- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание в начальной школе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
Родительское собрание в начальной школе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузина Л.А. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальный конкурс
методических разработок родительских собраний
Родительское собрание в начальной школе
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
Работу выполнила:
Кузина Любовь Александровна,
учитель начальных классов первой категории,
МОУ «Еланская ООШ
Ртищевского района Саратовской области»
2012 г.
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи:
-
Сформировать представление родителей о нововведениях в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации ФГОС;
-
В ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в обучении;
-
Познакомить родителей с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием;
-
Дать информацию родителям о планируемой деятельности школы по реализации новых стандартов с учётом её условий
Участники: классный руководитель, родители будущих учеников 1класса, представители администрации ОУ.
Форма проведения: круглый стол, групповая работа (2 группы)
Время на проведение собрания - 1,5 ч.
Оборудование:
-
проектор, компьютер
-
мультимедийная презентация-26слайдов;
-
«Корзина чувств» (коробочка)
-
наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка - по количеству групп;
-
чистые листы - по количеству участников собрания;
-
памятка для родителей «Золотые» правила обучения;
-
приложения
Ход собрания
-
Приветственное слово учителя.
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание, тем более, что нам с вами предстоит быть в каком-то роде первооткрывателями. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая - вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.
Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Слайд 1
-
Введение в тему собрания.
Слайд 2 - Знакома ли вам аббревиатура? Давайте попробуем её вместе расшифровать (выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на слайде). Слайд 3
- С 1 января 2010 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой были озвучены 6 пунктов президентской инициативы, начался переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения, а затем с 2012 года на образовательные стандарты нового поколения постепенно перейдут все остальные классы.
Причины появления стандартов.
-
По закону «Об образовании» стандарты должны меняться не реже 1 раза в 10 лет.
-
Необходимо сохранение фундаментального ядра образования. В российских школах стандарты I поколения с этим не справлялись (при переходе из школы в школу не сохранялась единство программы)
-
Неудовлетворённость общества образовательными результатами (школа не может подготовить достойно ученика к ЕГЭ, значит, не справляется с образовательными результатами, результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении)
-
Произошла потеря нравственного идеала.
-
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования…в чём состоят эти отличия?
-
резко возросла информированность детей;
мало читают, особенно классическую литературу;
-
несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления, произвольного поведения как следствие раннего замещения игровой деятельности учебной;
-
ограниченное общение со сверстниками, что затрудняет освоение моральных норм, препятствует формированию коммуникативной компетентности;
-
лишены опыта коллективных взаимоотношений;
-
поляризация детей по уровню умственного и интеллектуального развития.
Слайд 4 Изменилась социальная ситуация развития детей!
Новые дети - учить по-новому - новые стандарты
-Как Вы думаете, что такое образовательный стандарт?(ответы родителей)
- Действительно, в предыдущей версии определение стандарта было таким: «Стандарт - это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника». В нём фиксировали некий набор знаний и умений, которые выпускник должен был показать на выходе.
Сегодня под стандартом понимается система требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре основных образовательных программ и к условиям реализации основных образовательных программ.
Слайд 5-10 Все это отражено в образовательной программе школы, с которой вы можете ознакомиться в любое время, к тому же об отдельных её разделах мы подробно поговорим на следующих родительских собраниях.
3. Создание проблемной ситуации и организация групповой работы
- Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами. Опрос: «Корзина чувств»
Инструкция: «Уважаемые родители! У меня в руках корзина, вам предстоит кратко сформулировать, те чувства и эмоции, которые переполняют …».
- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте, пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению. Каждая группа получает слова-качества: УМНЫЙ, ДОБРЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ,
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ,ТРУДОЛЮБИВЫЙ,СТАРАТЕЛЬНЫЙ,АКТИВНЫЙ,
ЗДОРОВЫЙ,САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ,ГОТОВЫЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ,
УВАЖАЕТВЗРОСЛЫХ,ВЕЖЛИВЫЙ,ВОСПИТАННЫЙ,ПАТРИОТ,
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ,ОТВЕТСТВЕННЫЙ
(в классе сначала повисает пауза, все молчат в недоумении, никто не готовился к такого рода работе, т.к. шли на собрание, чтобы получить информацию, потом родители начинают беспокоиться, появляются вопросы к ведущему собрания: как оформлять запись, можно ли не писать, а просто послушать, некоторые демонстративно отодвигают листок, отказываясь выполнять задание)
- Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по окончанию школы, мысленно и в разговорах с близкими высказывал свои запросы, потребности, пожелания. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?
(ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться некомпетентным, ошибиться и т.д.)
- Действительно, такого рода задание вызвало значительное эмоциональное напряжение, потребовало и определенного умственного напряжения. Каждый из вас почувствовал себя как минимум некомфортно. А вместе с тем в такую ситуацию вы часто попадали, когда учились в школе, и никому из нас не хотелось бы, чтобы подобные эмоции испытывал ребёнок на уроках. Согласны?
Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного по-другому, работая в группе.
У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те качества, которыми по-вашему должен обладать выпускник начальной школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз. Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все, определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли вопросы? (родители выполняют задание в группах)
-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.
(планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются суждения родителей, их точка зрения)
4. Соотнесение результатов работы групп с образцом
- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его составить, работала большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности и запросы. Ведь стандарт - это социальная норма, реализующая общественный договор между обществом, государством и семьёй. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?
Слайд 11 Портрет выпускника
(соотносим результаты работы групп с чертами портрета выпускника, описанными в стандарте, выясняем, что они во многом совпадают, делается вывод о правильности выполнения задания)
5.Рефлексия
- Давайте поделимся впечатлениями от работы в группе (ответы родителей)
- Вспомните свои ощущения, когда это задание вам было предложено выполнить самостоятельно каждому в отдельности в начале собрания.
6. Введение понятия «системно-деятельностный подход»
- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно-деятельностный подход, (Слайд12) он лежит в основе нового стандарта и предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям, предъявляемым жизнью в обществе;
-
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
-
гарантированность достижения планируемых результатов освоения программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Слайд 13-16 Такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности и приносит удовлетворение от выполненной работы.
7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.
Уважаемые родители! - Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Дети должны иметь возможность для развития во всех сферах своей деятельности, а не только на уроках. Именно поэтому в учебном плане в новом стандарте предусмотрена внеурочная деятельность учащихся. Это означает, что образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. В новом стандарте занятия по выбору введены в учебный план как часы внеурочной деятельности. На неё отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т е. в среднем по 2 часа каждый день. После обеда ребёнок будет посещать кружки, секции, клубы, которые предложит школа, в зависимости от выбранного направления. Выбор занятий по внеурочной деятельности дети делают совместно с родителями.
Школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться как личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков так, чтобы школа стала для него вторым домом. Это, в свою очередь, даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Слайд 17-21 (далее идет презентация программы внеурочной деятельности: родители знакомятся с направлениями, формами внеурочной деятельности и т.д.)
8. Выступление завуча школы (Базисный учебный план (Слайд 22), планируемая деятельность школы в связи с введением нового стандарта, исходя из условий образовательного учреждения)
9. Анкетирование (см. приложение)
10. Подведение итогов собрания - обратная связь
(Опрос: «Корзина чувств» Инструкция: «Уважаемые родители! У меня в руках корзина, вам предлагается ответить на вопросы … каждая группа достаёт вопрос».) Родителям предлагается ответить на вопросы:
-
Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?
-
Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?
-
Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?
11. Решение родительского собрания. Принять к сведению….
Отличие новых стандартов от предыдущих Слайд 23
«Золотые» правила обучения (раздаются памятки) Слайд 24
12. Минута благодарности. Слайд 25 Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей
« Как Вы относитесь к введению ФГОС в школе?»
Уважаемый, родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наша школа переходит на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) нового поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.
-
Беспокоит ли Вас, каким будет образование в России?
Да
Нет
-
Как вы относитесь к введению ФГОС НОО в нашей школе?
Положительно
Отрицательно
-
Хотите ли вы быть непосредственными участниками образовательного процесса школы?
Да
Нет
Не знаю
-
Считаете ли вы необходимым введение внеурочной занятости детей?
Да
Нет
-
Какие направления внеурочной деятельности вызвали у вас интерес?
-
Духовно-нравственное
-
спортивно-оздоровительное
-
художественно-эстетическое
-
научно-познавательное
-
общественно полезная деятельность
-
проектная деятельность
Приложение 2
Список используемой литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: «Просвещение» 2011
2.Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: «Просвещение» 2011
3.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Под редакцией Д.В. Григорьева. М: «Просвещение» 2011
4. Журнал Портфолио №2(14) 27 января 2012 г.
5. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.
6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. М.: "ВАКО" 2004, (Педагогика. Психология. Управление)
7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).
8. Интернет - ресурсы
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.