Как выявить особенности своей памяти

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как выявить способности своей памяти


Цель занятия: исследование собственных способностей к запоминанию, определение типа и психологических особенностей памяти.

Память - это наша способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать.

Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение - вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу.

Типы памяти (слайд №1):

  1. Образная (зрительные, слуховые, двигательные воспоминания).

  2. Логическая (запоминание слов, чисел, общих идей).

  3. Непроизвольная (запоминание без усилий).

  4. Произвольная (цель - запомнить).

  5. Механическая (многократное повторение).

  6. Смысловая (стараемся понять, осмыслить).

Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного типа памяти у человека.

Задание №1. Выявите ваш тип памяти

  1. Я читаю вам ряд слов (интервал между словами 3 секунды).

Слова для запоминания на слух:

а) Липа, ножницы, лампа, яблоко, карандаш, гроза, обруч, мельница, попугай, листок.

б) Сено, терпение, очки, река, тетрадь, закон, фантазия, ложка, птица, огонь.

Теперь попробуйте воспроизвести и записать запомнившиеся слова. Проверьте, какое количество слов вы запомнили правильно.

Объем слуховой памяти на слова (Псс) находят по формуле:

Псс= а+б/2

а,б -результаты выполнения задания.

Теперь проделаем тоже самое с числовым рядом:

в)43, 57, 12, 33, 96, 7, 15, 81, 74,46.

г) 84, 72,15, 44, 83, 37, 6, 18, 56, 47.

Объем слуховой памяти на числа находят по следующей формуле:

Псч= в+г/2

Объем слуховой памяти находят по формуле:

Пс=а+в+б+г/4

2. Слова для зрительного запоминания (Слайд №2,3) :

Д) Стрекоза, пулемет, чайник, бабочка, пирог, хомут, свеча, тачка, журнал, малина.

Е) Шутка, дуб, курица, окно, газета, солнце, рыба, ноги, вода, голова.

Объем зрительной памяти на слова:

Пзс=д+е/2

Проделаем тоже самое с числовым рядом:

Ж) 34, 15,8,52, 78, 41, 18, 63, 85,39. Слайд №4.

В течение 10 секунд внимательно рассматривайте фигуры, вписанные в 10 квадратов. Слайд № 5.

Попытайтесь воспроизвести их в том же порядке.

Как выявить особенности своей памяти

Объем зрительной памяти находим по формуле:

Пз= д+е+ж+з/2

Задание №2. Исследуйте свою логическую и механическую память.

  1. Прочитайте нижеприведенный ряд из пар слов. Воспроизведите и посчитайте количество запомнившихся слов. Запишите это число. Такую же работу проделайте со вторым рядом слов. Слайд№6,7.

Пары слов с логической связью:

1.Замок - ключ

Корова - молоко

Щетка - зубы

Снег - зима

Голова - волосы

Перо - бумага

Книга - учитель

  1. Яблоко - компот

Кукла- играть

Дерево - лист

Очки - глаза

Солнце - лето

Машина - ехать

Уроки - школа

Количество запомнившихся слов ( объем логической памяти) -

Пары без логической связи (слайд №8):

1.Гриб - диван

Спички - овца

Стакан - дрова

Ложка - петух

Ботинки ветер

Жук - учитель

Рыба- пожар

2.Снег - стул

синица - трамвай

море - груша

зубы - компас

клей - ворота

пирог - нога

карандаш - бабочка

Задание №3. Выявите индивидуальные особенности своей памяти.

Для этого ответьте на следующие вопросы:

1. Какой материал запоминается вами лучше: одинаково внимательно прочитанный про себя или прослушанный.

2. Как лучше запоминаете физические упражнения: когда смотрите, как показывают движение или когда сами его повторяете?

3. Какой материал запоминается легче: конкретный (формулы, иностранные слова и т.д.) или отвлеченный (рассуждения, философские отступления, трактовка терминов)?

4.Как отчетливо вспоминаются или переживаются воспоминания о перенесенном вами горе или радости?

