Урок Победы Гордимся и помним

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Победы « Гордимся и помним»

ЦЕЛЬ: ЗНАКОМСТВО С ГЕРОИЧЕСКИМИ СТРАНИЦАМИ ИСТОРИИ НАШЕЙ РОДИНЫ. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОЙ СТРАНЫ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер

  • Репродукции картин, посвященных Великой Отечественной войне

  • Запись военных песен

Ход урока

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня…

А. Т. Твардовский

I. Объявление темы и целей урока.

II. Работа над темой урока

Учитель

Ребята, давайте мысленно перенесемся в прошлое . Представьте себе, что сегодня летний воскресный день 22 июня 1941 года. Ласково светит солнце, согревая землю своими лучами. Шепчутся друг с другом камыши, поют птицы на все голоса. Люди просыпаются, строят планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов доносится страшная весть о том, что фашистская Германия вероломно , без предупреждения, напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы. ( Звучит голос диктора Левитана ).

Ученик

Мирно страна проснулась в этот июньский день.

Только что развернулась в скверах ее сирень.

Радуясь солнцу, миру, утро встречала страна.

Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова.

Голос уверенно- строгий сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге заполыхала война… ( Н. Сидоренко)

( Звучит песня « Вставай , страна огромная…» )

Учитель

До нападения на нашу страну, Германские войска покорили уже многие страны Европы: Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию, Австрию. Захватив страны Европы, гитлеровская Германия обрушила свой страшный удар на Советский Союз. Так называлась наша страна в годы войны.

Для нас война началась неудачно, т.к. враги напали неожиданно. Они долго готовились к ней, поэтому были лучше вооружены. У них было больше пушек, танков, самолётов. Первое время советские войска вынуждены были отступать.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

…Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! О мужестве защитников Брестской крепости говорят надписи на её стенах, написанные кровью: «Умрём, но не сдадимся! Прощай, Родина!

Около месяца потратили фашисты на взятие Брестской крепости. Настолько мужественно сражался малочисленный гарнизон Брестской крепости, что даже сами немцы были поражены подвигом её героев. И когда последний, истощённый без воды и еды солдат вышел наверх, немецкий офицер отдал ему честь.

Но силы были неравны. Оборона крепости пала, дорога была открыта, и гитлеровцы продолжали наступление вглубь, к «сердцу» нашей страны.

Как вы думаете, ребята, а какой город на ваш взгляд, можно назвать сердцем России? (ответы детей)

Учитель

Конечно же, Москву столицу нашей Родины. Но прежде чем пойти на Москву, гитлеровская армия решила захватить не менее значимый город для нашего государства, второй после Москвы, город - Ленинград.

Как называется этот город в настоящее время?

Учитель

Прошло 2 месяца после начала войны, в августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Для ленинградцев Гитлер уготовил чудовищную расправу. Медленную смерть города. Видя, что ленинградцы не сдаются и отчаянно сопротивляются, фашисты окружили город в кольцо и блокировали, т.е. отрезали город от нашей большой страны. Были перекрыты все дороги, по которым можно было подвозить горючее, боеприпасы, продовольствие. Гитлеровцы решили взять город «измором».

Кроме этого, они подвергли город массированным бомбардировкам.

От бомбёжек вышли из строя водопровод, замерло электричество, не было топлива. В городе закончилось продовольствие, и начался голод.

Всему миру известен дневник Тани Савичевой, в котором она записала даты смерти всех членов семьи. В конце дневника есть запись: «Савичевы умерли все, осталась одна Таня».

Ансамбль чтецов читает стихотворение « Дети мечтали о корочке хлеба»

9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.

Умерли все. Что поделать? Блокада…

Голод уносит людей Ленинграда.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
"Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… " Пустел Ленинград.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
"Вновь не должно это все повториться!


Учитель После войны городу Ленинграду было присвоено звание Город-Герой.

Через 3 месяца после начала войны, 30 сентября 1941 года, Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. Он так говорил о Москве: «Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро. Само название «Москва» исчезнет навсегда.

Враг рвался к сердцу советской страны, не считаясь ни с чем. Весь город встал на защиту столицы. Были созданы оборонительные сооружения - рвы, противотанковые ежи.

