Классный час на тему: Доброта

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ "СОШ" № 2





КЛАССНЫЙ ЧАС


"ДОБРОТА"

Учитель МОУ «СОШ № 2»

г. Исилькуля Омской области

Григорьева Лилия Валерьевна


Классный час на тему: Доброта

ИСИЛЬКУЛЬ



Цели: воспитание доброты, чуткости, сострадания, сопереживания, доброжелательности

СКАЗКА О ЗЛОЙ КОЛДУНЬЕ И КОТЕНКЕ

Классный час на тему: Доброта


КОЛОКОЛЬЧИКИ ДОБРА

Оформление: эмблема программы "Детский орден милосердия" - котенок с колокольчиком.

Ведущий (на фоне музыки): Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.

А неподалеку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех. Она долгл ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.

Не обратила внимание Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она, что он сможет помешать ей творить зло. Тогда побежал котенок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. И услышали его на корабле. Пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стал символом надежды, счастья, веры и добра.

"Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков" - таков девиз "Детского ордена милосердия". Да, если оглядеться вокруг, есть люди, нуждающиеся в защите, и если нет у нас в обществе настоящих меценатов, есть мы - дети, которые своим добрым словом и добрым делом способны скрасить одиночество.

Появляется Злая Колдунья.

Злая Колдунья: Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло! Вот внесу я сейчас раздор среди вас, и никакие колокольчики не помогут!

Вбегают колокольчики.

1-й колокольчик: Вы нас звали?

2-й колокольчик: У кого беда случилась?

3-й колокольчик: Вам нужна помощь?

Ведущий: Да вот никак не угомонится Злая Колдунья.

Злая Колдунья: Миром должно править только зло и ничего, кроме зла!

Ведущий: Ребята, давайте все вместе постараемся переубедить Злую Колдунью, что только доброта может дать счастье людям.

1-й колокольчик: А мы вам поможем в этом!

Злая Колдунья: Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти и эгоизма!

Ведущий: Да, к сожалению, и такое бывает. Но человеку присущи и такие качества, как мужество.

2-й колокольчик: Скромность.

3-й колокольчик: Честность!

Злая Колдунья: А отрицательных больше! Посмотрим? Я называю плохие качества, а вы хорошие. И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я!

Ведущий: Ну, если Злая Колдунья любит играть, значит, не все потеряно. Попробуем!

Злая Колдунья достает книгу "Энциклопедия зла".

Называет по очереди отрицательные качества: трусость, лживость, лицемерие и т.д. Ребята по очереди с Колдуньей называют положительные качества. Когда дети испытывают затруднения, им помогают колокольчики: правдивость, искренность, храбрость, доброта, благородство…

Злая Колдунья: Благородство.., доброта… (Ищет слова в книге "Энциклопедия зла"). В моем учебнике и слов таких нет. Объясните, что это за слово-то такое - доброта?

Ведущий: Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о добре.

Показывает книгу с русскими народными пословицами.

Злая Колдунья: Ага, пословицы!

Колдует над книгой с карточками и пословицами.

Злая Колдунья: Бурум-шурум, шалты-балты! Край неба алеет, трава зеленеет, перемешай, запутай так, чтоб не выбрались, не нашли истины. Готово! Так где же ваши пословицы о доброте? (Достает одну, читает): "Добро порицай, а зло поощряй". Вот и я о том же твержу, что и народная мудрость!

Ведущий: Ребята, Злая Колдунья в пословицах все слова перепутала. Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно.

Ребята в группах правильно складывают слова и предложения, получаются пословицы. Время на подготовку 7 минут. Пословицы зачитываются, объясняется смысл одной из них, например: "Доброго держись, а от худого удались" ,"Тому тяжело, кто помнит зло" и т.д.

Злая Колдунья: Пусть будет по-вашему, только вот в чем я совершенно уверена, что нет лекарства протиы одиночества.

Ведущий: Ребята, а как думаете вы?

Работа в микрогруппах 5 минут. Высказываются.

1-й колокольчик: Да, когда о тебе помнят не так ощущается одиночество.

2-й колокольчик: Когда ты знаешь, что рядом друг - его тепло согревает тебя в момент одиночества.

