Программа воспитательной работы в классе (5-6 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

Замдиректор школы по ВР

О.И. Зыкина

_____________




Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми,

надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому,

надо, наконец, жить жизнью детей,

чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили





ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

на 2014-2016гг.

(5-6 класс)









Разработана кл.руководителем

Скакуновой Е.А.




Рязань, 2014г.

1. Проблемный анализ


В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современное российское образование подчеркивает приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, подходы, отношения, иное поведение.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, прежде всего он личность. Обращение к личности ребёнка и его потенциальным возможностям является одним из средств решения вопросов воспитания.

Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых требований к молодежи: от нее требуется умение конкурировать, а также умение самоопределяться и самореализовываться. Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в жизни успеха. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость. Поэтому, на мой взгляд, воспитание - это целенаправленный процесс развития успешного человека.

Школа один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя.

Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, позитивной и успешной?»

Для ответа на этот вопрос мной была разработана данная программа воспитательной работы с классом.

2. Актуальность целей и задач

Основной целью программы является создание условий для развития активной успешной личности на основе коллективной творческой деятельности.

Основные задачи программы:

  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся;

  • помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;

  • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;

  • формирование классного коллектива как воспитательной системы;

  • совершенствование классного ученического самоуправления;

  • вовлечение учащихся в деятельность, способствующую их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга;

  • поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;

  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио»;

  • создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;

  • формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

  • воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;

  • сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;

  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой.

Таким образом, реализация цели и задач программы предполагает создание благоприятных условий для успешной социализации личности и сплочения классного коллектива, что и будет являться ведущим направлением воспитательной работы с классом.

Актуальность данного направления деятельности основана на изучении возрастных особенностей учащихся, а также на результатах социометрического исследования классного коллектива, который показал наличие нескольких «враждующих» групп детей и низкий коэффициент сплоченности класса.

3.Содержание программы

В основе работы с классом лежат следующие принципы деятельности:

  1. Включение учащихся в активную деятельность.

  2. Доступность и наглядность.

  3. Связь теории с практикой.

  4. Учёт возрастных особенностей.

  5. Доверие.

  6. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  7. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложому).

  8. Умение применять полученное знание для самостоятельной ориентации в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.

Реализация программы проходит через игровую, практическую и проектную деятельность.

Игра стимулирует трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению, снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, мальчиками и девочками, вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, любую форму, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений. Проект, в свою очередь, развивает у учащихся необходимые, на мой взгляд, в современном обществе умения.

Рефлексивные умения:

  • отвечать на вопрос: чему нужно научиться?

Поисковые (исследовательские) умения:

  • генерировать идеи, привлекая знания из различных областей

  • находить недостающую информацию

  • находить несколько вариантов решения проблемы

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • навыки коллективного планирования

  • умение взаимодействовать с любым партнером

  • навыки взаимопомощи и делового партнерского общения

  • умение находить и исправлять ошибки в работе

Менеджерские умения:

  • проектировать процесс (изделие)

  • планировать деятельность, время, ресурсы

  • принимать решения и прогнозировать их последствия

Коммуникативные умения:

  • вести дискуссию

  • отстаивать свою точку зрения

  • находить компромисс
    Формы и методы работы.

В рамках реализации программы используются различные формы и методы работы.

По типу взаимодействия:

  • коллективные (по одному направлению одним педагогом со всем коллективом обучающихся);

  • групповые (с отдельными группами обучающихся);

  • индивидуальные;

  • интегрированные (двумя-тремя педагогами или одним, но по разным направлениям);

  • межвозрастного взаимодействия (обучающиеся, освоившие необходимый квалификационный уровень, проводят занятия с обучающимися среднего школьного возраста).

По виду деятельности обучающихся:

  • классный час;

  • практикум;

  • деловая игра;

  • практической занятие;

  • КТД

Из нетрадиционных форм занятий наиболее часто используются:

  • психологическое занятие;

  • занятие-презентация;

  • спектакль (атрибуты, переодевания, костюмы);

  • игра-погружение.

Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Этапы реализации программы

Реализация программы предполагается в четыре этапа и рассчитана на 2 года.

Первый этап (1 полугодие 5 класса) сентябрь-декабрь 2014г.

Класс хорош, если в нём хорошо каждому ребёнку.

Цель: создание условий для адаптации учащихся в среднем звене школы на основе коллективной творческой деятельности.

Задачи:

  • развитие мотивации к учебной деятельности;

  • осуществление психолого-педагогического диагностирования с целью выявления микроклимата в классе;

  • формирование дружного отзывчивого коллектива через совместную практическую деятельность;

  • развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям во внеурочной деятельности и общественные поручения.

Ожидаемые результаты

  • сформирована мотивация к учебной деятельности, наблюдается стремление к улучшению результатов в учебе;

  • сформирована способность к самоанализу причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;

  • объединение класса общим делом.

Второй этап (2 полугодие 5 класса) январь-май 2015г.