В битве под Москвой у разъезда Дубосекова на Волокамском направлении отличилась группа бойцов- панфиловцев из 28 человек . Эта малочисленная группа бойцов отразила многочисленные атаки вражеских танков. Их девизом были слова:«Велика Россия, а отступать некуда!»

На помощь защитникам Москвы пришли войска из Сибири, Средней Азии, Казахстана, Урала, Дальнего Востока.

С 5 декабря наши войска начали мощное наступление по всему фронту. Это было полной неожиданностью для германского командования. Москва, которую Гитлер считал побеждённой, внезапно оказалась недоступной.

Учитель

Потом были Сталинградская, Курская битвы. После этих битв наши войска уже не отступали.

Летом 1944 года наша Армия отвоевала у немцев всю советскую территорию, потом помогла освободить страны Европы и взяла курс на Берлин.

Советский солдат прошагал всю Европу и, дойдя до города Берлина, водрузил знамя победы над Рейхстагом.

Ученик

Сквозь кровь и пот,

Через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ,

Через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шёл, Россия, твой солдат!

Учитель

Не обошла война стороной ни одну семью, ни один город.

Тяжёлые испытания принесла война . Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий. А истребление детей было еще более страшным преступлением гитлеровцев. Каждому человеку ясно. Что дети -это святое, они не воюют, они не вооружены, они беззащитны. Однако фашизм их зверски уничтожал.

Инсценировка.

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесёт.

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь

И дом у нас с тобою есть.

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране легко!

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б всё одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.

Сестра: Но мама больше не пришла домой

Настигла пуля её вражеская

Мы не увидели её живой.

Учитель

В чем были повинны эти дети? Что пришлось пережить всем детям войны? Страх, голод, холод и острую боль, вонзающуюся в детские души, как нож.

Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов , защищавших наш Крым:

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою.

Знает народ: пионеры- герои

Навечно остались в строю…

(Тексты к фотографиям читают ученики)

Витя Коробков

Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…

Володя Дубинин

Володя Дубинин родился в Керчи.

Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Вместе со взрослыми он ушел в Старокарантинские каменоломни.

Володя был связным и разведчиком в этой подземной крепости, около двух месяцев отчаянно сопротивлявшейся гитлеровским захватчикам. Оккупанты вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами.

За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны.

2 января 1942 года юный герой погиб, подорвавшись на мине. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалёку от каменоломен.

Братья Стояновы - Юра, Толя и Митя - старокрымские партизаны. В марте 1944 года фашисты их поймали и жестоко пытали, но ребята так и не выдали расположение партизанского отряда. Через несколько дней они были расстреляны фашистами.

И если в страну мою недруг ворвется,
Найдет он могилу себе.
Клянусь,- пока сердце в груди моей бьется,
Отчизна, я - верен тебе.

Эти стихи написал четырнадцатилетний партизанский поэт Юра Стоянов. В 1941 году старший, Анатолий, окончил десять классов. Средний, Юрий,- семь. Ну, а младшему, Мите, было всего двенадцать лет.

В ноябре 1941 года в Старый Крым ворвались фашисты. Наутро на всех заборах уже белели приказы немецкой комендатуры. Прочитав приказ, Юра Стоянов в тот же день пришёл к своему школьному учителю Никите Игнатьевичу Холоду. О чём они говорили, никто не знал. Но с этого дня по одному и небольшими группами в лес потянулись пионеры и комсомольцы. У многих из них было оружие, добытое у врага.

Через месяц 5-й молодёжный отряд был готов вступить в открытую борьбу с оккупантами. Юра Стоянов, лучше других ребят знавший окрестности Старого Крыма, стал командиром разведчиков. Его группа каждый день проникала в город и собирала сведения о враге.

Учитель


Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили своей жизни ради победы.

Ребята, я хочу закончить сегодняшний Урок Победы строчками из известного стихотворения «Эта память- наша совесть » Ю. Воронова :


Чтоб снова на земной планете не повторилось той беды,

Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память- наша совесть. Она, как сила, нам нужна!

III.Рефлексия. Составление открытки- коллажа « Помним и гордимся!»



© 2010-2022