- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на тему Роль классного руководителя в школе
Выступление на тему Роль классного руководителя в школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давлетшина И.Ф. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на школьном педсовете на тему « Классный руководитель в океане школьной жизни».
Классный руководитель - ключевая фигура, обеспечивающая реализацию воспитательной функции школы. Это человек, который наиболее близко стоит к учащимся, хорошо знает их индивидуальные особенности, проблемы, семейные обстоятельства.
От эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя - основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.
Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем.
Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остаётся о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы.
Основное назначение классного руководителя нового времени - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей, а также углубленная систематическая диагностика индивидуального развития школьника, его задатков, способностей, интересов, склонностей.
Особенно ценным в оценке классного руководителя является его творчество, ибо в конечном итоге именно творчество педагога-воспитателя, педагогического коллектива - главное условие повышения качества и эффективности деятельности школы.
Говоря об особенностях работы классного руководителя в средних классах, необходимо обратить самое пристальное внимание на знание возрастных особенностей учащихся.
Классы в которых мы работаем относятся к младшему подростковому возрасту (период от 10 до 12-13 лет).
Чувство взрослости накладывает отпечаток на взаимодействие учащихся с педагогами. Если для младших школьников их учитель является непререкаемым авторитетом, то для младших подростков огромную роль играет первое впечатление, которое педагог производит на ученика. Младший подросток бунтует против запретов и нравоучений.
В младшем подростковом возрасте главным личностным новообразованием является потребность в самоутверждении.
Обязательно учитываются качества личности, нуждающиеся в развитии в этом возрасте:
• Познавательный потенциал: (любопытство; изобретательство; инициатива;
пытливость ума; желание творчества; стремление к прекрасному).
• Нравственный потенциал: (прилежание; упорство и аккуратность; искренность и правдивость; внимательность; наблюдательность; готовность помочь; сопереживание; доброта; великодушие; желание разделить боль и радость другого человека; чуткость; почтительное уважение к старшим; любовь к родителям).
• Физический потенциал: (интерес к подвижным играм; интерес к занятиям спортом; желание стать сильным, ловким; мотивация занятий спортом; стремление к спортивным достижениям; трудолюбие в спортивных занятиях; поиск своего спортивного кумира).
Если рассмотреть, какие виды задач решаются классными руководителями средних классов, то наряду с социальными и воспитательными, решаются задачи диагностические. Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Широкое распространение получили такие виды диагностики, как анкетирование и тестирование учащихся и родителей, изучение уровня воспитанности учащихся, изучение уровня сформированности классного коллектива (социометрическое исследование), уровень развития ученического самоуправления в классе и другие методики.Так же в своей работе мы часто обращаемся за помощью к воспитательному завучу, социальному педагогу школы.
Каждому классному руководителю при работе с классом необходимо придерживаться следующих принципов:
Принцип первый
- безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Принцип второй
- терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
Принцип третий
- диалогичность и открытость в общении с учащимися.
Принцип четвертый
- отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
Принцип пятый
- умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
Принцип шестой
- умение признавать ошибки.
В конце учебного года на последнем родительском собрании отмечаем самых активных родителей. Для этого используем следующие формы поощрения родителей.
Формы поощрения родителей.
*грамоты
* благодарственные письма
* медали и шутливые ордена
* изготовление сувениров самими учащимися
* изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.
Особая забота классного руководителя - проблемные дети
Эти проблемы могут быть связаны:
- с трудной семейной ситуацией;
- с болезнью ребенка;
- с проблемами в общении;
- с особенностями характера
Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное - кто и как вводит ребёнка в жизнь.
Конечно же в нашей работе есть и проблемы, которые связаны прежде всего с взаимоотношениями детей в классе. В любом классе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить со слабыми и робкими, находя удовлетворение в покровительстве.
В педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах.
Это: одинокий волк - сирота - попрошайка -штатная единица -принцесса -клоун -способный ребенок -самобичиватель -Гибралтарский утес и звезда. Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей, думаю, их названия говорят сами за себя. Подумав, каждый классный руководитель определит, кто есть кто у него в классе. И без знания неофициальной системы взаимоотношений в классе классный руководитель не может управлять развитием коллектива. Для этого и необходимо такая диагностика как социометрия.
Классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу ребята, , каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для выявления различных характеристик класса можно использовать следующие методики.
Социометрия
Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.
Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?
Фотография класса.
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Урок физкультуры.
Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование - учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включённости в жизнь класса.
Очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает высокого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своём виде деятельности.
