Родительское собрание в начальной школе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальный конкурс

методических разработок родительских собраний





Родительское собрание в начальной школе


«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»






Работу выполнила:

Кузина Любовь Александровна,

учитель начальных классов первой категории,

МОУ «Еланская ООШ

Ртищевского района Саратовской области»














2012 г.


Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи:

  • Сформировать представление родителей о нововведениях в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации ФГОС;

  • В ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в обучении;

  • Познакомить родителей с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием;

  • Дать информацию родителям о планируемой деятельности школы по реализации новых стандартов с учётом её условий

Участники: классный руководитель, родители будущих учеников 1класса, представители администрации ОУ.

Форма проведения: круглый стол, групповая работа (2 группы)

Время на проведение собрания - 1,5 ч.

Оборудование:

  • проектор, компьютер

  • мультимедийная презентация-26слайдов;

  • «Корзина чувств» (коробочка)

  • наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка - по количеству групп;

  • чистые листы - по количеству участников собрания;

  • памятка для родителей «Золотые» правила обучения;

  • приложения

Ход собрания

  1. Приветственное слово учителя.

- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание, тем более, что нам с вами предстоит быть в каком-то роде первооткрывателями. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая - вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Слайд 1

  1. Введение в тему собрания.

Слайд 2 - Знакома ли вам аббревиатура? Давайте попробуем её вместе расшифровать (выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на слайде). Слайд 3

- С 1 января 2010 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой были озвучены 6 пунктов президентской инициативы, начался переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения, а затем с 2012 года на образовательные стандарты нового поколения постепенно перейдут все остальные классы.

Причины появления стандартов.

  1. По закону «Об образовании» стандарты должны меняться не реже 1 раза в 10 лет.

  2. Необходимо сохранение фундаментального ядра образования. В российских школах стандарты I поколения с этим не справлялись (при переходе из школы в школу не сохранялась единство программы)

  3. Неудовлетворённость общества образовательными результатами (школа не может подготовить достойно ученика к ЕГЭ, значит, не справляется с образовательными результатами, результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении)

  4. Произошла потеря нравственного идеала.

  5. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования…в чём состоят эти отличия?

  • резко возросла информированность детей;

мало читают, особенно классическую литературу;

  • несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления, произвольного поведения как следствие раннего замещения игровой деятельности учебной;

  • ограниченное общение со сверстниками, что затрудняет освоение моральных норм, препятствует формированию коммуникативной компетентности;

  • лишены опыта коллективных взаимоотношений;

  • поляризация детей по уровню умственного и интеллектуального развития.

Слайд 4 Изменилась социальная ситуация развития детей!

Новые дети - учить по-новому - новые стандарты

-Как Вы думаете, что такое образовательный стандарт?(ответы родителей)

- Действительно, в предыдущей версии определение стандарта было таким: «Стандарт - это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника». В нём фиксировали некий набор знаний и умений, которые выпускник должен был показать на выходе.

Сегодня под стандартом понимается система требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре основных образовательных программ и к условиям реализации основных образовательных программ.

Слайд 5-10 Все это отражено в образовательной программе школы, с которой вы можете ознакомиться в любое время, к тому же об отдельных её разделах мы подробно поговорим на следующих родительских собраниях.

3. Создание проблемной ситуации и организация групповой работы

- Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами. Опрос: «Корзина чувств»

Инструкция: «Уважаемые родители! У меня в руках корзина, вам предстоит кратко сформулировать, те чувства и эмоции, которые переполняют …».

- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте, пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению. Каждая группа получает слова-качества: УМНЫЙ, ДОБРЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ,

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ,ТРУДОЛЮБИВЫЙ,СТАРАТЕЛЬНЫЙ,АКТИВНЫЙ,

ЗДОРОВЫЙ,САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ,ГОТОВЫЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ,

УВАЖАЕТВЗРОСЛЫХ,ВЕЖЛИВЫЙ,ВОСПИТАННЫЙ,ПАТРИОТ,

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ,ОТВЕТСТВЕННЫЙ

(в классе сначала повисает пауза, все молчат в недоумении, никто не готовился к такого рода работе, т.к. шли на собрание, чтобы получить информацию, потом родители начинают беспокоиться, появляются вопросы к ведущему собрания: как оформлять запись, можно ли не писать, а просто послушать, некоторые демонстративно отодвигают листок, отказываясь выполнять задание)

- Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по окончанию школы, мысленно и в разговорах с близкими высказывал свои запросы, потребности, пожелания. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?

(ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться некомпетентным, ошибиться и т.д.)

- Действительно, такого рода задание вызвало значительное эмоциональное напряжение, потребовало и определенного умственного напряжения. Каждый из вас почувствовал себя как минимум некомфортно. А вместе с тем в такую ситуацию вы часто попадали, когда учились в школе, и никому из нас не хотелось бы, чтобы подобные эмоции испытывал ребёнок на уроках. Согласны?

Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного по-другому, работая в группе.

У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те качества, которыми по-вашему должен обладать выпускник начальной школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз. Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все, определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли вопросы? (родители выполняют задание в группах)

-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.

(планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются суждения родителей, их точка зрения)

4. Соотнесение результатов работы групп с образцом

- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его составить, работала большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности и запросы. Ведь стандарт - это социальная норма, реализующая общественный договор между обществом, государством и семьёй. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?

Слайд 11 Портрет выпускника

(соотносим результаты работы групп с чертами портрета выпускника, описанными в стандарте, выясняем, что они во многом совпадают, делается вывод о правильности выполнения задания)

5.Рефлексия

- Давайте поделимся впечатлениями от работы в группе (ответы родителей)

- Вспомните свои ощущения, когда это задание вам было предложено выполнить самостоятельно каждому в отдельности в начале собрания.

6. Введение понятия «системно-деятельностный подход»

- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно-деятельностный подход, (Слайд12) он лежит в основе нового стандарта и предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям, предъявляемым жизнью в обществе;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Слайд 13-16 Такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности и приносит удовлетворение от выполненной работы.

7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.

Уважаемые родители! - Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Дети должны иметь возможность для развития во всех сферах своей деятельности, а не только на уроках. Именно поэтому в учебном плане в новом стандарте предусмотрена внеурочная деятельность учащихся. Это означает, что образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. В новом стандарте занятия по выбору введены в учебный план как часы внеурочной деятельности. На неё отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т е. в среднем по 2 часа каждый день. После обеда ребёнок будет посещать кружки, секции, клубы, которые предложит школа, в зависимости от выбранного направления. Выбор занятий по внеурочной деятельности дети делают совместно с родителями.

Школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться как личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков так, чтобы школа стала для него вторым домом. Это, в свою очередь, даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Слайд 17-21 (далее идет презентация программы внеурочной деятельности: родители знакомятся с направлениями, формами внеурочной деятельности и т.д.)

8. Выступление завуча школы (Базисный учебный план (Слайд 22), планируемая деятельность школы в связи с введением нового стандарта, исходя из условий образовательного учреждения)

9. Анкетирование (см. приложение)

10. Подведение итогов собрания - обратная связь

(Опрос: «Корзина чувств» Инструкция: «Уважаемые родители! У меня в руках корзина, вам предлагается ответить на вопросы … каждая группа достаёт вопрос».) Родителям предлагается ответить на вопросы:

  • Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?

  • Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?

  • Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?

11. Решение родительского собрания. Принять к сведению….

Отличие новых стандартов от предыдущих Слайд 23

«Золотые» правила обучения (раздаются памятки) Слайд 24

12. Минута благодарности. Слайд 25 Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.


Приложения

Приложение 1

Анкета для родителей

« Как Вы относитесь к введению ФГОС в школе?»


Уважаемый, родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наша школа переходит на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) нового поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.


  1. Беспокоит ли Вас, каким будет образование в России?

Да

Нет


  1. Как вы относитесь к введению ФГОС НОО в нашей школе?

Положительно

Отрицательно


  1. Хотите ли вы быть непосредственными участниками образовательного процесса школы?

Да

Нет

Не знаю


  1. Считаете ли вы необходимым введение внеурочной занятости детей?

Да

Нет

  1. Какие направления внеурочной деятельности вызвали у вас интерес?


  • Духовно-нравственное

  • спортивно-оздоровительное

  • художественно-эстетическое

  • научно-познавательное

  • общественно полезная деятельность

  • проектная деятельность


Приложение 2

Список используемой литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: «Просвещение» 2011

2.Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: «Просвещение» 2011

3.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Под редакцией Д.В. Григорьева. М: «Просвещение» 2011

4. Журнал Портфолио №2(14) 27 января 2012 г.

5. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.

6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. М.: "ВАКО" 2004, (Педагогика. Психология. Управление)

7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).

8. Интернет - ресурсы

Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.

С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.







© 2010-2022