Час общения Ставим условие: долой сквернословие!

Ставим условие:  долой сквернословие! Час общения, посвященный проблеме сквернословия Класс: 9 Классный руководитель: Широкова Т.Л.  Цели: расширить знания школьников о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здо­ровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравст­венному самосовершенствованию, саморазвитию. Форма проведения:...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ставим условие:

долой сквернословие!

Час общения, посвященный проблеме сквернословия

Класс: 9

Классный руководитель: Широкова Т.Л.

Цели: расширить знания школьников о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здо­ровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравст­венному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Эпиграфы:

Нет ничего заразнее слова.

Восточная мудрость

От гнилого сердца и гнилые слова. Русская пословица

Основная задача учителя: убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).

Подготовительная работа: назначить ведущих информа­ционного блока (Максим, Татьяна); сделать заготовки для составления на компьютерной технике памятки для молодежи против сквернословия.

Оборудование: доска, компьютерная техника, принтер, проектор, экран, цветная бумага, фломастеры.

Оформление:

- на доске: а) тема, эпиграфы; .

б) рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват; концентрат; материться - добиться, злиться, больница, лечиться;

в) место для памятки.

План классного часа:

1. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»,

11. Игра «Эстафета добрых слов».

111. Информационный блок «Заразные слова».

IV. Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».

V. Творческие задания.

  1. Памятка «Как избавиться от сквернословия?».

  2. Антиреклама сквернословия.

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход классногo часа

I. Интерактивная беседа пo теме «Слово с большой буквы»

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни - «копролалия»?

Это тяжелое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознатель­но или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом попозже. Сначала послушайте стихи (читает).

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле - печаль

И долговечней - царственное слово.

А.Ахматова

Царственное слово- самое долговечное на земле. Как вы думае­re, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово, как Божий Дар?

Обожествление слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Так, рассказ о сотворе­нии мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований. А как вы понимаете эти слова?

Россия - страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суеслoвие, болтовня - вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустопорожних разговоров. Много на эту тему и пословиц. Попробуйте продолжить некоторые из них:

" Слово - серебро. а молчание - золото»,

«Словом оправдаешься, словом и осудишься»,

«Не торопись языком, торопись делом»;

«Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь»,

«От доброго cлoвa язык не усохнет»,

«Кроткое слово гнев побеждает»,

«Ласковое слово, что вешний день».

Все русские святые благоговейно относились к Слову. Некоторые подвижники годами не не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день - спасешься». Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведет ко греху?

Классный руководитель. Мы, жители современной Рос­сии наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Послушайте еще одно стихотворение А. Ахматовой.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не cтpaшнo под пyлями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны ко­гда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фа­шистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за березку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах - и завещание потомкам: хранить родное слово чистым свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свои народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чис­тым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Классный руководитель. Судя по тому, как говорят наши ученики, мы не выполнили этого завета.

Еще одна цитата. Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать,

и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами мож­но убить, какими - спасти, какими - вдохновить?

11. Иrра «Эстафета добрых слов»

Классный руководитель. Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, С человече­ским словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут под­нять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой це­лебной силой обладают слова: «добро», «вepa», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Становимся в круг, держим друг друга за руки. Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово.

(Проводится игра.)

Классный руководитель. Мне кажется, у нас в классе ста­ло как будто немного теплее. Замечательно было бы, если такие слова звучали бы каждый день!

III. Информационный блок «3аразные слова»

Классный руководитель. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова ... Вернемся к началу классного чaса. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос; - кал, грязь И лалия - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодоли­мое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы У многих наших соотечественников. Максим и Татьяна подготовили небольшой информационный блок о сквернословии.

(Сообщение учащихся сопровождается показом презентации)

Татьяна: Скверные слова присутствуют в лексике большин­ства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, Опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие - матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты ученые проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась це­лебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые ученые утверждают, что мат опасен и для человека. ОН влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям (например, У женщин гpyбeeт голос, появляются мужские при­знаки). С результатами этих опытов соглашаются не все ученые. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить морду». Но и они признают, что мат - это обоюдоострое оружие, как меч без ру­коятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово - ЭТО связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова - от гнилого сердца» Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Максим: Все признают, что нецензурная брань в современ­ной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное сло­во, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое сквер­ное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыд­но употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - рань­ше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас все это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно

, вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

IV. Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Классный руководитель. Итак, вы ознакомились с факта­ми, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

- Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?

- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкуль­турой, следят за своим весом, выполняют режим дня: как вы счи­таете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

~ Сквернословие -это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?

- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?'

Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

_ Считаете ли вы что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (ту­ризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

Творческие задания

1. Cоставление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Классный руководитель. Есть такая точка зрения, что мат «ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата - это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что

достаточно четырех: _ перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

_ избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

_ читать русскую классическую литературу;

запоминать стихотворения, афоризмы;

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (<<елки-палки», «блин», «фиг» и т; п.). Но ,этого делать не стоит ,

ЭТО все равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: «Ро-до-ден-дрон» (цветок такой). И кому-то это помогало.

Составление антирекламы сквернословия ( использованием компьютерной техники -5-6 мин).

Итог работы - смотри приложение 1.

Классный руководитель. Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всex, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с ма­том. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1000 руб­лей уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на премии милиционерам, котopыe задержали нарушителей. Активисты акции - студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата.

Например:

- Наше условие - долой сквернословие!

- Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске.

(Дети выполняют задание, записывая каждый лозунг на лепестке.)

Далее зачитывают то, что у них получилось. Смотри - приложение 2.

Лозунги, составленные детьми:

- Кто использует мат, тот немного глуповат!

- Мат - это помоев ушат.

- Мат - дорога в ад.

- Мат уродует девчат.

- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай

материться!

- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.

- Мат - это ядов концентрат!

- В классе мы найдем управу на словесную отраву!

- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава! и др.

VI. 3акпючитепьное слово

Классный руководитель. Сейчас в России много трудно­стей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и куре­ние. и это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, ко­торая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна.

VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отноше­нии к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?

Приложение 2.

Лозунги, составленные детьми:

- Кто использует мат, тот немного глуповат!

- Мат - это помоев ушат.

- Мат - дорога в ад.

- Мат уродует девчат.

- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай

материться!

- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.

- Мат - это ядов концентрат!

- В классе мы найдем управу на словесную отраву!

- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава! и др.

Час общения Ставим условие: долой сквернословие!Час общения Ставим условие: долой сквернословие!

Команда девочек. Команда мальчиков.

Приложение 1.

памятка для молодежи

«Как избавиться от сквернословия?»


Час общения Ставим условие: долой сквернословие!- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость

к сквернословию;

- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

- читать русскую классическую литературу;

- запоминать стихотворения, афоризмы.

Час общения Ставим условие: долой сквернословие!

Час общения Ставим условие: долой сквернословие!


Час общения Ставим условие: долой сквернословие!Час общения Ставим условие: долой сквернословие!

© 2010-2022