Программа воспитательной работы в начальной школе

Приобретение социального опыта учащихся в период их обучения и воспитания в школе является особо значимой проблемой для российского общества, ибо этот период жизни человека во многом определяет процессы социализации и социальной адаптации детей в условиях динамично меняющихся реалий жизни каждого человека и окружающей его действительности.   Работая учителем начальных классов и наблюдая за детьми, я выявила следующие затруднения: ·        младшие школьники не умеют организовывать свою и совместн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Приобретение социального опыта учащихся в период их обучения и воспитания в школе является особо значимой проблемой для российского общества, ибо этот период жизни человека во многом определяет процессы социализации и социальной адаптации детей в условиях динамично меняющихся реалий жизни каждого человека и окружающей его действительности.

Работая учителем начальных классов и наблюдая за детьми, я выявила следующие затруднения:

  • младшие школьники не умеют организовывать свою и совместную деятельность (игровую, досуговую, учебно-познавательную, трудовую);

  • отсутствует первоначальный интерес к различным видам деятельности;не умеют общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Причиной данных затруднений является недостаточно сформированный социальный опыт младших школьников.

Анализ существующих методов и форм работы, а также мой практический опыт (КТД, экскурсии, творческие конкурсы, выставки, сюжетно-ролевые игры, праздники, культпоходы, беседы и т. д.) выявили проблему, которая выражена в недостаточной разработанности содержания воспитания во внеурочной деятельности, направленного на формирование социального опыта младших школьников.

Важное значение в организации внеурочной жизни школьников имеют идеи В. А. Сухомлинского. По его мнению, внеурочная деятельность предполагает коллективизм действий, свободу выбора занятий, общественную направленность деятельности, деловое и разнообразное сотрудничество воспитателей и воспитуемых. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки.

Под внеурочной деятельностью понимается система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Социальный опыт на личностном уровне представляет собой совокупность действенного, коммуникативного и познавательного компонентов. Социальный опыт ребенка - это процесс и результат организованного усвоения общественного опыта. Д

Целью данной программы является: формирование у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, сопереживания, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается.

В качестве основных задач выступают:

  • воспитание положительного отношения к школе, учебе, коллективной жизни;

укрепление веры каждого ученика в свои силы и возможности;

оказание помощи в выборе занятий в учреждениях дополнительного образования;

  1. педагогическое сопровождение младших школьников во вхождение в мир других людей.

  2. Осуществление своей программы строю на принципах:

  3. взаимодействия учебной и воспитательной деятельности;

  4. включения социокультурного окружения в воспитательную деятельность;

  5. отслеживания, диагностики, саморазвития каждого ребенка;

  6. сотрудничества педагога, ученика и родителей.

Структура программы строится циклично:

I цикл - «Мой дом, мои родные и близкие».
II цикл - «Моя школа, мои друзья».

  1. цикл - «Добрые волшебники города».

  2. цикл - «Пешеходная азбука».

V цикл - «Мы с тобой уже с рождения режевляне».

VI цикл - «Будем жить в ладу с природой».

VII цикл - «Действуем по сигналу SOS!».

I цикл - «Мой дом, мои родные и близкие».

В этом разделе я провожу мероприятия, направленные на то, чтобы младшие школьники ближе узнали свою семью, рассказали друг другу о себе, поделились семейными традициями.

II цикл - «Моя школа, мои друзья».

В этом разделе я предполагаю игры на развитие памяти и внимания:предметные викторины, конкурсы, смекалки, КВН и др. Также сюда можно включить обсуждение организации дежурства по классу, КТД, спортивные перемены, участие в общешкольных мероприятиях.

III цикл - «Добрые волшебники города».

Этот раздел предполагает знакомство детей со службами города, с его социально-бытовыми объектами, с профессиями людей, работающих на них. К организации занятий приобщаю родителей, библиотекарей, мед, работника школы, службы города.

IV цикл - «Пешеходная азбука».

Содержание этого цикла направлено на профилактику дорожно-транспортых происшествий. Проводя данные мероприятия, я учу младших школьников правилам поведения на дорогах, в транспорте, на платформе, в вагоне поезда, в метро, развиваю правильное отношение к выполнению своих обязанностей.

V цикл - «Мы с тобой уже с рождения режевляне». Работа в этом цикле призвана расширить представление ребят о своем

городе, научить их любить Реж как свою малую Родину. Организуя

викторины, конкурсы, экскурсии, пользуясь помощью краеведческого

музея, библиотеками города.

VI цикл - «Будем жить в ладу с природой».

Этот цикл призван воспитывать в детях экологическую культуру, умение вести себя в природе, доброту, отзывчивость по отношению ко всему живому.

VII цикл - «Действуем по сигналу SOS!».

