ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности внеклассной работы в социализации школьников.


Елена Равильевна Ахметзянова

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №21 города Павлодара»

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растет детская преступность.

В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Соблюдая преемственность, уровень основного общего образования направлен на расширение образовательной среды путем дополнения содержания образования компонентами общечеловеческой культуры в соответствии с возрастными возможностями обучающихся и их интересами. Это содержание послужит средством и условием освоения обучающимися социальных навыков, коммуникативной компетенции, позволит им осознанно ориентироваться как в настоящем времени, так и в последующей взрослой жизни, быть мотивированным и к продолжению образования в течение всей жизни. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.

Внеклассные занятия должны расширять лингвисти­ческий кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому языку, должны прививать уча­щимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литерату­рой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимо­связи классных и внеклассных занятий, научной углуб­ленности, практической направленности, занимательно­сти, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития твор­ческих способностей.

Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы для слабо владеющих русской речью.

Во внеклассных занятиях должны широко исполь­зоваться межпредметные связи. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении рус­ского и изучаемого иностранного языка, о роде заим­ствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхожде­нии письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний и умений, так и активиза­ции естественной речевой деятельности школьников.

Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио - и телепередач, чтение га­зет и журналов.

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют та­кие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, обра­зование слов и их этимология. Эти внепрограммные во­просы могут быть включены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.

Общеизвест­но, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных заняти­ях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоя­тельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятель­ная работа ученика. Однако все эти методы используются в не­принужденной обстановке, что создает атмосферу большой за­интересованности в работе.

Формы организации внеклассной работы по русскому язы­ку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олим­пиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени пере­стали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конферен­ции, уроки-сказки и т. д., апробированные сначала во внекласс­ной работе по предмету.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в от­дельных классах, и общешкольные мероприятия, и система­тические занятия, например, кружка, клуба. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между со­бой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбира­ет для работы с учащимися материал по какому-то одному раз­делу языка, более или менее обширному, в соответствии с воз­растом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Традиционными стали в школах недели русского языка. Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам. Подготовка недели ведется в течение длительного времени, ее тема и со­держание обсуждаются и утверждаются на заседании методи­ческого объединения учителей. Несомненно, главная организующая роль принадлежит учи­телю. Его энтузиазм, желание заинтересовать учащихся сво­им предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Эффективными формами деятельности являются открытые заседания лингвистических кружков. Проведенные в дни не­дели русского языка, такие заседания непременно привлекут внимание учащихся, и, возможно, некоторые из них станут постоянными участниками кружка. Успешно проходят в школе смотр лингвистических газет и лингвистический КВН. Эти мероприятия включаются обычно в программу недели русского языка по желанию самих учащихся.

Интерес к русскому языку воспитывается всей классной и внеклассной работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей за­дачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, спра­вочниками и словарями.

Систематически и планомерно осуществляемая вне­классная работа по русскому языку имеет большое об­разовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения. Внеклассная работа проводится в тесной взаимосвя­зи с уроками русского языка и строится на общедидак­тических принципах обучения: научности, сознательно­сти и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к уча­щимся, а также на основе принципа коммуникативно­сти. Однако, являясь есте­ственным продолжением учебной деятельности школь­ников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, фор­мы и методы организации.

Литература

1.Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов - М: Просвещение, 1965. - 214с.

2. Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова - М.: - Просвещение, 1968 -273с.

3. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

4. Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов.- М.: Просвещение, 1985.-241с.



© 2010-2022