А. Шрейдера: «Самая страшная из грозящих нам катастроф – это не столь атомная, тепловая и тому подобные ва­рианты физического уничтожения человека на Земле, сколько а...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практика перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей

Е.П. Обод, учитель русского языка

и литературы ФКОУ «В(С)ОШ№ 1»

ГУФСИН России по Кемеровской области.

Известно давно, что воспитание детей - самая важная область нашей жизни и нашего будущего. Сегодня в России как никогда остро стоит вопрос воспитания детей. Это связано непосредственно с «духовным кризисом», который мы наблюдаем. Похоже, сбывается предви­дение философа Ю.А. Шрейдера: «Самая страшная из грозящих нам катастроф - это не столь атомная, тепловая и тому подобные ва­рианты физического уничтожения человека на Земле, сколько антропологическая - уни­чтожение человеческого в человеке» [2, с. 7]. «Разве не видно, в каком ужасающем состоянии находится наше юношество, - говорит митрополит Владимир в интервью газете «АиФ». - Каждый седьмой подросток - наркоман, то есть смер­тник. Юные души не получают противо­ядие от нравственного растления. И все это будет продолжаться, пока воспитание в Рос­сии подменяется антивоспитанием...» [1]. Воспитание было и остается актуальнейшей задачей нашего времени.

В условиях модернизации современного отечественного образования общество неизбежно встало перед проблемой преодоления провала в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения и обеспечения приоритета воспитания в целостном образовательном процессе. Это, в свою очередь, вызывает потребность в переосмыслении ценного и необычайно успешного социально-педагогического наследия А. С. Макаренко.

Моё самое яркое воспоминание из курса по педагогике - лекции по методике Антона Семёновича Макаренко. «Педагогическая поэма» была перечитана на несколько раз. Помню, что меня поразило, как за короткий срок один педагог смог из беспризорников и преступников воспитать достойных граждан советского государства.

Наша теория воспитания исходит из того, что недостатки в поведении, антисоциальные привычки и правонарушающие наклонности не заложены в человеке от рождения. Они приобретаются под влиянием нездоровой среды, неблагоприятных условий, а так же в результате ошибок и недостатков в воспитании. Их можно искоренить, изжить в результате изменения условий жизни и путем правильно организованного воспитания и перевоспитания.

Перевоспитание - это трудный и длительный процесс. Известно, что перевоспитывать значительно труднее, чем воспитывать. В процессе перевоспитания приходится изменять, а иногда и вытеснять уже сложившиеся привычки, взгляды, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних. Особенно трудно протекает процесс перевоспитания тогда, когда антисоциальные привычки прочно закрепились в воспитуемом, когда его противоправное развитие зашло слишком далеко. Что делать с социально неадаптированными детдомовцами, с сотнями малолетних преступников, живущих по порочному сценарию: «украл, выпил - в тюрьму»? Брать под копирку чужой опыт или всё же обратить внимание на наработки отечественных педагогов?

Ведущая социально-воспитательная деятельность в авторской системе Макаренко - трудовое воспитание во взаимосвязи с коллективным самоуправлением воспитанников. Но вместе с этим, на наш взгляд, важнейшей задачей школы является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

Самое упорное на­таскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие», - предупреждал А.С. Макаренко [3. Т. 4, с. 134]. Организовать ­­детскую жизнь как опыт, воспитывающий определенную группу привычек, - таково было основное требование педагога, и в этом он видел сущность воспитания. Постоянная тренировка в нравственных поступках приводила к тому, что привычка к правильным действиям становилась для его воспитанников жизненной нормой. «Видеть хорошее в человеке, - отмечает Макаренко, - всегда трудно... Хорошее в че­ловеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» [3. Т. 4, с. 13]. Как же возможно нам проектировать хорошее в наших воспитанниках? Конечно же, это должно происходить ежедневно на наших уроках. Влияние уроков литературы и русского языка на духовное и нравственное развитие обучающихся всегда было огромно. Великая русская литература, так и не ответившая на шукшинское «что с нами происходит?», и могучий и прекрасный русский язык могут дать надежду на духовное обновление наших подростков. Особенно русская литература, с ее высокой моралью и жертвенностью, ее несравненной человечностью, состраданием и всегда светом в конце самого мрачного и темного туннеля. Она всегда была опорой. Роль художественной литературы в воспитании неоценима. Она формирует нравственные ориентиры человека, утверждает в нем гуманистические идеалы, развивает чувство гармонии и красоты, приобщает к культурному и духовному наследию человечества. О потенциальных возможностях воздействия литературы на развитие и формирование личности пишут многие исследователи. Так Т.Д. Полозова утверждает, что под воздействием художественной литературы осуществляется самореализация творческих способностей и духовных возможностей человека. «Литературный персонаж высвечивает характеры живых людей, картины и образы прочитанного возникают в той призме, через которую смотрел на жизнь художник. Человек начинает мыслить, чувствовать, судить, а в определенной ситуации и действовать в соответствии с образами героев, художественных произведений, применяя по отношению к себе этику идеальных персонажей». [4. c.132] Работая над проблемой нравственного и духовного воспитания на уроках литературы, убеждаемся, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Необходимо стараться помочь своими уроками как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности. Нельзя просто так в одночасье взять и исправить все ошибки и недостатки в воспитании, сразу вывести подростков на правильный путь. Нужно суметь достучаться до каждого. Систематическая работа по нравственному воспитанию подростков, осужденных к лишению свободы, на основе литературных произведений позволяет повышать уровень их нравственного развития «относительно самого себя».