Этот цикл фрагментально присутствует почти в каждом тематическом цикле. Он учит младших школьников тому, как вести себя в экстремальных ситуациях.

Новизна моей программы заключается в том, что ее содержание строится циклично и к каждому циклу подобраны свои формы, методы и средства работы, дидактический материал. Циклы программы взаимосвязаны. Имеется возможность вариативного подбора материала из циклов с учетом особенностей класса и внешних условий.

В качестве основных форм и методов работы по данной программе использую: сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы и соревнования, представление тематических экспозиций коллекционных материалов, экскурсии в музеи и на предприятия города, встречи с работниками городских служб, проведение детских праздников совместно с родителями, занятия в кружках и секциях.

При работе по данной программе можно использовать ряд таких пособий: «Азбука нравственного воспитания», Иванов ИЛ. «Энциклопедия коллективных творческих дел», Г.Остер «Советы непослушным детям», С.Сахарова «Академия домашних волшебников», Г.Юдин «Главное чудо света», а также журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Классный руководитель», газета «Первое сентября».

Любая активность ребенка поощряется содержательной оценкой, а его достижения фиксируются в «Индивидуальной карте», которая позволяет анализировать проблемы и строить дальнейшую воспитательную работу.

«Я ЖИВУ СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Пояснительная записка.

Общая цель программы: формирование у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, сопереживания, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается.

Задачами программы являются:

  • воспитание положительного отношения к школе, учебе, коллективной жизни;

  • укрепление веры каждого учащегося в свои силы и возможности;

  • оказание помощи в выборе занятий в учреждениях дополнительного образования;

  • педагогическое сопровождение младших школьников во вхождении в мир других людей.

В качестве основных образовательных технологий предусматриваются сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы и соревнования, представления тематических экспозиций коллекционных материалов, экскурсии в музей и на предприятия города, встречи с работниками городских служб, проведение детских праздников совместно с родителями, занятия в кружках, секциях. Структура программы строится циклично:

  1. цикл: «Мой дом, мои родные и близкие».

  2. цикл: «Моя школа, мои друзья»

  3. цикл: «Добрые волшебники города».

  4. цикл: «Пешеходная азбука»

  5. цикл: «Мы с тобой уже с рождения режевляне»

  6. цикл: «Будем жить в ладу с природой»

  7. цикл: «Действуем по сигналу SOS»

ПРОГРАММА

1 ЦИКЛ: «МОЙ ДОМ, МОИ РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ» В этом разделе мы проводим мероприятия, направленные на то, чтобы младшие школьники ближе узнали свою семью, рассказали друг другу о себе, поделились семейным традициям.

Основное содержание и формы занятий.

  1. «Мое имя: что оно означает, кто и почему меня так назвал?» Рассказы ребят, выставка творческих сочинений, фотовыставка, беседа об именах ребят.

  2. «Сундучок семейных альбомов и реликвий»

Рассказы детей и родителей о семейных традициях, выставка семейных альбомов, реликвий, коллекционных материалов.

3. «Моя родословная».

Выставка творческих сочинений, рассказы ребят о своих предках»

4. «Во что играл прадедушка»

День забытых игр. Знакомство с играми, в которые играли наши бабушки, дедушки, прабабушки и т.д.».

5. Академия вежливых наук «Ежели Вы вежливы»

Сюжетно-ролевые игры. Ребята учатся быть внимательным к самим себе, ко всем окружающим.

6. Встреча с родителями- выпускниками нашей школы.

Оформление фотовыставки, рассказы родителей- выпускников школы о том времени, когда они в ней учились.

7. Дни именинников.

Поздравления, конкурсы, игры, подготовленные родителями совместно с классными руководителями.

8. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Конкурс на лучший рисунок своей мамы. Беседа об их профессиях.

9. выставка самоделок.

Представление на выставку различных поделок из любого материала, сделанных всей семьей.

10. «Домовенок и его компания».

Сюжетно-ролевые игры, обучающие ребят этикетку дома, в гостях, в общественном месте и т.д.

11. «Мой четвероногий друг».

Выставка творческих сочинений о своих домашних животных, рассказы детей, фотовыставка.

12. «Как я помогаю дома».

Обсуждение сочинений, написанных ребятам заранее дома. Беседа.

2 цикл: «Моя школа, мои друзья»

В этом разделе мы предполагаем игры на развитие памяти и внимания:

предметные викторины, конкурсы смекалки, КВН и др.. также сюда можно

включить дежурство по классу, КТД, спортивные перемены; участие в

общешкольных мероприятиях.

основное содержание и формы занятий:

1. День знаний.

Общешкольная праздничная линейка 1 сентября, поздравления с началом учебного года.

  1. Классный час «Как я провел лето». Рассказы ребят творческие сочинения, фотовыставка.