3-й колокольчик: Когда ты уверен, что тебя не бросят в беде - это уже не одиночество.

1-й колокольчик: Будь это престарелый человек.

2-й колокольчик: Или ребенок в инвалидной коляске.

3-й колокольчик: Или ребенок, у которого нет родителей.

Злая Колдунья: Как вы меня растрогали. Только почему не все ребята на ваши слова откликаются?

Ведущий: Действительно, а что мы можем сделать у себя в школе, чтобы ребята больше совершали добрых поступков и могли отличить плохое от хорошего?

1-й колокольчик: И как было бы замечательно, если бы в нашей школе прошел День Добра.

2-й колокольчик: В течение которого проходили бы уроки Добра.

3-й колокольчик: Операции "Забота" и "Милосердие".

1-й колокольчик: "Подарок другу" и "Примите наши поздравления".

2-й колокольчик: Выступления творческих коллективов "От улыбки станет всем светлей"

3-й колокольчик: Спешить делать добро призывала бы школьная стенгазета.

Ведущий: Ребята, а давайте уже сейчас начнем к нему подготовку!

Участники распределяются на творческие микрогруппы: подбирают стихи и песни, ставят танец под музыку Чайковского "Вальс цветов", сочиняют стихи о добре, добрых поступках, готовят материалы для стенгазеты (название, рисунки, тексты). На подготовку - 60 минут. Проходит защита материалов, стенгазеты, мини-концерт.

1-й колокольчик: Как все ребята постарались!

2-й колокольчик: Сразу видно, что все вложили в это дело частичку своей души.

3-й колокольчик: И в знак признательности мы дарим вам колокольчики.

По одному колокольчику на группу.

Колдунья: А сейчас в каждом колокольчике напишите те дела, которые проходят у вас в классе в рамках программы "Детский орден милосердия". Расскажите нам о них.

Обмен опытом.

Ведущий: Как много у нас получилось колокольчиков! И мы предлагаем прикрепить их рядом с нашей эмблемой.

Под звон колокольчиков (звоночков) и колоколов (фонограмма) ребята крепят колокольчики рядом с эмблемой.

Ведущий: Вот уж воистину "Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков". Отыщите колокольчик в безоблачный ясный день, когда от ветра колышутся только листья осин, прислушайтесь… Он звенит! Звенит он ранним утром, радуясь теплу и свету. Звенит и в жаркий полдень, и на вечерней заре, как бы напоминая нам:

1-й колокольчик: Истинное добро всегда просто.

2-й колокольчик: Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно.

3-й колокольчик: Делайте людям добро!

Как часто нам не хватает этого колокольчика…

Почему в День Знаний мы заговорили о добре?

В 2007 году исполняется 100 лет со дня рождения Дмитирия Сергеевича Лихачева. Это академик. Человек, к мнению которого прислушивались многие в нашей стране. Он изучал древнюю русскую литературу, летописи. Хорошо знал русский народ, его историю и то, что русские люди больше всего ценили доброту. Он написал молдежи, детям "Письмо о доброте". Дмитрий Сергеевич говорил, что о добрых людях очень легко, интересно рассказывать и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие - все одинаковы и малоинтересны.

* Давайте подумаем, чем так интересны добрые люди? Что такое доброта?

Доброта

милОсердие,

люБовь,

спРаведливость,

дОверие,

чесТность,

счАстье.

*Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о добре (ребята озвучивают пословицы):

Добро поощряй, а зло порицай.

Учись доброму - худое на ум не пойдет.

Истинное добро всегда просто.

Сделаешь худо - не жди добра.

Добрл желаешь, добро и делай.

За добро добром платят.

Добрый человек добру и учит.

Живи для людей, поживут люди для тебя.

С добрым жить хорошо.

Худого худым не исправишь.

Добро наживай, а худо изживай.

От добра добра не ищут.

Своего "спасибо" не жалей, а чужого не жди.

Доброго держись, а от худого удались.

Тому тяжело, кто получит зло.

Делать добро спеши.

Если ты сделал добро - скрой, если тебе сделали добро - расскажи.