Можно ли перевоспитывать несовершеннолетних преступников с помощью искусства? Думается, что роль курса по Мировой художественной культуре в духовно-нравственном воспитании подростков велика. Давно известны и обоснованы потенциальные возможности видов искусств, пути их кооперирования в процессе решения социально-педагогических задач. Воспитывающее воздействие искусства определяется тем, что через образы произведения искусства, будь то живопись, скульптура или архитектура, киноискусство или театр, раскрываются истина и ложь, добро и зло, красота и уродство. При помощи искусства подросток строит фундамент, широкую базу формирования мировоззренческих ориентаций. Книга и фильм, картина и театральная постановка выступают как средство познания жизни людей, являются своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни взрослых и проблемы человеческих отношений. Произведения искусства позволяют подростку узнать о сложных отношениях и чувствах, об их месте в жизни человека. Они различают границы жизни подростка, обогащая его духовно. Искусство своим духовным опытом, воспитательным значением помогает в становлении личности. Именно с помощью художественных образов произведений искусства подростки учатся видеть и воспринимать мир, жизнь, действительность. Курс МХК раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим в человеке силам. Все прикладное значение данного курса в конечном счете сводится к его воспитывающему действию.

Но мало видеть окружающую тебя красоту и пассивно знакомиться с искусством, важно активно приобщаться к творчеству. Умение что-то создавать своими руками самостоятельно не менее ценно. Именно поэтому творческое объединение «Под зеленым абажуром» обеспечивает не только развитие у подростков способности воспринимать и оценивать, но и творить красоту. В объединении приветствуется все: умение сочинять стихи и прозу, рисовать, лепить из глины и соленого теста, делать фоторамки, «выращивать» топиарии - деревья счастья, шить мягкие игрушки, изготавливать сувениры из природного и бросового материалов. Все это формирует положительные мысли и эмоции подростков, их поступки, умение переориентировать художественные интересы и, как следствие, свое поведение. Кроме того, в школе на протяжении многих лет работает пресс-центр - добровольная организация, основная цель которой - развитие творческих способностей учащихся, воспитание информационной культуры, формирование активной жизненной позиции. Под руководством педагогов ребята выпускают школьную газету - своеобразную летопись школьной жизни, создают видеофильмы, радиопередачи.

Есть убежденность, что основу содержания воспитания составляют общечеловеческие фундаментальные ценности, ориентация на которые должна рождать в учащихся добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей выделены следующие: Человек, Семья, Знание, Культура, Земля, Отечество, Труд. Чтобы указанные ценности стали основой процесса воспитания, педагоги школы предлагают своим воспитанникам следующие пути приобщения к ним: участие в работе клуба «Патриот» на базе школьного музея, адаптивный курс «Самовоспитание личности и выбор профессии», систему классных часов в течение учебного года «Семья - нравственная ценность человека», «Этика и психология личности», адаптивный курс «Культура речи и речевое общение», формирование классными руководителями отдельных целевых программ: «Наша малая Родина»; «Молодые граждане России»; разработку совместно с учащимися коллективных памяток «Заповеди настоящего человека», « Кодекс достойного человека-гражданина», фиксирующих в каждом коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются нравственные ценности. Основная задача уроков из курса «Вокруг тебя - мир…» - познакомить воспитанников с ситуациями морального выбора, сформировать ориентировку на нравственно-этическое содержание поступков.

Задача каждого педагога в школе абсолютно точно знать: каков нравственный климат в классе; каковы взаимоотношения между детьми; у кого из учащихся особенно остры проблемы личностного развития, развивать и совершенствовать воспитательную систему, а вместе с ней и субъектов образовательного процесса. Развивая коллективные, групповые формы работы на уроках и во внеурочное время, используя дидактические игры, проводя научно-познавательные заочные экспедиции, аукционы знаний, уроки творчества, межпредметные и интегративные уроки, организуя коллективные творческие дела, педагоги стараются, чтобы каждый из воспитанников попал в так называемое пространство успеха - стал успешным в каком-либо виде деятельности - учебно-познавательной, интеллектуальной, в культурно-досуговой, спортивной или творческой.

Лучший опыт передовых отечественных педагогов стоит передавать новому поколению педагогов. Опыт А.С.Макаренко в работе с трудными подростками и правонарушителями - уникальное педагогическое наследие советского времени, которое не должно уходить в забвение, его опыт и педагогические идеи могут и должны быть переосмыслены и освоены молодым поколением педагогов и воспитателей.

Список литературы.

  1. «Аргументы и факты», № 16, 2003 г.

  2. Глобальные проблемы и общечело­веческие ценности: Пер. с англ. И франц. / Сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаева; вводн. ст. Ю.А. Шрейдера.- М.: Прогресс, 1990.

  3. Макаренко А.С. Педагогические сочи­нения: В 8-ми т. - М., 1983-1986. 164.

  4. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством/В .Г. Маранцман//Литература в школе. 1998. -№ 8.-С. 91-98.

  5. Полозова Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Книга для учителя/Т. Д. Полозова, Т.А. Полозова. М. .Просвещение, 1990. - 257 с.


© 2010-2022