5.Былили случаи, когда на вопрос учителя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как вы сели на свое место?

6.Можете ли вы вспомнить внешний вид человека, его манеры поведения, с которым вчера случайно ехали в транспорте?

7.Как часто остаются в памяти, случайно услышанные слова, не имеющие к вам отношения?

8.Достаточно ли вам один раз внимательно прочесть материал, для того, чтобы воспроизвести его:

А) тут же;

Б) на следующий день;

В) через несколько дней.

Ответы можно интерпретировать следующим образом ( по пунктам задания):

1.В первом случае зрительный тип памяти, во втором - слуховой.

2. В первом случае зрительный тип памяти, во втором - моторный.

3. В первом случае хорошо развита образная память, во втором словесно-логическая.

4.Если очень хорошо, у вас хорошо развита эмоциональная память.

5. Если так случается. То у вас плохо развита оперативная память.

6,7. При утвердительном ответе, у вас хорошая непроизвольная память.

8. Ответ на этот вопрос характеризует вашу произвольную память, ее прочность.

Задание №4.Исследуйте свою произвольную память.

На рисунке вы видите таблицу, где схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их. Слайд № 9,10.

Как выявить особенности своей памяти






Как выявить особенности своей памяти


Как выявить особенности своей памяти




Как выявить особенности своей памяти








Как выявить особенности своей памяти


Как выявить особенности своей памяти

Как выявить особенности своей памяти











Как выявить особенности своей памяти


Как выявить особенности своей памяти













1

Как выявить особенности своей памяти

2

Как выявить особенности своей памяти

3

Как выявить особенности своей памяти

4

Как выявить особенности своей памяти

5

Как выявить особенности своей памяти

6

Как выявить особенности своей памяти

7

Как выявить особенности своей памяти

8Как выявить особенности своей памяти

9

Как выявить особенности своей памяти

10

Как выявить особенности своей памяти

11

Как выявить особенности своей памяти

12

Как выявить особенности своей памяти

13

Как выявить особенности своей памяти

14

Как выявить особенности своей памяти

15

Как выявить особенности своей памяти

16

Как выявить особенности своей памяти

17

Как выявить особенности своей памяти

18

Как выявить особенности своей памяти

19

Как выявить особенности своей памяти

20

Как выявить особенности своей памяти


Проверьте, сколько упражнений вы опознали правильно.

Если верно опознали 8 - 9 фигур и более, это очень высокий результат,

5 - 7 фигур тоже достаточно хороший показатель,

менее 3 фигур - низкий.

Как улучшить память.

Для этого необходимо знать разнообразные приемы запоминания.

Вот некоторые из них:

1.Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Слайд № 11.

Для лучшего усвоения материала полезно:

  • Разбить его на смысловые части;

  • выделить главное и второстепенное;

  • составить план прочитанного;

  • запомнить опорные слова, с которыми увязывается заучивание;

  • пересказать текст своими словами.

2.Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать материалу эмоциональную окраску - это облегчит его запоминание. Однако при этом следует учитывать, что положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные эмоции препятствуют запоминанию. Важное условие хорошего запоминания - интерес к информации.

3.Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Известно, что при любой умственной деятельности человек может отдыхать, меняя ее виды. Это правило относится и к памяти. Отсюда следует, что верный путь избежать переутомления - научиться менять виды памяти.

4.Одно из основных правил улучшения памяти - повторение. Психологи утверждают, что через 30 минут забывается 40% информации, на следующий день - 34%, через месяц - 21%. Полезно повторять материал перед сном, а так же утром на свежую голову.

5.Еще в древности для лучшего запоминания использовался такой прием:

как установление ассоциации между информацией, необходимой для запоминания и чем-то хорошо знакомым. Так вместо того, чтобы

запомнить чему равно число π, можно запомнить фразу « что я знаю о кругах» (слайд № 12). Совокупность цифр, отражающих количество букв в каждом слове этой фразы, даст искомое число - 3,1416. Вам известны подобные примеры?

6. Лучше упустить детали, чем смысл - выделяй главное.


© 2010-2022