  2. Акция «Милосердие»

Участие ребят в сборе подарков к дню пожилых людей. Подготовка и проведение концерта художественной самодеятельности.

  1. Экскурсии в библиотеки города «Книжная больница», знакомство с библиотеками, книгами, с профессией библиотекарь, помощь библиотекам в подклеивании книг и пополнение их книгами, подаренными детьми.

  2. КВН «хочу все знать», использование любых занимательных учебных заданий.

«Мастерская Деда Мороза». Подготовка к Новому году, изготовление елочных игрушек, новогодней мишуры своими руками, украшение школы.

  1. Вовлечение младших школьников в работу учреждений дополнительного образования «Каждому дело по душе»

  2. «В мир за знаниями». Предметные викторины, предметные недели, оформление предметных стенгазет.

  3. «Рыцарский турнир». Конкурсы игры для мальчиков, посвященные Дню защитников Отечества.

  4. Беседа «Мои помощники». Знакомство младших школьников с энциклопедиями, словарями и справочниками.

11. Смотр-конкурс школьных принадлежностей. Проверка родителями ежемесячно школьных принадлежностей. Выявление лучших ребят.

12.«Моя школа, что я о ней знаю» Знакомство ребят с историей, традициями

своей школы. Творческий конкурс рисунков о школе.

13.«День девчонок» Праздники, игры, конкурсы, посвященные 8 Марта.

Участие родителей.

14. спортивные перемены, проведение игр во время перемен, прогулки на
свежем воздухе.

15. «До свиданья, начальная школа!» праздник, посвященный окончанию
начальной школы, представление номеров художественной
самодеятельности, участие родителей в поздравлениях учителям.

3 цикл: «Добрые волшебники города»

Этот раздел предполагает знакомство детей со службами города, с его

социально-бытовыми объектами, с профессиями людей, работающими на

них.

Основное содержание и формы занятий:

1. «Мой город», «Мой двор».

Выставка рисунков, фотовыставка, беседа о своем родном городе.

  1. «Правила движения достойны уважения». Беседа- игра. Встреча с работниками ГИБДД, знакомство с его профессией

  2. Экскурсия в музей пожарного дела. Знакомство с профессией, с техникой пожарного дела. Конкурс рисунков.

  3. Посещение театрализованных представлений города. Знакомство с клубами, домами культуры города, с профессиями людей, которые в них работают.

  4. Культпоход на стадион.

День здоровья, спортивные игры, знакомство с профессиями.

  1. «Мой внешний вид». Беседа фельдшера школы о соблюдении правил личной гигиены. Знакомство со специализацией врача.

  2. Службы безопасности города. Конкурс рисунков.

  3. «Почта», «Магазин», «Театр». Сюжетно-ролевые игры. Экскурсии.

  4. «Кто делает наш город чистым?». Творческие сочинения и рисунки.

10. Экскурсия на железнодорожный вокзал. Знакомство с историей вокзала, с объектами, профессией людей.

11. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальон.

4 цикл: «Пешеходная азбука»

Содержание этого цикла направлено на профилактику дорожно-транспортных происшествий. Проводя их, мы учим младших школьников правилам поведения на дорогах, в транспорте, на платформе, в вагоне поезда, в метро, развиваем правильное отношение к выполнению своих обязанностей. Основное содержание и формы занятий:

  1. «Мой путь из школы домой». Рассказы детей о ПДД на пути домой. Рисунки знаков дорожного движения, встречающихся в пути.

  2. «Смастери дорожный знак» Проведение игр по ПДД с использованием самодельных дорожных знаков.

  3. «Перекрестки и их виды». Беседа о том, как переходить дорогу на перекрестках, конкурс рисунков.

  4. «Мы пешеходы». Экскурсия по городу. Проверка полученных знаний ранее.

  5. «Мы пассажиры». Сюжетно-ролевая игра. Правила поведения в транспорте любого вида. Знакомство с профессиями водителя, кондуктора.

  6. Игра «Разрешается-запрещается». Проверка знаний по ПДД.

  7. «Сигналы светофора и регулировщика». Викторина на знание сигналов. Игра-соревнование.

  8. «Кому и о чем говорят дорожные знаки?» Беседа о необходимости дорожных знаков. Из истории дорожных знаков. Конкурс сочинений.

  9. Виды транспорта в рисунках. Дети учатся распознавать разные виды транспорта, знакомятся с их назначением и профессиями людей, которые на них работают.

• Особенности движения пешеходов по загородным дорогам. Игра-соревнование на знание правил пешеходов по пути в поход, на прогулку.

Ю.Правила поведение на платформе, в вагоне поезда, в метро. Конкурс рисунков с ошибками. Обсуждение этих ошибок, пояснение своей точки зрения.