Состояние классного коллектива - это непрерывный противоречивый процесс его развития, имеющий свои этапы:
В классном коллективе важны следующие правила:
Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!
Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!
Один говорит - все молчат!
Задумал - предложи, пообещал - выполни!
Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!
Все всегда во всём вместе! - это наш девиз
В каждом классе складываются свои традиции, такие как:
1. День рождения класса
2. Поздравление именинников класса с днём рождения
3. Поздравление юношей с днём защитника Отечества и девочек с днем 8 Марта.
4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»
5.Праздник окончания учебного года (каждый ребёнок получает грамоту
по рейтингу активности учащихся)
Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то - издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул. Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус.
6. Коллективные походы, экскурсии, внеклассные мероприятия играют значительную роль в формировании классного коллектива. Объединяют детей общими интересными впечатлениями и переживаниями - это моё глубокое убеждение. При проведении внеклассных мероприятий стараемся привлекать весь класс. Во время каникул стараемся организовать экскурсии в целях духовно- нравственного воспитания детей. В прошлом учебном году оба наших класса съездили в г. Уфа. В целях укрепления здоровья детей на зимних каникулах посетили бассейн «Дулкын» в г. Янаул, после которого дети остались очень довольные.
7. Регулярные коллективные обсуждения классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий). Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это - главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.
8.Грамотно продуманная тематика классных часов
День Рождение класса или «Давайте познакомимся»
Мои одноклассники
Азбука общения
Учимся сотрудничать
Самый классный класс или «Чуть - чуть о каждом» -презентация детей
Роскошь человеческого общения
Каждый сам за себя или дружная семья - самый результативный по мнению детей.
Так же на классных часах в ходе беседы с ребятами мы рекомендуем использовать притчи как метод духовно- нравственного воспитания.
Например, притча «О двух волках»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, верность…
Маленький индеец задумался и спросил:
- А какой волк побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притчи очень нравятся детям, они охотно их обсуждают, ищут смысл, делают выводы.
Так же можно использовать игры, как метод духовно-нравственного воспитания.
Например, «Спасаем друзей» ( ситуации на карточках).
9.Наглядность всей деятельности коллектива - имеет важное значение в формировании коллектива
Летопись класса.
10.Союз учеников, родителей и классного руководителя
Невозможно без поддержки родителей добиться хороших результатов.
Мы считаем,что классному руководителю необходимо:
-
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции: не имея мира в собственной душе, нельзя его дать другим
-
Искать выход из конфликта, а не виноватых
-
Быть добрым и честным человеком: добро, сделанное тобой, всегда вернётся к тебе многократно увеличенным
-
Любить ребёнка таким, какой он есть
-
Уважать в каждом ребёнке личность
-
Верить в возможности каждого ребёнка
-
Раскрыть душу ребёнка прежде, чем ум
-
Сделать родителей ребёнка своими союзниками в деле воспитания
Исходя из вышесказанного можно сказать так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
В начале учебного года необходимо проводить диагностику через анкетирование с целью определения уровня нравственной воспитанности учащихся, выяснение ценностного отношения к жизни, людям, самим себе. О результатах сообщать не только учащимся, но и на родительских собраниях доводить до сведения родителей.
Наши родители - это активные помощники, союзники в воспитании и обучении детей.
Они - это продолжение нашего ученического коллектива. Они шьют нам прекрасные костюмы, предлагают интересные сценарии для мероприятий, пекут удивительные кондитерские изделия, живо откликаются на наши наставления и просьбы. Костюмы, сшитые нашими родителями можно было увидеть на праздниках «Осенний бал», « Новогодний карнавал» и т.д.
Это очень важно, ведь семья является одним из важнейших социальных институтов воспитания.
Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе способствует порой созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта учащихся в школе и за ее пределами.
Тесная связь с родителями помогает узнать о наклонностях учащихся, материально - бытовых условиях, требованиях родителей и обучению и воспитанию.
Плохо, если проведение родительских собраний сводится только к знакомству с информацией «Об итогах успеваемости какой то четверти».
Проведение родительских собраний для нас - это одна из возможностей постоянной организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей.
К родительским собраниям всегда готовимся заранее, составляем планы, готовим различные тесты.
Планов на будущее очень много, и все они не за горами, т.к. дети растут не по дням, а по часам.
Быть сегодня классным руководителем нелегко.
Ведь классный руководитель - прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.
Вот у такого классного руководителя - все будет хорошо и все получится! Всем этого желаем.