Цель: смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

  • привлечение родителей к сотрудничеству во всех видах деятельности класса;

  • активизация деятельности органов классного самоуправления;

  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся при их тесном взаимодействии с социумом;

  • формирование устойчивой нравственной позиции, основанной на культурных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий.

Ожидаемые результаты

  • учащиеся проявляют инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;

  • наблюдается активное сотрудничество с учащимися и родителями класса;

  • сформированность мотивации к заполнению портфолио ученика;

  • развитие умения работать в команде.

Таким образом, к концу 5 класса у учащегося:

  • сформирована личностная идентификация: «Кто я?». Знает свои желания, потребности, сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера; знает о способах реагирования (рефлексии);

  • имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения; умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеет вести диалог, беседу; знает, что такое конфликт и как его можно избежать; знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях; умеет и знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку;

  • сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений: умеет работать с информацией; знает технологию поведении на уроке, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы по дому (все очень качественно); убирать территорию, ухаживать за растениями, домашними животными.

Третий этап (1 полугодие 6 класса) сентябрь-декабрь 2015 г.

Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше

без помощи учителя.

Цель: создание условий для развития личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.

Задачи:

  • создание условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка;

  • помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;

  • формирование положительного отношения к базовым ценностям: труду, семье, человеку, природе, знаниям.

Ожидаемые результаты

  • овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития;

  • развитие творческих способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и их выполнение;

  • повышение уровеня развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления (эти навыки и умения проверяются специальными тестами, и результаты сравниваются с начальными показателями);

  • повышение активности класса во внеурочной деятельности.

Четвертый этап (2 полугодие 6 класса) январь-май 2016г.

Цель: создание условий для развития самостоятельности в делах, повышение творческой активности через содействие процессам саморазвития и нравственной самореализации.

Задачи:

  • включение учащихся в разностороннюю учебную деятельность;

  • активное вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;

  • реализация основных программ школы по направлениям «Мы и наше свободное время», «Я и другие».

Ожидаемые результаты


  • активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;

  • увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях);

  • сформирована адекватная самооценка большинства учащихся;

  • развиты начальные механизмы творческого воображения: может придумать начало или конец сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать и сделать подарок; составить приглашение на праздник, в гости так, чтобы удивить.

Календарный план

Месяц

5 класс

6 класс

Сентябрь

«Вежливость как основа воспитанности»

(этические нормы поведения)

«Мир моих интересов и увлечений» (самоопределение)

Октябрь

«Добротой себя измерь» (принцип уважения и доброго отношения к людям)

«Умей быть благодарным» (быть благодарным к окружающим за их доброе отношение)

Ноябрь

«Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке» (формирования характера)

«О матерях можно говорить бесконечно» (заботливость и внимание к матери, бережное отношение к её здоровью)

Декабрь

«Дружба начинается с улыбки» (этическая сущность дружеских отношений)

«Береги всё живое» (этические нормы отношения человека к природе и всему живому)

Январь

«Дружили мальчик с девочкой…» (проблема отношений между мальчиками и девочками)

«Хозяин и гости» (особенности этикета в домашней обстановке и в гостях)

Февраль

«Мы живём среди людей» (основные нормы этики в отношениях с окружающими).

«В школе ты хозяин и гость» (применение требований этикета и этических правил в повседневной школьной жизни).

Март

«Вместе нам все по плечу» (проведение занятия по командообразованию)

«С вилкой и ножом» (нормы поведения за столом).

Апрель

«Отчего бывает одиноко?» (этические нормы отношений в коллективе).

«Раздели печаль и радость другого» (Об умении уметь видеть и понять состояние другого).

Май

«Без друзей меня чуть-чуть…» (нравственная самооценка как члена коллектива, товарища, друга).

«В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души» (инсценированный праздник).


4. Критерии оценки результатов

Критерии оценки результативности воспитательного процесса в рамках предлагаемой воспитательной системы:

Критерий психологического комфорта:

  • познавательная активность, инициатива;

  • стремление к совместной деятельности;

  • открытость к другим лицам вне коллектива;

  • позитивность эмоционального отношения к будущему.

Критерий развития:

  • уровень мотивации, характер жизненных ценностей, открытость, коммуникативность, трудолюбие;

  • адекватность, действенность самооценки, степень реализации внутреннего потенциала;

  • нравственные качества (устойчивость, умение сотрудничать, забота о людях);

  • выявление индивидуального своеобразия личности.

Критерий воспитания:

  • ориентация на позитивную оценку своего поведения со стороны взрослых;

  • развитие самоорганизации, самодисциплины.

5.Условия реализации программы

  • наличие материально-технической базы: канцтовары, оргтехника, классный кабинет, технические средства обучения, компьютерное оснащение;

  • методические пособия: наглядный и дидактический материал, личные разработки, интернет ресурсы;

  • информационное обеспечение: школьный сайт school-68.ru, классный уголок, группа «в контакте»;

  • кадровое обеспечение: классный руководитель, родители, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, члены детского общественного объединения «Школьный парламент».

8


© 2010-2022