- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическое сообщение на тему Адаптация студентов в первый год обучения
Методическое сообщение на тему Адаптация студентов в первый год обучения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пайвина О.П. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пайвина О.П., преподаватель МСО ШПК
Адаптация студентов в первый год обучения
В настоящее время проблема адаптации студентов в первый год обучения занимает одно из значимых мест. Как показывает практика, одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников. Даже успешно окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах, а первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате интереса к учебе, их пассивности. Основной контингент студентов имеет низкий уровень подготовки, следовательно, возможны определенные проблемы при обучении.
В связи с этим перед преподавателями, работающими на 1-м курсе, и классными руководителями групп 1-го курса должны стоять задачи:
-
Адаптация в группе (знакомство сокурсников друг с другом и классным руководителем, создание комфортной атмосферы, сплочение группы. Особое внимание следует уделить тем студентам, которые приехали на учебу из разных мест, может быть, впервые оторвавшись от родных людей).
-
Формирование учебной мотивации, необходимой для успешной учебы и последующей профессиональной деятельности.
-
Осознание новых норм и правил, характерных для учебного процесса, адаптация к условиям учебной деятельности (контроля и усвоения знаний, новый режим занятий - пары вместо уроков, самостоятельный образ жизни).
В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.
Как классный руководитель, провожу на первом курсе классный час «Расскажи мне о себе», где студенты делают первые робкие шаги знакомства друг с другом, рассказывая о себе, совей семье, о своих увлечениях. Студенты получают первый опыт общения в группе, проявляют свою индивидуальность, учатся общаться друг с другом.
За неимением психолога на нашем отделении, большая ответственность ложится на классных руководителей. От их работы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде и налаживание деловых и личных контактов между членами группы.
Трудности адаптации связаны и с организацией учебного процесса. Большой объем информации для запоминания, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение. Сами студенты связывают свои трудности с обучением в колледже с проблемами самоподготовки. Особенно это касается приезжих студентов, которых некому контролировать каждый день: утром будить, поднимать с постели, заставлять каждый день учиться, делать домашние задания. Многие испытывают проблемы с самоорганизацией.
Таким образом, очень важно преподавателям и классным руководителям пытаться формировать положительное отношение студентов к учебе, мотивировать их познавательную деятельность. Научить студентов применять различные приемы запоминания и рациональные принципы в усвоении новых знаний, научить их алгоритму работы с учебником, текстом и т.д.
Основными задачами организации внеурочной деятельности студентов являются:
оказание помощи в поисках «себя»;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Вспомогательными формами работы классных руководителей в период адаптации должны стать индивидуальные и групповые беседы; индивидуальные консультации преподавателей, работающих на первом курсе, работа с родителями.
Такие формы позволяют обучающимся осознать себя в новом качестве не ученика, а студента, овладеть способами и приемами организации учебной и внеучебной деятельности, осознать необходимые личностные и профессиональные качества, скорректировать собственные планы на период обучения в колледже.
Литература:
-
Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева. Человек и общество: УЧ. Записки XIII. - Л.: ЛГУ, - 288 с.
-
Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В.Габай. М.,1988. - 46с.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж»
машиностроительное отделение
Методическое сообщение
Психолого-педагогическое сопровождение
процесса адаптации студентов в колледже
(выступление на методсеминаре ЦК ОГСЭД,
15 февраля 2012 г.)
Автор: Пайвина Ольга Петровна
Шадринск, 2011 г.