11. «Мы едем, едем, едем». Игровые ситуации по ПДД.

5цикл: «Мы с тобой уже с рожденья режевляне».

Работа в этом цикле призвана расширить представления ребят о своем

городе, научить их любить Реж как свою малую Родину.

Основное содержание и формы занятий.

  1. «Моя улица, школа, микрорайон - что я о них знаю». Викторина -обобщение изученного и узнанного ранее.

  2. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей города.

  3. «Мой край в рисунках». Выставка рисунков своего двора, улицы, природы своего края и т. д.

  4. «Знаменитые люди нашего края». Викторина. Знакомство с поэтами, художниками, писателями своего края.

  5. Конкурс на лучшее стихотворение, песню о городе, крае.


  1. «Домашние волшебники». Конкурс самоделок. Изготовление с родителями кормушек для птиц.

  2. «Знаешь ли ты свой край!» Викторина об истории города, края. Фотовыставка- загадка: «Узнай социальные объекты по фотографиям».

  3. «Наши полезные дела». Трудовой десант

  4. «О чем говорят старые вещи». Экскурсия в музей города.

6 цикл: «Будем жить в ладу с природой».

Этот цикл призван воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение вести себя в природе, учиться заботиться о местных жителях. Основное содержание и форма занятий:

  1. «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Викторина по книгам о природе. Знакомство с лесными жителями.

  2. Конкурс на самое красивое комнатное растение, выращенное своим трудом.

  3. «Птицы зимой». Конкурс рисунков, фотоконкурс.

  4. Конкурс кроссвордов « Животные нашего края».

  5. Брей ринг «Насекомые нашего края». Познакомить со значением насекомых края, дать знания о редких насекомых, учить их охранять.

  6. «Зимние забавы». Экскурсия в природу. Катание с гор, конкурс снежных скульптур.

  7. «Весенние загадки в рисунках». Конкурс- соревнование.

  8. Работа по благоустройству школьного двора. Коллективная творческая деятельность.

  9. «День здоровья». Прогулка к реке. Правила поведения у водоемов. Знакомство с жителями водоемов. Охрана природы.

10.В поход за «Синей птицей». Игра на местности. Знакомство с лекарственными растениями. Их охрана.

7 цикл: «Действуем по сигналу SOS»

Этот цикл фрагментарно присутствует почти в каждом тематическом цикле. Он учит младших школьников тому, как вести себя в экстремальных ситуациях. Основное содержание и форма занятий:

  1. Как звонить, что делать в случае пожара в квартире? Диспут.

  2. Если в доме запахло газом, ваши действия? Диспут.

  1. Если кто-то тонет. Разъяснение того, что необходимо делать в данной ситуации.

  1. «Если ты в квартире один...». Игра - обсуждение.

  2. «Если случилась авария в транспорте». Сценки.

  1. Чтение и обсуждение художественных произведений: А. Гайдар «Дым в лесу»; К. Паустовский «Заячьи лапы» и т.д.

  1. «Спасатели спешат на помощь». Игра на местности.

  2. «Если ты заблудился в городе». Беседа.

  3. «Если тебя ждет жизнь Робинзона». Игра- соревнование в лесу.











































Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательное учреждение школа №1»
















ПРОГРАММА

воспитательной работы

«Я живу среди людей»

Автор: Гильмутдинова Клара Зиннатовна


















Работа с родителями

Сентябрь.


  1. Родительское собрание. Тема: « Цели и задачи второго года обучения»

  2. Организация места проведения игры-соревнования«Если тебя ждет жизнь Робинзона». (Игра-соревнование в лесу)

Октябрь

  1. Организация итогового праздника осени по теме «Будем жить в ладу с природой».

  2. Индивидуальные собеседования.

Ноябрь

  1. Родительское собрание. Тема: « Проектная деятельность. Помощь родителей в выполнении проекта».

Декабрь

  1. Организация проведения новогоднего праздника.

  2. Помощь родителей в проведении

«Спасатели спешат на помощь». Игра на местности

Январь

Индивидуальные собеседования.

«Зимние забавы». Экскурсия в природу. Катание с гор, конкурс снежных скульптур совместно с родителями.

Февраль

  1. Родительское собрание. Тема: « Проблемы воспитания 8 -9 лет»

Итоги 2 триместра.

  1. Помощь родителей в проведении «Рыцарский турнир». Конкурсы игры для мальчиков, посвященные Дню защитников Отечества

Март

День девчонок» Праздники, игры, конкурсы, посвященные 8 Марта.

Участие родителей.

Апрель

Итоговое родительское собрание.

Май«До свиданья, второй класс!» праздник, посвященный окончанию учебного года













Гильмутдинова К.З.2


© 2010-2022