* Газета "Аргументы и факты" проводит акцию "Доброе сердце" - помогаетлюдям, попавшим в беду: больным, которым требуются дорогостоящие операции, инвалидам. (Приводятся примеры такой помощи, показываются статьи и фото детей)

* Какой урок вы извлекли из моего рассказа?

"Чтобы стать человеком, надо любить людей, и надо, чтобы люди тебя любили. Вероятно, это первейшее и главнейшее требование к человеку". Как с этим выводом писателя А.Маркуши перекликаются следующие строки белорусского поэта Петруся Бровки:

Будь щедрым! Время не забудет

Хорошим словом помянуть

Того, кто сердце отдал людям,

Запомни это, щедрым будь!

*Давайте попробуем решить две задачи.

Задача 1. Колька - самый задиристый парень во всем дворе. Колька увидел, как попал под машину перебегавший дорогу котенок.Котенок погиб, и Колька у всех на глазах разревелся. Спрашивается: будут ли теперь ребята уважать Кольку?

Задача 2. Жадному Олегу (если у него не хватает денег на мороженое, он всем предлагает: "давай на пару купим" - и точно высчитывает, сколько кому лизнуть). Ребята придумали наказание: купили 3 пломбира и дали ему съесть одному. Он от жадности съел все три - и заболел. Спрашивается: правильно ли поступили ребята?

Такие задачи задавал ребятам писатель А.Маркуша и получил 100 ответов. "Умные будут уважать Колю, как и раньше уважали. А те, которые перестунут его уважать - дураки. С.Барановский, 5 класс".

Этот самый короткий ответ мне особенно нравится. Прежде всего, нравится решительной непримиримостью к жестокости, которая в нем звучит. А я не знаю более страшной черты в человеке, чем жестокосердность, невосприимчивость к чужой боли, к судьбе слабого - хоть котенка, хоть птенца, не говоря уже о самом человеке.

Решение второе. "Скорее всего, ребята поступили правильно. Жадных надо истреблять, как… всякую заразу. Жадный видит только свою выгоду, а до других людей ему нет никакого дела. Слова не на каждого действуют, а уж на жадного и вовсе: он послушает-послушает и тут же постарается все забыть. И забудет - так ему выгоднее! Матти Загриц, 7 класс".

* Часто, сделав хорошее дело, человек на "спасибо" отвечает: "не стоит благодарности". Что же означает слово "благодарность"?

Благодарность - признательность за доброе отношение, за помощь.

"Благодарность - это память сердца". (П.Бауст).

В прекрасном русском слове "благодарю" заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести и из благородных побуждений, щедро отдаю частицу своей души.

Кому и чему в жизни и за что может быть благодарен человек? Бывали ли вы благодарны кому-нибудь за что-либо? Что вы чувствовали при этом? Как воспринимали вашу благодарность те, кого вы бдагодарили?

* Пословицы:

Доброе дело без награды не остается.

За добро добром платят.

И собака помнит, кто ее кормит.

На лихо жди лихо, на добро - добро.

Своего "спасибо" не жалей, а чужого не жди.

"Неблагодарность - не только дремучее невежество души, но и само по себе зло. Неблагодарность страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к вам с добротой и пониманием, а потому, что она обедняет нашу собственную душу". (В.Сухомлинский).

* Я хочу вам рассказать старинную горскую легенду. Было у матери трое сыновей. Двое - дети, как дети, а третий вырос негодяем. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его…

И случилось так, что после долглго отсутствия негодный сын заявился домой и стал безобразничать и обижать свою мать. Соседи стали укорять и срамить его, напоминали, сколько добра сделала для него мать, и сколько нанесенных ей обид простила. Но не внял негодный сын словам людей, а стал грозить, что убъет мать, если не уберутся и не замолчат. Никто не поверил ему и не ушел.

Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать, а чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках… Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно сказало тихим голосом матери: "Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?"

На этой щемящей ноте звучит музыка («Аве, Мария!»)

Использованная литература:

Усова М. В. Организация деятельности детских общественных объединений по программе «Детский орден милосердия».//Классный руководитель. - 2001, № 7.


© 2010-2022