Воспитательная программа по краеведению Истоки

       Нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важных  задач нашего  общества. Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нём будут преобладать нравственные ценности – зависит  в определённой мере от нас, взрослых: родителей, педагогов. Решать эту задачу нужно сегодня, сейчас. Не научив ребёнка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нём патриота. Гордость за свой народ , глубокое чувство любви к своей малой родине, культуре и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная программа по краеведению «Истоки».

Пояснительная записка.

Нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач нашего общества. Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нём будут преобладать нравственные ценности - зависит в определённой мере от нас, взрослых: родителей, педагогов. Решать эту задачу нужно сегодня, сейчас.

Не научив ребёнка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нём патриота. Гордость за свой народ , глубокое чувство любви к своей малой родине, культуре и традициям - все эти качества воспитываются и прививаются в детстве.

По данному направлению в школе работает кружок декоративно прикладного творчества, учащиеся принимают участие в областных, городских выставках, научно-исследовательских конференциях. Ребята из секции спортивного туризма путешествуют по родному краю. Учащиеся неоднократно выезжают на экскурсии в Малые Карелы, село Холмогоры, музеи города Архангельска. В 2005 - 2008 годы группа учащихся работала по социальному проекту «Путешествие к истокам». В школе были организованы выставки старинных вещей быта и народного костюма Архангельской области, «Народная игрушка - кукла», «Северные ремёсла». Всё это объясняет повышенный интерес к поставленной проблеме. Данная программа ориентирована на формирование у учащихся интереса к истории и культуре Русского Севера и предполагает выявить наиболее одарённых детей, помочь раскрыть им свои способности. Программа подразумевает активное включение в воспитательный процесс всех педагогов школы, родителей и учащихся с целью создания сплочённой команды.

Программа построена на принципах: гуманизм, научность, доступность, ступенчатость, системность, деятельностный подход, личностная ориентация.

Цель программы: содействовать формированию образованной творческой личности выпускника, создание условий для воспитания у школьников любви к родному краю, уважения к истории, культуре Русского Севера.

Задачи программы:

- приобщать учащихся к истории и культуре родного края;

- знакомить с бытом, обычаями, традициями Русского Севера;

- развивать творческие способности детей;

- привлечь родителей к работе по данной теме;

- воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, их труду и знаниям.

Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов.

Участники реализации программы: учащиеся 5 - 11 классов, педагогический коллектив, библиотекарь, родители, социум.

Сроки реализации программы: 2008-2011 гг

1 этап - подготовительный -2008-2009 год; ……..

2 этап - практическая реализация программы - 2009 - 2010год; …….

3 этап - аналитический - 2010 - 2011 год……

Разделы программы.

  1. Край мой северный.

  2. Дорогой народных традиций.

  3. Семья - рукотворница.

Основные направления работы.

  1. Работа по направлению в рамках образовательного процесса.

  2. Участие в мероприятиях различного уровня.

  3. Организация экскурсий, выставок.

  4. Научно - исследовательская деятельность способных учащихся

  5. Профессиональная ориентация.

  6. Привлечение родителей.

Формы работы:

- классные часы, беседы, кружковая работа;

- экскурсии, выставки, конкурсы, праздники, КТД;

- круглые столы;

- просмотр видеофильмов, создание презентаций;

- творческая деятельность детей и родителей;

- анкетирование.

Условия реализации программы.

Реализацию данной программы осуществляют учитель технологии Фафулева О.В., заместитель директора по воспитательной работе Галашева Л.И., педагог - организатор Ю.Н., библиотекарь школы Попова Н.И., учителя русского языка и литературы, истории, географии, музыки, ИЗО, руководители кружков и учреждения дополнительного образования.

Материальная база: ТСО, библиотека, кабинет обслуживающего труда, ИЗО, музыки, актовый зал.

Методическое обеспечение: ТСО, научно-методическая литература в кабинете заместителя директора по воспитательной работе, учебных кабинетах, библиотеке.

Перспективный план мероприятий по реализации

программы «Истоки».

Раздел 1 «Край мой северный».

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся, компетентности , интереса к истории и культуре Русского Севера.

Задачи: знакомить учащихся с историей и культурой Русского Севера, развивать у подрастающего поколения гражданственности и любви к Родине, воспитывать чувства патриотизма.

Названия мероприятий

Формы работы

Сроки

Ответственный

1

Разработка программы работы кружка «Школа рукоделия», секции спортивного туризма

Сентябрь 2008г

Руководители кружков

2

Разработка рекомендаций по проведению тематических бесед, игр, предметных декад.

В течении работы

ЗВР

3

Экскурсия в музей М.В. Ломоносова (с.Холмогоры).

Экскурсия

Сентябрь 2008г.

Кл.рук

4

Тематические беседы, классные часы, интеллектуальные игры

Игры, беседы

Ежегодно

Учителя-предметники

5

Конкурсы, посвящённые 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.

Конкурсы

Ежегодно (ноябрь)

Кл.рук, руководители кружков, профильных отрядов

6

Малые Ломоносовские чтения

Ежегодно (ноябрь)

ШНО

7

Научно -исследовательская работа учащихся

Рефераты

По планам работы

ШНО

8

Экскурсии в музей православной культуры, в русскую избу ДДТ, музеи города Архангельска

Экскурсии

Ежегодно

Кл.рук

9

Викторины

Викторины

2008, 2009г

Кл.рук, ЗВР, рук прогораммы

10

Организация туристических походов по родному краю

Поход

Ежегодно (сентябрь, январь)

Рук турист. кружка

11

Создание отряда «Земляки Ломоносова»

2008 г

Кл. рук 5Б кл

Ожидаемый результат. В ходе реализации этого этапа учащиеся ближе знакомятся с историей и культурой Русского Севера, с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, формируется развитая личность, учащиеся активно включаются в процесс самообразования.

