- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательная программа по краеведению Истоки
Воспитательная программа по краеведению Истоки
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галашева Л.И. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Воспитательная программа по краеведению «Истоки».
Пояснительная записка.
Нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач нашего общества. Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нём будут преобладать нравственные ценности - зависит в определённой мере от нас, взрослых: родителей, педагогов. Решать эту задачу нужно сегодня, сейчас.
Не научив ребёнка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нём патриота. Гордость за свой народ , глубокое чувство любви к своей малой родине, культуре и традициям - все эти качества воспитываются и прививаются в детстве.
По данному направлению в школе работает кружок декоративно прикладного творчества, учащиеся принимают участие в областных, городских выставках, научно-исследовательских конференциях. Ребята из секции спортивного туризма путешествуют по родному краю. Учащиеся неоднократно выезжают на экскурсии в Малые Карелы, село Холмогоры, музеи города Архангельска. В 2005 - 2008 годы группа учащихся работала по социальному проекту «Путешествие к истокам». В школе были организованы выставки старинных вещей быта и народного костюма Архангельской области, «Народная игрушка - кукла», «Северные ремёсла». Всё это объясняет повышенный интерес к поставленной проблеме. Данная программа ориентирована на формирование у учащихся интереса к истории и культуре Русского Севера и предполагает выявить наиболее одарённых детей, помочь раскрыть им свои способности. Программа подразумевает активное включение в воспитательный процесс всех педагогов школы, родителей и учащихся с целью создания сплочённой команды.
Программа построена на принципах: гуманизм, научность, доступность, ступенчатость, системность, деятельностный подход, личностная ориентация.
Цель программы: содействовать формированию образованной творческой личности выпускника, создание условий для воспитания у школьников любви к родному краю, уважения к истории, культуре Русского Севера.
Задачи программы:
- приобщать учащихся к истории и культуре родного края;
- знакомить с бытом, обычаями, традициями Русского Севера;
- развивать творческие способности детей;
- привлечь родителей к работе по данной теме;
- воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, их труду и знаниям.
Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов.
Участники реализации программы: учащиеся 5 - 11 классов, педагогический коллектив, библиотекарь, родители, социум.
Сроки реализации программы: 2008-2011 гг
1 этап - подготовительный -2008-2009 год; ……..
2 этап - практическая реализация программы - 2009 - 2010год; …….
3 этап - аналитический - 2010 - 2011 год……
Разделы программы.
-
Край мой северный.
-
Дорогой народных традиций.
-
Семья - рукотворница.
Основные направления работы.
-
Работа по направлению в рамках образовательного процесса.
-
Участие в мероприятиях различного уровня.
-
Организация экскурсий, выставок.
-
Научно - исследовательская деятельность способных учащихся
-
Профессиональная ориентация.
-
Привлечение родителей.
Формы работы:
- классные часы, беседы, кружковая работа;
- экскурсии, выставки, конкурсы, праздники, КТД;
- круглые столы;
- просмотр видеофильмов, создание презентаций;
- творческая деятельность детей и родителей;
- анкетирование.
Условия реализации программы.
Реализацию данной программы осуществляют учитель технологии Фафулева О.В., заместитель директора по воспитательной работе Галашева Л.И., педагог - организатор Ю.Н., библиотекарь школы Попова Н.И., учителя русского языка и литературы, истории, географии, музыки, ИЗО, руководители кружков и учреждения дополнительного образования.
Материальная база: ТСО, библиотека, кабинет обслуживающего труда, ИЗО, музыки, актовый зал.
Методическое обеспечение: ТСО, научно-методическая литература в кабинете заместителя директора по воспитательной работе, учебных кабинетах, библиотеке.
Перспективный план мероприятий по реализации
программы «Истоки».
Раздел 1 «Край мой северный».
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся, компетентности , интереса к истории и культуре Русского Севера.
Задачи: знакомить учащихся с историей и культурой Русского Севера, развивать у подрастающего поколения гражданственности и любви к Родине, воспитывать чувства патриотизма.
№
Названия мероприятий
Формы работы
Сроки
Ответственный
1
Разработка программы работы кружка «Школа рукоделия», секции спортивного туризма
Сентябрь 2008г
Руководители кружков
2
Разработка рекомендаций по проведению тематических бесед, игр, предметных декад.
В течении работы
ЗВР
3
Экскурсия в музей М.В. Ломоносова (с.Холмогоры).
Экскурсия
Сентябрь 2008г.
Кл.рук
4
Тематические беседы, классные часы, интеллектуальные игры
Игры, беседы
Ежегодно
Учителя-предметники
5
Конкурсы, посвящённые 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.
Конкурсы
Ежегодно (ноябрь)
Кл.рук, руководители кружков, профильных отрядов
6
Малые Ломоносовские чтения
Ежегодно (ноябрь)
ШНО
7
Научно -исследовательская работа учащихся
Рефераты
По планам работы
ШНО
8
Экскурсии в музей православной культуры, в русскую избу ДДТ, музеи города Архангельска
Экскурсии
Ежегодно
Кл.рук
9
Викторины
Викторины
2008, 2009г
Кл.рук, ЗВР, рук прогораммы
10
Организация туристических походов по родному краю
Поход
Ежегодно (сентябрь, январь)
Рук турист. кружка
11
Создание отряда «Земляки Ломоносова»
2008 г
Кл. рук 5Б кл
Ожидаемый результат. В ходе реализации этого этапа учащиеся ближе знакомятся с историей и культурой Русского Севера, с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, формируется развитая личность, учащиеся активно включаются в процесс самообразования.
