Методическое сообщение на тему Адаптация студентов в первый год обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пайвина О.П., преподаватель МСО ШПК

Адаптация студентов в первый год обучения

В настоящее время проблема адаптации студентов в первый год обучения занимает одно из значимых мест. Как показывает практика, одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников. Даже успешно окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах, а первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате интереса к учебе, их пассивности. Основной контингент студентов имеет низкий уровень подготовки, следовательно, возможны определенные проблемы при обучении.

В связи с этим перед преподавателями, работающими на 1-м курсе, и классными руководителями групп 1-го курса должны стоять задачи:

  • Адаптация в группе (знакомство сокурсников друг с другом и классным руководителем, создание комфортной атмосферы, сплочение группы. Особое внимание следует уделить тем студентам, которые приехали на учебу из разных мест, может быть, впервые оторвавшись от родных людей).

  • Формирование учебной мотивации, необходимой для успешной учебы и последующей профессиональной деятельности.

  • Осознание новых норм и правил, характерных для учебного процесса, адаптация к условиям учебной деятельности (контроля и усвоения знаний, новый режим занятий - пары вместо уроков, самостоятельный образ жизни).

В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.

Как классный руководитель, провожу на первом курсе классный час «Расскажи мне о себе», где студенты делают первые робкие шаги знакомства друг с другом, рассказывая о себе, совей семье, о своих увлечениях. Студенты получают первый опыт общения в группе, проявляют свою индивидуальность, учатся общаться друг с другом.

За неимением психолога на нашем отделении, большая ответственность ложится на классных руководителей. От их работы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде и налаживание деловых и личных контактов между членами группы.

Трудности адаптации связаны и с организацией учебного процесса. Большой объем информации для запоминания, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение. Сами студенты связывают свои трудности с обучением в колледже с проблемами самоподготовки. Особенно это касается приезжих студентов, которых некому контролировать каждый день: утром будить, поднимать с постели, заставлять каждый день учиться, делать домашние задания. Многие испытывают проблемы с самоорганизацией.

Таким образом, очень важно преподавателям и классным руководителям пытаться формировать положительное отношение студентов к учебе, мотивировать их познавательную деятельность. Научить студентов применять различные приемы запоминания и рациональные принципы в усвоении новых знаний, научить их алгоритму работы с учебником, текстом и т.д.

Основными задачами организации внеурочной деятельности студентов являются:

 оказание помощи в поисках «себя»;

 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

 расширение рамок общения с социумом.

Вспомогательными формами работы классных руководителей в период адаптации должны стать индивидуальные и групповые беседы; индивидуальные консультации преподавателей, работающих на первом курсе, работа с родителями.

Такие формы позволяют обучающимся осознать себя в новом качестве не ученика, а студента, овладеть способами и приемами организации учебной и внеучебной деятельности, осознать необходимые личностные и профессиональные качества, скорректировать собственные планы на период обучения в колледже.

Литература:

  1. Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева. Человек и общество: УЧ. Записки XIII. - Л.: ЛГУ, - 288 с.

  2. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В.Габай. М.,1988. - 46с.







Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж»

машиностроительное отделение




Методическое сообщение

Психолого-педагогическое сопровождение

процесса адаптации студентов в колледже


(выступление на методсеминаре ЦК ОГСЭД,

15 февраля 2012 г.)

Автор: Пайвина Ольга Петровна


Шадринск, 2011 г.


© 2010-2022