Раздел 2 « Дорогой народных традиций».

Цель: создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Задачи: познакомить учащихся с видами северных ремёсел, технологией обработки изделий, добиваться выполнения детьми работ и изделий высокого качества; развивать творческие способности школьников.

Ожидаемый результат. В ходе работы по разделу «Дорогой народных традиций» учащиеся включаются в творческую деятельность, получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности.

Название мероприятий

Формы работы

Сроки

Ответственный

1

-Ломоносов в плакатах учащихся 8 кл

Выставка

Ноябрь-декабрь 2008

УчительИЗО

2

«Северная сказка»

КТД (Театрализованное представление)

Октябрь 2008

ЗВР

3

-«Души поморской вдохновение»

Конкурс

Апрель 2009

ЗВР, библиотекарь

4

Участие в традиционных городских рождественских и пасхальных выставках детского прикладного творчества

Конкурс

Ежегодно

Рук программы

5

Участие в выставке-конкурсе учитель-ученик: «Ремесла русского Севера»

Выставка

Декабрь 2008

Рук программы

6

«Мы вместе» «ОЧ.умелые ручки»

Конкурс

Нояб 2009

Рук программы

7

Областная выставка «Чудо дивное-Пасха Красная»…

Выставка

Апрель 2009

Рук программы

8

Рождественские посиделки

Январь (Ежегодно)

Библиотекарь

9

«Истоки»

Выставка

Ежегодно

Рук программы, ЗВР

10

«Кукла-народная игрушка»

Выставка

2009 г

Рук программы

11

) «Народная кукла вчера и сегодня» Мастер-класс

Семинар (обл

2009 г

Рук программы

12

Подготовка творческих работ для школьных выставок.

Ежегодно

Рук программы, учительИЗО

13

Пополнение методического комплекса и выставочного материала мастерской.

Ежегодно

Рук программы

14

Работа кружков художественно-эстетического цикла.

Ежегодно

ЗВР

Раздел 3 «Семья-рукотворница».

Цель: создание условий для совместного творчества детей и родителей.

Задачи: воспитывать уважение к старшим, их труду, знаниям; привлечь родителей для работы по организации выставок, экскурсий; передавать опыт старшего поколения детям.

Ожидаемый результат: совместная работа детей и родителей способствует сплочению коллектива, школьники на примере своих близких узнают о истории семьи, традициях родного края; учатся выполнять красивые и нужные изделия.

Названия мероприятий

Формы работы

Сроки

Ответственный

1

«Давайте познакомимся»

Круглый стол

Окт-нояб 2008

2

Организация выставки творческих работ «Без кисти и красок»

Выставка

Апрель 2009

Рук программы

3

Школьная выставка «Русские узоры»

Выставка

2010 г

Рук программы

4

Творческая мастерская :

-Мастерская Деда Мороза

-Семья- рукодельница

Выставка

Ежегодно

Кл.рук

Рук программы

5

Организация школьных выставок по темам:

- «Женские северные ремёсла»,

-«Тряпичная кукла»,

- «Предметы быта крестьянского дома».

Выставка

2008 г

2009 г

Ежегодно

Рук. программы

6

Обмен опытом

Круглый стол

2011 г

7

Создание фотоальбома

2008-2011 г



Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ №4»

______________Попова Н.А.

«_____»____________200__



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«ИСТОКИ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ



Руководитель программы:

Фафулева О.В.

Учитель технологии

Новодвинск, 2008

Литература

Кошкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. - М., 1992.

Ципилева И.В. Технология. Блок-модуль: Северная народная вышивка. - Архангельск, 2001

Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. - М., 2003.

Ананьева А., Лазарева Т., Нерода М. Вышивание. Гладь. Ришелье. Аппликация. - М. 2005.

Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.,1993.

Рогозина Н.И., Попова О.Т. и др. Бабушкины уроки. - Архангельск, 1997.

Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог. - Архангельск, 2000.

Иванов Л. Северный народный костюм. Набор открыток. Архангельский государственный музей деревянного зодчества, 1993.

Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход, Окраска. Аппликация. Батик. - М., 2005.

Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. - М., 2001.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.

Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. - Волгоград, 2009.

Банакина Л.В. Лоскутное шитьё. Техника. Приёмы. Изделия. - М., 2006.

Максимова М.В., Кузьмина М.А., Кузьмина Н.А. Мозаика лоскутных узоров. - М., 2008.

Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. - М., 1997.

Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. - М., 2000.

Барышникова Т. Пэчворк, или лоскутная техника. Практическое пособие. - С.Пб., 1999.

Михайлова Л.А. Технология. Блок-модуль: Рукоделие. - Архангельск, 2003.

Волчек Н.М. Лоскутное шитьё. Швейная мастерская дома. - Минск, 1999.

Уланова Л.С. Праздничный венок. - М., 2001.

Ерёменко Т.И. Вышивка крестом. - М., 1992.

Дорофеев Ю., Птушкина О. Русский праздничный костюм. - М. 1999.

Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль, 1997.

Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком.- М., 1991.



© 2010-2022