Раздел 2 « Дорогой народных традиций».
Цель: создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Задачи: познакомить учащихся с видами северных ремёсел, технологией обработки изделий, добиваться выполнения детьми работ и изделий высокого качества; развивать творческие способности школьников.
Ожидаемый результат. В ходе работы по разделу «Дорогой народных традиций» учащиеся включаются в творческую деятельность, получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности.
№
Название мероприятий
Формы работы
Сроки
Ответственный
1
-Ломоносов в плакатах учащихся 8 кл
Выставка
Ноябрь-декабрь 2008
УчительИЗО
2
«Северная сказка»
КТД (Театрализованное представление)
Октябрь 2008
ЗВР
3
-«Души поморской вдохновение»
Конкурс
Апрель 2009
ЗВР, библиотекарь
4
Участие в традиционных городских рождественских и пасхальных выставках детского прикладного творчества
Конкурс
Ежегодно
Рук программы
5
Участие в выставке-конкурсе учитель-ученик: «Ремесла русского Севера»
Выставка
Декабрь 2008
Рук программы
6
«Мы вместе» «ОЧ.умелые ручки»
Конкурс
Нояб 2009
Рук программы
7
Областная выставка «Чудо дивное-Пасха Красная»…
Выставка
Апрель 2009
Рук программы
8
Рождественские посиделки
Январь (Ежегодно)
Библиотекарь
9
«Истоки»
Выставка
Ежегодно
Рук программы, ЗВР
10
«Кукла-народная игрушка»
Выставка
2009 г
Рук программы
11
) «Народная кукла вчера и сегодня» Мастер-класс
Семинар (обл
2009 г
Рук программы
12
Подготовка творческих работ для школьных выставок.
Ежегодно
Рук программы, учительИЗО
13
Пополнение методического комплекса и выставочного материала мастерской.
Ежегодно
Рук программы
14
Работа кружков художественно-эстетического цикла.
Ежегодно
ЗВР
Раздел 3 «Семья-рукотворница».
Цель: создание условий для совместного творчества детей и родителей.
Задачи: воспитывать уважение к старшим, их труду, знаниям; привлечь родителей для работы по организации выставок, экскурсий; передавать опыт старшего поколения детям.
Ожидаемый результат: совместная работа детей и родителей способствует сплочению коллектива, школьники на примере своих близких узнают о истории семьи, традициях родного края; учатся выполнять красивые и нужные изделия.
№
Названия мероприятий
Формы работы
Сроки
Ответственный
1
«Давайте познакомимся»
Круглый стол
Окт-нояб 2008
2
Организация выставки творческих работ «Без кисти и красок»
Выставка
Апрель 2009
Рук программы
3
Школьная выставка «Русские узоры»
Выставка
2010 г
Рук программы
4
Творческая мастерская :
-Мастерская Деда Мороза
-Семья- рукодельница
Выставка
Ежегодно
Кл.рук
Рук программы
5
Организация школьных выставок по темам:
- «Женские северные ремёсла»,
-«Тряпичная кукла»,
- «Предметы быта крестьянского дома».
Выставка
2008 г
2009 г
Ежегодно
Рук. программы
6
Обмен опытом
Круглый стол
2011 г
7
Создание фотоальбома
2008-2011 г
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ №4»
______________Попова Н.А.
«_____»____________200__
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«ИСТОКИ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
Руководитель программы:
Фафулева О.В.
Учитель технологии
Новодвинск, 2008
Литература
Кошкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. - М., 1992.
Ципилева И.В. Технология. Блок-модуль: Северная народная вышивка. - Архангельск, 2001
Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. - М., 2003.
Ананьева А., Лазарева Т., Нерода М. Вышивание. Гладь. Ришелье. Аппликация. - М. 2005.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.,1993.
Рогозина Н.И., Попова О.Т. и др. Бабушкины уроки. - Архангельск, 1997.
Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог. - Архангельск, 2000.
Иванов Л. Северный народный костюм. Набор открыток. Архангельский государственный музей деревянного зодчества, 1993.
Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход, Окраска. Аппликация. Батик. - М., 2005.
Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. - М., 2001.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.
Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. - Волгоград, 2009.
Банакина Л.В. Лоскутное шитьё. Техника. Приёмы. Изделия. - М., 2006.
Максимова М.В., Кузьмина М.А., Кузьмина Н.А. Мозаика лоскутных узоров. - М., 2008.
Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. - М., 1997.
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. - М., 2000.
Барышникова Т. Пэчворк, или лоскутная техника. Практическое пособие. - С.Пб., 1999.
Михайлова Л.А. Технология. Блок-модуль: Рукоделие. - Архангельск, 2003.
Волчек Н.М. Лоскутное шитьё. Швейная мастерская дома. - Минск, 1999.
Уланова Л.С. Праздничный венок. - М., 2001.
Ерёменко Т.И. Вышивка крестом. - М., 1992.
Дорофеев Ю., Птушкина О. Русский праздничный костюм. - М. 1999.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль, 1997.
Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком.- М., 1991.